Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В МДА прошла конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»

9 и 10 ноября 2022 года кафедра библеистики Московской духовной академии провела осеннюю сессию XVII научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

В конференции, которая проходила в очно-дистанционном формате, приняли участие преподаватели и учащиеся аспирантуры, магистратуры, бакалавриата МДА, а также других высших светских и духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

9 ноября конференция открылась пленарным заседанием, на котором с приветственным словом к участникам конференции обратился доцент кафедр библеистики МДА и СДА протоиерей Георгий Климов:

По поручению заведующего кафедрой библеистики Московской духовной академии, доцента МДА протоиерея Олега Мумрикова я хотел бы вас всех сердечно поприветствовать на очередной Международной XVII научно-богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Первое, что попросил меня сделать отец Олег, — передать всем участникам конференции благословение ректора МДА епископ Звенигородского Кирилла.

Наша конференция будет проходить в два дня. Сегодня в двух секциях преподаватели духовных и светских учебных заведений представят свои доклады по актуальным проблемам библейской науки, а завтра состоится работа трех секций, где уже студенты вузов выступят в качестве докладчиков.

В этот раз участие в конференции принимают 23 учебных заведения, как духовных, так и светских. Это достаточно отрадный факт.

Хотелось бы от имени отца Олега всем участникам конференции пожелать плодотворной работы в эти дни на благо нашей библейской науки, Церкви и народа Божия».

После приветственного слова протоиерей Георгий Климов представил доклад на тему «Учение древней Церкви о воздержании в браке (по 1 Кор. 7:1–11)». В своем выступлении отец Георгий пришел к выводу о том, что говорить о деторождении как о моральной цели брака, которую свободно ставит себе человек, нельзя. Можно говорить о рождении лишь как о цели онтологической, соединенной с браком в силу независимости от воли человеческого инстинкта, присущего его природе. Строго говоря, дети не цель брака, а приложение к браку или, выражаясь словами Климента Александрийского, плод брака. Таким образом можно утверждать, что церковными учителями признается брак с единственной целью — деторождение в том смысле, что при сближении супруги сознательно не избегают рождения детей, не выказывают открытого нежелания иметь их и не препятствуют рождению каким-нибудь дурным способом. По учению доникейских церковных учителей, всякое сближение супругов в браке, при котором каким-либо способом избегается рождение детей, является невоздержанием, оно противозаконно и противоестественно. Брак является школой воздержания и целомудрия, которая и составляет непорочность жизни, ее святость и чистоту. 

Далее с докладом на тему «Подход “филологического минимализма” в новозаветной экзегезе и его слабые стороны» выступил заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, доцент протоиерей Димитрий Юревич. В ходе доклада отец Димитрий показал, что «филологический минимализм», подобно библейскому минимализму в области библейской археологии, основан не на строгих и доказанных фактах, а на целом ряде предпосылок, основная из которых заключается в недоверии к способности новозаветных авторов точно и адекватно изложить по-гречески ту благую весть, которую они услышали из уст Господа Иисуса Христа на арамейском языке. Однако это недоверие не только к евангелистам и апостолам, но и к действию Святого Духа, Который благодатно направлял человеческие способности священных авторов. Это и недоверие к обетованию Спасителя Своим ученикам: «Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). В конечном счете «филологический минимализм» — это непринятие полноты церковного учения о богодухновенности Священного Писания.

После пленарного заседания работа преподавательской части конференции продолжилась в формате двух секций. Доклады первой секции были представлены в Большом зале МДА, а доклады второй — в библейском кабинете.

В этот же день состоялся круглый стол по проблематике разработки и преподавания программ введений в изучение библейских дисциплин. Основным докладчиком выступил доцент кафедры библеистики Самарской ДС С.В. Соловьёв. Представив доклад на тему «Принципы построения курса “Введение в библеистику” (На основе опыта преподавания в Самарской духовной семинарии)», Сергей Викторович поделился с коллегами своими наработками и рассказал о том, как проходит процесс преподавания библейских дисциплин в Самарской духовной семинарии.

10 ноября состоялась студенческая часть конференции, которая открылась пленарным заседанием. Здесь прозвучали доклады заведующего библейским кабинетом МДА протоиерея Александра Тимофеева «Свидетельства о существовании Единого израильского царства в Х веке до Р.Х.: диалог Библии и археологии»; аспиранта 3 курса МДА С.О. Ковуры «Образ Мессии в литературе периода Второго Храма»; аспиранта 2 курса МДА В.А. Кривоногова «Жанры и формы в книгах Малых пророков».

Далее работа студенческой части конференции продолжилась в формате трех секций. Доклады первой секции прозвучали в Большом зале МДА, второй секции — в библейском кабинете, а третьей — в академической аудитории. 

В Большом зале МДА состоялось подведение итогов конференции, после чего всем участникам были вручены сертификаты об участии.

 Пресс-служба МДА