В Московской духовной академии почтили память выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
25–26 октября 2025 года в Московской духовной академии состоялись памятные мероприятия, посвященные 30-летию со дня преставления диакона Сергия Трубачева — дирижера, педагога, композитора, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР, профессора и заведующего кафедрой оркестрового дирижирования Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

25 октября утром в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника студенты факультета церковно-певческого искусства молитвенно почтили память композитора, исполнив за богослужением его песнопения под управлением старших регентов хоров и преподавателей факультета К.А. Алексеевой и С.П. Боровинской.

«Милость мира» прозвучала под управлением декана факультета игумена Лазаря (Гнатива). В сослужении духовенства Литургию возглавил архимандрит Михаил (Борей), ключарь храма и преподаватель факультета.

По окончании Литургии была совершена лития, после которой все студенты факультета совместно с преподавателями и ближайшими родственниками отца Сергия посетили семейное захоронение Трубачевых на Благовещенском кладбище.

Панихиду по приснопамятному диакону Сергию совершил игумен Лазарь.
Сводным хором факультета управляла С.П. Боровинская.

26 октября в Елизаветинском зале МДА состоялся вечер, посвященный памяти композитора. Мероприятие началось с демонстрации документального фильма об отце Сергии «И имя Божие прославит» (2012 г., режиссер Иван Дьяченко).

В продолжение вечера М.С. Трубачева, дочь композитора, поделилась со слушателями неизвестными страницами биографии отца, зачитав выдержки из его писем военных лет, адресованных семье.

Студенты 2, 3 и 4 курсов факультета подготовили программу из избранных духовных произведений Трубачева. Выступление курсовых хоров явилось своеобразным музыкальным приношением досточтимому отцу Сергию.

В завершение вечера декан факультета игумен Лазарь (Гнатив) обратился к присутствующим с заключительным словом. Он, в частности, сказал:
«Когда в церковь приходит человек, у которого за плечами имеется фундаментальное образование (музыкально-теоретическое или дирижерское — ред.), перед ним, как правило, открываются два пути для дальнейшей творческой самореализации. Один из них зачастую продиктован желанием “обогатить” церковную культуру своими знаниями и умениями, “возродить”, “восстановить”, “обогатить” церковно-певческую традицию. Другой путь — когда человек смиряется под крепкую руку Божию, осознает свою духовную немощь и приносит все свои таланты, все свои знания, умения, навыки, полученные в миру, на алтарь Церкви, желая воцерковить их…
Как известно, великий русский композитор Петр Ильич Чайковский весьма критично относился к музыкально-певческому наследию одного из своих предшественников, выдающегося церковного композитора и дирижера, одного из основоположников русской композиторской школы — Дмитрия Степановича Бортнянского, а современную богослужебно-певческую традицию всячески критиковал, призывал к ее “возрождению” и т.п. Но парадоксальным образом, приступив к написанию церковной музыки с такими внутренними установками и устремлениями, он не особо преуспел на этом поприще.
Совершенно иную картину мы наблюдаем, когда речь заходит о богослужебно-певческом наследии отца Сергия Трубачева, вполне осознавая при этом, что сопоставлять эти две фигуры не вполне корректно. В одном из своих многочисленных интервью композитор и теоретик, автор многочисленных работ по истории и теории богослужебного пения, Владимир Иванович Мартынов справедливо отмечает: “Отец Сергий Трубачев, отец Матфей (Мормыль)… Чем они замечательны? Тем, что они культивировали, наверное, самую лучшую русскую церковно-певческую традицию, которая только есть, — монастырское пение. Трубачев, он замечателен тем, что он, не претендуя ни на какие другие вещи, честно шел, не “восстанавливая”, а следуя (!) традиции монастырского пения”. От себя добавим: именно его скромность, непритязательность, благочестие, смиренномудрие (при огромной эрудиции, необычайном кругозоре, обширных знаниях, многих дарованиях и талантах) стали той духовной опорой творчества, благодаря которой его произведения так органично вписываются в церковную певческую традицию, так любимы нынешними регентами, певчими и богомольцами, и их можно по праву считать подлинным сокровищем русского церковно-певческого искусства XX века».

Справка:
На вечере выступила Мария Сергеевна Трубачева — научный сотрудник отдела реставраций древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря
Дирижировали песнопения студенты факультета церковно-певческого искусства МДА:
2 курса — Наталья Семененко, Анастасия Смирнова, София Андреева;
3 курса — Василий Гаврилов, Елизавета Осипова, Алиса Дубровина, Мария Березкина;
4 курса — Мария Яшкова, Ксения Самсонова, Елена Терентьева.
Ведущая вечера:
Василиса Чорногуз — студентка 2 курса факультета церковно-певческого искусства МДА.
Подготовили вечер:
София Павловна Боровинская — преподаватель факультета церковно-певческого искусства, регент смешанного хора МДА;
Татьяна Владимировна Пантелеева — кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой музыкально-теоретических дисциплин факультета церковно-певческого искусства, старший преподаватель кафедры церковно-практических дисциплин богословско-пастырского факультета МДА.
Пресс-служба МДА