
В Московской духовной академии прошла научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки»
2 мая 2025 года в стенах Московской духовной академии прошла ежегодная национальная научная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки».
Конференция собрала под сводами древнейшего духовного учебного заведения Русской Православной Церкви молодых исследователей из разных высших учебных заведений России и Беларуси, она объединила представителей студенчества светских вузов с обучающимися духовных учебных заведений.

В конференции приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры Московской и Минской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Николо-Угрешской, Новосибирской, Оренбургской, Ярославской духовных семинарий, а также представители студенческого сообщества светских высших учебных заведений Владивостока, Казани и Орла.
Открыл конференцию проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов. Обратившись к участникам мероприятия и гостям с приветственным словом, отец Александр отметил важность проведения студенческих конференций, которые позволяют участникам конференции поделиться своими научно-исследовательскими изысканиями со слушателями и получить необходимый навык научных выступлений. Кроме того, проректор подчеркнул широкий кругозор тем докладов, которые свидетельствуют об интересе студентов к различным областям богословской науки.

На пленарном заседании прозвучало три доклада:
1. Иерей Александр Сахненко представил доклад на тему «Территориальные церковные споры и проблемы государственности».
2. М.С. Плаксунова познакомила слушателей с докладом «Нравственные темы в третьей книге моралий на Иова Григория Великого».
3. А.Д. Пономарев прочел доклад на тему «Терминологическое развитие и употребление понятия “богооставленность” (ἡ ἐγκατάλειψις): от Септуагинты до прп. Иоанна Дамаскина».

Секционные заседания продолжили работу конференции по следующим направлениям:
- Патрология и христианская письменность.
- Богословие и духовная словесность.
- Каноническое право и литургика.
- Библеистика.
- История и церковное искусство.
На пяти секциях конференции прозвучало более 40 докладов, подготовленных студентами в процессе научного исследования в качестве выпускных квалификационных работ.

Поднимаемые в докладах темы касались святоотеческой письменности, современного богословия, канонических аспектов церковной жизни, исторической судьбы Церкви, а также церковного искусства. Каждое сообщение сопровождалось живой дискуссией и вопросами со стороны слушателей, что подчеркивало важность изучаемых тем начинающих исследователей.
На секции «Богословие и духовная словесность» было представлено 13 докладов по широкому спектру тем. Особенно доминировало в этот раз одно актуальное богословское направление — апологетика. По данному направлению было прочитано 4 доклада, которые касались как естественно-научных (космоса, строения белка), так и философско-богословских (теодицеи и априорных аргументов) направлений. Также студенты представили доклады на святоотеческую и полемически-религиоведческую тематику. В частности, были разобраны важные аспекты современного влияния буддизма на российский социум, а также пагубное влияние неоязыческих идей, популярных в связи с мимикрией под национальные паттерны (организация «Велесов круг» волхва Богумила Гасанова). Также были представлены доклады на различные исторические и литературно-богословские темы. В частности, влияние Имяславского спора на позицию мч. Михаила Новоселова по вопросу о природе Церкви, особенности американского и русского христианского анархизма, а также анализ учения борьбы с помыслами в романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова». Также был прочитан доклад на пасхальную тематику, посвященный анализу проблемы смерти в контексте Воскресения Христова.
На секции, посвященной патристике, участники представили доклады, охватывающие широкий спектр тем — от богословской полемики доникейского периода анализа до паламитских споров и их рецепции в трудах мыслителей ХХ века. Александр Накаидзе исследовал влияние блж. Феодорита Кирского на труды свт. Фотия Константинопольского, а диакон Тихон Белокрылов рассмотрел толкование ветхозаветных предписаний о проказе в работах того же автора. Особый интерес вызвало выступление Павла Приходько, в котором были представлены новаторские подходы к разрешению вопроса об авторстве Богородичной гомилии, приписываемой прп. Андрею Критскому. Несмотря на то что большинство выступлений было посвящено греческим отцам, не была обойдена вниманием и древняя латинская христианская традиция: в частности, Ирина Барнева представила доклад на тему клаустрации женского монастыря в древнем западном уставе Regula ad virgines.

В рамках секции по каноническому праву и литургике участники представили доклады, посвященные различным аспектам церковного права и богослужебным традициям. Дарья Абрамова рассмотрела запреты на кулачные бои в древнерусском каноническом праве, а иерей Александр Сахненко проанализировал княжеские уставы как памятники церковного судопроизводства. Особый интерес вызвало выступление Константина Егоровского о системе церковного суда в XIX веке, а также доклад Тимура Кузнецова о работе Высшего Церковного Совета в 1917–1918 годах. Работа секции позволила глубже изучить литургические и правовые традиции Церкви в разные эпохи.
На библейской секции были затронуты важные вопросы современной библеистики, сочетающие традиционный святоотеческий экзегетический подход с междисциплинарными исследованиями. Алексей Денисов рассмотрел гендерную проблематику в посланиях ап. Павла через призму феминистской герменевтики, а священник Петр Писарев исследовал концепцию личных границ в библейском контексте. Особый интерес вызвали доклады, посвященные ветхозаветным параллелям: Владислав Новоселов провел сравнительный анализ жертвоприношения Исаака с практиками Древнего Ближнего Востока, а Андрей Смирнов сопоставил образы библейского Иосифа и египетского Имхотепа. Секция продемонстрировала, как современная библеистика развивается в диалоге с историей, культурологией и философией, сохраняя при этом верность святоотеческой традиции толкования Писания.

Наконец, секция «История и церковное искусство» включала в себя доклады, осветившие события разных периодов истории Православия и церковного искусства. Первые докладчики затронули в своих сообщениях выдающихся деятелей XVI века. М. ЭА. Степанченко рассказал о фигуре князя Андрея Курбского в контексте церковной истории XVI века, а С.Р. Садырин в своем сообщении рассказал о деятельности архиепископа Феоктиста в период Смутного времени. Два доклада были посвящены особому направлению активно развивающемуся в настоящее время, — строительству и восстановлению храмов. Р.А. Бекиров в своем докладе дал характеристику к 15-летию программы строительства храмов в Москве — от замысла до реализации, а В.В. Романов познакомил слушателей с современным опытом восстановления храма на примере церкви Спаса Нерукотворного образа в с. Гавшинка. И.К. Загорский охарактеризовал проекты по централизации Внутренней миссии на Предсоборном присутствии 1906 года. Доклады, сделанные остальными участниками, были связаны с событиями и процессами в церковной истории европейских церквей и Коптской Церкви. В.И. Набиев рассказал о Коптской Церкви до арабского завоевания и формировании религиозной идентичности в I–VII веках.
В заключение работы секции диакон Евгений Попа представил доклад о конференции европейских церквей, истории учреждения и о принципах работы.
Пресс-служба МДА