Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Московской духовной академии состоялся вечер памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

15 сентября 2024 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошли памятные мероприятия, посвященные 15-летию со дня преставления легендарного лаврского регента архимандрита Матфея (Мормыля).

После молитвенного поминовения за Божественной литургией в Успенском соборе и Покровском академическом храме, панихиды на могиле отца Матфея, за которой молились и пели в том числе преподаватели и студенты факультета церковно-певческого искусства МДА, в Большом зале Московской духовной академии состоялся творческий вечер памяти архимандрита Матфея (Мормыля).

Открывая вечер, декан факультета церковно-певческого искусства игумен Лазарь (Гнатив), в частности, сказал: 

«Мы рады приветствовать вас на вечере памяти, приуроченном к 15-летию со дня преставления выдающегося регента, многолетнего уставщика, члена духовного собора Свято-Троице-Сергиевой лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии, пастыря, наставника и учителя целого ряда поколений учащихся Московских духовных школ и лаврских богомольцев архимандрита Матфея (Мормыля).

Говорить о такой личности, как отец Матфей, — дело непростое и требует определенного дерзновения, настолько ярким, неординарным, всесторонне Богом одаренным он был: и в своем регентском служении, и в пастырской и преподавательской деятельности, и в общении.

Отличительной чертой регентского служения отца Матфея как знаковой фигуры в области богослужебно-певческого искусства Русской Православной Церкви была его бесконечная преданность своему делу, постоянное стремление к некоему богослужебно-певческому идеалу, высокая требовательность к себе и другим.

Он был очень цельной и последовательной натурой. Все, что он делал в церковном пении, было им осмысленно, продумано, основывалось на глубоком знании истории богослужебного пения, литургики и литургического богословия, устава, тонкостей совершения богослужения, знании (часто наизусть) и понимании богослужебных текстов.

Таким он нам запомнился: неутомимым тружеником на ниве церковного пения, ревностным и бескомпромиссным, когда речь шла о качестве пения и совершения богослужения, строгим и взыскательным, неожиданно добрым, чутким, снисходительным и мудрым, человеком острого ума, с искрометным чувством юмора и феноменальной памятью, помнящим поименно всех своих певчих, учеников и учениц».

Своими воспоминаниями о приснопамятном отце Матфее, соработничестве с ним на ниве церковного пения поделилась выпускница регентского класса (ныне факультет церковно-певческого искусства) Московской духовной академии, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря г. Коломны, старший регент монастырского хора игумения Ксения (Зайцева). В завершение своего выступления, наполненного яркими и поучительными примерами, изречениями отца Матфея, матушка Ксения представила фильм с уникальными кадрами, на которых отец Матфей запечатлен с сестрами Ново-Голутвинского монастыря, и фрагментами репетиционного процесса отца Матфея с монастырским хором.

В продолжение вечера прозвучали духовные песнопения. 

В исполнении Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением регента иеромонаха Нестора (Волкова) были представлены:

1. Величание преподобному Сергию Радонежскому Б. Додонова.

2. «Блажени яже избрал» Г. Львовского в переложении архимандрита Матфея. 

3. «Благословен еси, Господи» П. Чеснокова в переложении архимандрита Матфея. 

Смешанный хор Донского ставропигиального монастыря г. Москвы под управлением регента Екатерины Садиковой (многолетней помощницы отца Матфея по смешанному хору Лавры) исполнил следующие песнопения:

1. Задостойник Успения П. Чеснокова. 

2. «К Богородице прилежно» А. Архангельского. 

3. «Крест Хранитель всея вселенныя» диакона Сергия Трубачева. 

4. Величание Троице А. Кастальского. 

5. Величание преподобному Сергию А. Кастальского. 

6. «Восста яко спя Господь» Б. Ледковского. 

7. «Да молчит всякая плоть» Г. Львовского. 

8. «Христос Воскресе» А. Никольского.

Между произведениями Екатерина Садикова прокомментировала выбор репертуара для данного вечера своими воспоминаниями, размышлениями, теми или иными случаями из жизни и общения с отцом Матфеем.

Приглашенный гость вечера — народный коллектив, лауреат всероссийских и международных конкурсов,чемпион Всемирных хоровых игр, победитель вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!» академический мужской хор МИФИ. Художественный руководитель и дирижер — заслуженная артистка России, кавалер ордена святой равноапостольной княгини Ольги Надежда Малявина. 

В исполнении хора прозвучали:

1. «Единородный Сыне» П. Чеснокова. 

2. «К Богородице прилежно» П. Чеснокова. 

3. «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» С. Рахманинова, солист Максим Дунаев. 

4. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

5. Концерт № 34 «Да воскреснет Бог» Д. Бортнянского.

6. «Ангел вопияше» Н. Уварова. 

Слушатели особенно восторженно встретили выступление данного коллектива в стенах Московских духовных школ.

На вечере была продемонстрирована уникальная видеозапись: чтение отцом Матфеем Евангелия за богослужением на всенощном бдении в 2007 г. (память святого апостола и евангелиста Матфея), а также редкие фотографии отца Матфея.

Вечер завешился пением «Вечной памяти» всеми присутствующими, которую приснопоминаемому архимандриту Матфею провозгласил патриарший архидиакон Константин Барган.