В Московской духовной академии состоялась межвузовская аспирантская конференция
6 мая в Московской духовной академии состоялась межвузовская аспирантская конференция, в которой приняли участие студенты Московской, Санкт-Петербургской духовных академий, а также иных высших духовных учебный заведений г. Москвы.
Конференция открылась приветственным словом наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководителя аспирантуры Московской духовной академии, профессора игумена Дионисия (Шлёнова). В своем выступлении отец Дионисий обратил внимание собравшихся на тесную взаимосвязь между богословием и добродетелью, которая в творениях ряда святых отцов и учителей Церкви выражается в том, что богословие и есть добродетель.
После его доклада началась работа двух секций конференции, которые работали в очно-дистанционном формате.
Первая из них прошла в Малом актовом зале Московской духовной академии. На ней выступили докладчики, предметом исследования которых стали такие области теологии, как библеистика, богословие, патрология. Целый ряд докладов вызвал оживленную дискуссию участников конференции, так как актуальность затрагиваемых в докладах тем не позволяла оставить аспирантов безучастными в обсуждении вопросов, которые затрагивались молодыми исследователями.
В данной секции со своими докладами выступили:
- иерей Роман Алексеевский — «Богословие прп. Порфирия Кавсокаливита (некоторые аспекты вопроса)»;
- Байдаков Ростислав Николаевич — «Образ святого по агиографическим творениям свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского»;
- иерей Сергий Вязьмин — «Поставление епископа в евхаристической экклезиологии прот. Николая Афанасьева»;
- иерей Алексий Голубев — «“Догматическая паноплия” Евфимия Зигабена как основной памятник антибогомильской полемики в Византии XI–XIII вв.»;
- иерей Илия Горюнов — «Оккультная методика исцеления “Тета-хилинг” и ее православный анализ»;
- иерей Даниил Горячев — «Понятие антиномии в работах прп. Иустина (Пόповича)»;
- Гуляев Денис Александрович — «Христианская практика “Размышление над Священным Писанием” в “Собеседованиях” прп. Иоанна Кассиана Римлянина»;
- Гусев Никита Денисович — «Богословский анализ повествования об установлении монархии в Древнем Израиле (1 Цар. 8:12): амартологический аспект»;
- иеромонах Давуд (Пасилиос) — «Литургия Коптской Православной Церкви — историко-богословский анализ»;
- иеромонах Дамиан (Воронов) — «Анализ концепции нейрофилософа П. Черчленд о происхождении морали»;
- Елиманов Вадим Евгеньевич — «Философские основания учения свт. Григорий Паламы о нетварности Божественного света»;
- иерей Александр Ермолин — «Исследование современными иностранными авторами богословия русской диаспоры»;
- Жиденев Станислав Владимирович — «Восток и Запад в трудах митр. Антония Сурожского (Блума) и С.И. Фуделя»;
- иеродиакон Иоасаф (Устюжанинов) — «Сотрудничество свт. Феофана Затворника с иноками Афонской Горы в деле издания перевода “Добротолюбия” на русский язык»;
- иерей Дионисий Ким — «Нарративный анализ: история, метод, оценка в рамках православной библеистики»;
- Кныш Алексей Валерьевич — «Опыт реконструкции жизненного пути Евсевия Эмесского: функциональная и социологическая биографические модели»;
- Коробов Владимир Сергеевич — «Особенности западной и восточной христологии накануне споров о славе Христовой в XII в.»;
- Кривоногов Вениамин Александрович — «Единство книг малых пророков»;
- иерей Анатолий Липатов — «Пневматологический аспект сотериологии»;
- Максимов Сергей Александрович — «Проблема интерпретации заглавия трактата Оригена “О началах”»;
- Матвеев Павел Матвеевич — «Концепция последовательного совершенствования в трудах архим. Иоанна (Крестьянкина) и схииг. Саввы (Остапенко)»;
- иерей Антоний Мосейко — «Богословские темы книги прор. Иеремии в греческом переводе LXX на примере Иер. 27:16–22»;
- Мячин Игорь Алексеевич — «Интеллектуальный плюрализм как основа религиозного плюрализма»;
- Недашковский Александр — «Основные положения и противоречия в доктрине Рунверы»;
- Парахин Стефан Андреевич — «Влияние богословия ап. Петра на изложение проблематики страданий последователей Иисуса Христа в Евангелии по Марку»;
- иерей Сергий Потемкин — «Пневматологический аспект соборности Церкви по прот. Думитру Станилоэ»;
- Санаянц Сергей Вадимович — «Постметафизическое мышление о Боге в свете проблемы зла»;
- Семёнова Елена Сергеевна — «Дружба как духовно-нравственная реальность в толковании на псалом 7 блаж. Августина»;
- Соловьёв Роман Сергеевич — «Неоплатоническое толкование Амелия Гентилиана на пролог Евангелия от Иоанна»;
- Сороколетов Никита Вадимович — «Критический обзор слабой теологии Дж. Капуто»;
- игумен Трифон (Михайловский) — «Передача оккультной традиции в китайских школах боевых искусств»;
- диакон Илия Ульянов — «Становление термина “чувство” в православном нравственном богословии»;
- Худалеев Дмитрий Андреевич — «Воскресение Иисуса Христа как образ воскресения христиан в Первом послании ап. Павла к Коринфянам»;
Чернобровкин Максим Викторович — «Рефлексия православным богословием биологического знания: исторический обзор».
В 310-й аудитории академического корпуса Московской духовной академии прошла вторая секция конференции, на которой прозвучали доклады исследователей в области церковной истории, канонического права, литургики, филологии, церковного искусства.
На ней озвучили свои доклады следующие аспиранты:
- Бабак Константин Сергеевич — «Тайные польские школы как элемент прозелитизма католического духовенства в западнорусском регионе Российской империи (1905–1909 гг.)»;
- Баранова Ольга Владимировна — «Экслибрисы и владельческие записи в собрании книг XVII–XVIII вв. библиотеки МДА»;
- протоиерей Олег Волков — «Современные законодательные рамки воспитания трудолюбия у православного волонтера»;
- Голованов Даниил Александрович — «Из истории политического сыска времен императрицы Анны Иоанновны. Дело о расстриге Козьме Ерошевиче»;
- Григорьева Наталья Ивановна — «Церковная археология как полифония искусств»;
- диакон Сергий Красников — «Белое и черное духовенство в дневнике М.М. Пришвина (1905–1954)»;
- Краснова Анна Леонидовна — «Редкая иконография греческого антиминса из ГМИИ имени А.С. Пушкина: к вопросу о символах евангелистов на антиминсе»;
- Леонард Максим Андреевич — «Церковные каноны и современная жизнь Православной Церкви. Проблема соответствия и пути ее решения»;
- Мелих Анастасия Михайловна — «Истоки традиции иконографии Апокалипсиса в паперти Успенского собора Московского Кремля»;
- Никитина Анастасия Анатольевна — «Общая характеристика состояния теории и практики отечественной реставрации памятников живописи на конец XIX в.»;
- Рязанов Илья Сергеевич — «Учебный процесс в Московской духовной академии в ректорство архиеп. Филарета (Вахромеева)»;
- Семанин Александр Юрьевич — «Библейские мотивы в житии св. Андрея Смоленского»;
- Сергеев Григорий Борисович — «Богослужебная традиция Валаамского монастыря в XVIII–XX вв. как часть литургической традиции Русской Церкви»;
- иерей Евгений Смольянинов — «Процесс принятия решения о хиротонии студентом-священником с субъективной точки зрения»;
- Суровцев Фёдор Леонидович — «Проблематика практического применения Канонического корпуса Вселенской Церкви»;
- Фуфаева Елена Сергеевна — «Основные направления церковно-певческой деятельности П.П. Мироносицкого»;
- Шеманаев Кирилл Антонович — «Религиозные особенности и аспекты миссионерской работы Общества Иисуса на территории Латинской Америки в период конкисты XVI в.»;
- Шихер Наталья Дмитриевна — «Православие как основа для формирования российской национальной идеи»;
- Юрин Василий Александрович — «Учителя духовных училищ в Рязанской епархии в 1808–1840 гг.».
Некоторые доклады, озвученные в рамках второй секции, вызвали оживленную дискуссию между участниками, так как затрагивали целый ряд практических аспектов существования Православия в современном мире.
Пресс-служба МДА