Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В МДА прошла конференция «Occidens orthodoxus: латинская христианская литература первого тысячелетия»

5 ноября 2024 г. в Московской духовной академии состоялась вторая межвузовская конференция «Occidens orthodoxus: латинская христианская литература первого тысячелетия», в который приняли участие научные сотрудники, преподаватели и учащиеся МДА, СПбДА, МГУ, ПСТГУ, СПбИИ РАН, ДонГУ.

В начале пленарного заседания с приветственным словом к участникам обратился заведующий аспирантурой МДА профессор игумен Дионисий (Шленов). Он также представил доклад «Учение святителя Амвросия Медиоланского о Церкви», отметив ключевые эпитеты Церкви в творениях святителя Амвросия, общехристианские и специфически западные аспекты экклезиологии Медиоланского святителя.

В докладе иерея Андрея Постернака (ПСТГУ) «Служение диаконисс в западной традиции» на основании представительной выборки источников были рассмотрены статус, а также служение диаконисс в западной Церкви с момента его возникновения и до полного исчезновения в эпоху раннего Средневековья, когда термин «диаконисса» уже использовался для обозначения должности аббатисс.

Доклад Наталии Ганиной (МГУ) «Развитие мотивов жития святой великомученицы Екатерины в свете наследия святителя Амвросия Медиоланского» продолжил, с одной стороны, обращение к наследию святителя Амвросия, с другой стороны, вопрос о об образе женского служения в западной традиции. Как было отмечено в докладе, мотив обручения святой великомученицы Екатерины сопоставляется исследователями с указанием святителя Амвросия Медиоланского на то, что девы при посвящении себя Богу получают кольца. При ближайшем рассмотрении эта ссылка оказывается не безошибочной как в формальном, так и в содержательном плане, однако полезной для осмысления рецепции наследия святителя Амвросия при развитии мотивов девства и уневещения Христу в житийной традиции великомученицы Екатерины. 

В завершение пленарного заседания прозвучал доклад Игоря Филиппова (МГУ) «Значение трудов Цезария Арелатского как исторических источников для науки XX — начала XXI в.». Докладчик обозначил основные вехи развития историографии о Цезарии и отметил недооцененность сочинений арелатского проповедника, которые, наряду с духовно-нравственным содержанием, обладают несомненной ценностью для историка раннего Средневековья. 

Далее началась работа по секциям. Первая секция «Церковная жизнь в раннехристианской Галлии» была организована при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00165 «Соотношение территориальных и этнополитических принципов церковной организации в позднеантичной Галлии». Секцию открыл доклад Антона Анашкина (ПСТГУ), посвященный рассмотрению исторических событий, произошедших в Галлии в 444–445 гг. и нашедших отражение в послании папы Льва I вьеннским епископам. Послание написано в 445 г. Главные действующие лица тех событий — епископы Целидоний и Проект и святитель Иларий Арелатский. В послании рассматриваются два церковных дела — низложение епископа Целидония и смещение с кафедры епископа Проекта, а также сообщаются меры, принятые святым Львом в отношении святого Илария. 

В докладе «Экклезиологические воззрения святителя Илария Арелатского» Георгий Захаров (ПСТГУ) прокомментировал причины конфликта между святителем Львом Великим и епископом Цезарием. По мнению исследователя, остроту данному конфликту во многом придало то обстоятельство, что святитель Иларий, опираясь на пролеринское течение в среде местного епископата, созидал на галльской почве некое подобие восточного патриархата, что представлялось неприемлемым для римского престола.

Доклад Дарьи Омельченко (СПбИИ РАН) «Проповедь LXX Цезария Арелатского и ее литературные источники» был посвящен сочинению епископа Цезария Арелатского, написанному во время событий осады Арелата в 508 г. Как было отмечено в докладе, важнейшим литературным источником этого текста, по мнению исследовательницы, стало 2-е слово «О варварских временах» епископа Кводвультдеуса Карфагенского. Были рассмотрены методы работы Цезария с текстом карфагенского проповедника и высказаны предположения о том, почему некоторые важные для последнего темы не получили развития в проповеди арелатского епископа.

В выступлении Евгения Малюты (МДА) была затронута тема продолжающегося во второй половине VI в. противостояния двух исповеданий Второй Ипостаси Святой Троицы, принявшего новые формы по политическим причинам, основной из которых стало усиление франкского государства на бывшей части земель вестготов-ариан. Докладчик на нескольких ярких примерах показал различие содержания и стилистики свидетельств святителя Григория Турского о современных ему прениях с арианами.

Вторая секция «Богословие и экзегеза на латинском Западе в эпоху классической патристики» была открыта докладом иерея Алексия Сергеева (СПбДА) «Притчи в Евангелие от Луки по “Вопросам Евангельским” блаженного Августина Гиппонского». «Вопросы Евангельские» блаженного Августина Гиппонского являются классическим экзегетическим произведением, в котором святой Августин в виде характерной для поздней античности форме вопросов-ответов дает толкование на избранные стихи из Евангелия от Матфея и от Луки. В докладе рассматривается характерная тропологическая форма интерпретации святым Августином притч из Евангелия от Луки, анализируется богословие данного произведения.

Обращение к наследию блаженного Августина было продолжено в докладе диакона Сергия Кожухова (МДА) «Христологические формулы и терминология блаженного Августина Иппонского». В докладе были прокомментированы латинские термины, отражающие реальность Воплощения и единство Лица Христа в богословии Иппонского святителя, источники этих терминов и их значение для последующего становления христологического языка.

В основу доклада Елизаветы Матеровой (ПСТГУ) «Стилистические особенности “Комментария на Апокалипсис” Тихония Африканского» были положены наблюдения, ранее сделанные исследовательницей в ходе работы над переводом на русский язык труда донатистского богослова IV в. Тихония Африканского. Из-за отсутствия прямых свидетельств представление о риторической подготовке автора, круге его чтения, уровне образования складывается на основании косвенных данных — засвидетельствованных его сочинениями экзегетических и риторических навыков, употребления специальной терминологии и т.д. 

Выступление диакона Василия Кулешина (МДА, ПСТГУ) «“Книга о вере” Руфина Сирийца: проблема авторства и датировки» было посвящено одному из источников по истории пелагианства. Вопрос об атрибуции данного текста, несмотря на неизменный интерес ученых и наличие различных гипотез, до сих пор остается сложным и трудноразрешимым. Как отметил докладчик, различные версии датировки трактата, колеблющиеся в промежутке от 360 до 428 г., провоцируют разные выводы относительно литературного и богословского влияния «Книги» в рамках дискуссии о первородном грехе в Западной Церкви, достигшей своей кульминации в период пелагианских споров, начавшихся в начале V в.

Доклад иерея Василия Андроникова (ПСТГУ) «Понимание авторитета и соборности в письмах папы Иннокентия I (401–417 гг.)» был посвящен экклезиологии Папы Иннокентия I, непосредственного участника непродолжительной схизмы между Востоком и Западом, случившейся в начале V в. в связи с делом Златоуста. Докладчик подчеркнул, что в данный момент авторитет Римской кафедры мог бы вознестись довольно высоко, поскольку противоборствующие стороны желали заручиться его поддержкой. Однако папа требовал созыва собора и в течение своего понтификата в своих письмах к разным адресатам напоминал, что собор, соборные правила, заветы отцов — это гаранты авторитета. Вместе с тем в письмах западным церквам папа не забывает упомянуть о важности Апостольского престола.

Секцию завершил доклад иеродиакона Григория (Трофимова) (МДА, ПСТГУ) «Образ Церкви как львицы в экзегезе святителя Григория Великого». В докладе был представлен краткий обзор упоминаний львицы в Священном Писании, позднеантичной литературе и раннепатристической латинской экзегезе, а также отмечены традиционные и новаторские элементы в экзегезе святителя Григория Великого по отношению к раскрытию образа данного животного.

Третья секция «Богословие и экзегеза на латинском Западе в эпоху ранней схоластики» была открыта докладом Екатерины Яковенко (ИЯ РАН, ПСТГУ) «Сотворение мира в трактате Беды Достопочтенного De natura rerum и его древнеанглийских переводах», который был посвящен специфике становления христианского вероучения в Англии VIII–X вв. В докладе было показано, как в переводном трактате Эльфрика De temboribus anni и обширном сочинении Бюрхтферта Manual, восходящих к Священному Писанию и трактату Беды De natura rerum, излагается сотворение мира посредством нового, древнеанглийского терминологического аппарата. 

Ирина Редькова (ПСТГУ) в докладе «Ранняя аскетика Клюни в свете агиографических источников» отметила, что аскетические практики, существовавшие в монастыре Клюни, возникли в рамках движения за обновление и реформу монашества против обмирщения Церкви, именно они сделали Клюни одним из влиятельнейших центров монашеской реформы. В докладе на примере житий первых аббатов Клюни был рассмотрен процесс формирования новых аскетических практик, их экзегетическое обоснование, формы и предписания к их соблюдению как в монастырском пространстве, так и за его пределами. 

Протодиакон Константин Маркович (СПбДА) презентовал свою статью, посвященную Амаларию Мецкому, «Амаларий Мецкий и его аллегорическое толкование на чин Таинства Евхаристии», которая должна стать вводным сведением к переводу текста De Ecclesiasticis officiis, Liber III.

Монахиня Августа (Вишневская) (ДонГУ) в докладе «Латинская пасхальная секвенция раннего Средневековья: представления о пространстве и времени» пояснила термин «секвенция», рассказала об истории и особенностях данного жанра, особое внимание обратила на восприятие в этом жанре категорий времени и пространства.

Секцию завершил доклад Александра Петровского (ПСТГУ), в котором было прокомментировано существующее в историографии представление, согласно которому Франкская Церковь добавила Filioque в символ веры в связи с противодействием ереси испанского адопционизма. Рассматриваются фрагменты относящихся к полемике источников, содержащие упоминания об исхождении Святого Духа от Сына.

Пресс-служба МДА