В МДА прошел межкафедральный семинар, посвященный наследию Данте Алигьери
14 сентября, в день 700-летия со дня смерти итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери, в Московской духовной академии прошел межкафедральный семинар.
Семинар открылся докладом доцента кафедры филологии МДА, автора книги «Архитектор Чистилища (Данте и его “Божественная комедия”)», вышедшей в издательстве МДА, архимандрита Симеона (Томачинского). В своем выступлении отец Симеон показал, что Данте оставил нам путеводитель по загробному миру, создал целую символическую вселенную. В системе координат Данте загробный мир состоит из трех царств: Ад, Чистилище и Рай. Примеры из античной истории, из событий средневековья, из дантовской современности, из языческих мифов, из художественной литературы, из Священного Писания — всё это сосуществует в плоти поэмы практически на равных.
Комментаторы дают самые разные толкования этого произведения. Одно из них принадлежит сыну Данте: «Отец собирался изобразить жизнь грешников под видом Адa, жизнь кающихся — под видом Чистилища и жизнь праведников, рисуя Рaй. Он понимал это не буквально».
Сообщение архимандрита Симеона (Томачинского) сопровождалось красочной презентацией и вызвало живой отклик слушателей.
В докладе доцента кафедры библеистики иеромонаха Филофея (Артюшина) на тему «Библейские персонажи в “Божественной комедии” Данте» было проведено сравнение Данте как рассказчика и героя странствий по загробному миру с апостолом Павлом. Многочисленные аллюзии на послания апостола Павла пронизывают все произведения великого поэта, но именно в «Божественной комедии» этот притягательный и полный драматизма образ закладывается в основу поэмы как определяющий самосознание и сами приоритеты той миссии, которую надлежит исполнить «певцу второго царства».
Путешествие в потусторонний мир моделируется в терминах того исключительного опыта богообщения, о котором лишь упоминает апостол Павел (ср. 2 Кор. 12:2–4).
У Данте же этот неизреченный и невыразимый опыт пребывания в раю описывается предельно последовательно и конкретно. Причиной тому служит то Божественное избрание, объектом которого становится сам поэт, который намеренно описывает его в тех же терминах, что и дееписатель Лука в отношении апостола языков: «избранный сосуд благодати» (lo Vas d’elezione, ср. Деян. 9:15). В результате автор приходит к выводу, что Павлова модель является ключевой в идентификации Данте с пророком, призванным упрочить в людях богословскую добродетель христианской надежды, в то время как апостол Павел, по мысли поэта, цель своей миссии видел в утверждении веры.
Третье сообщение семинара было посвящено политической философии Данте. Доцент кафедры церковно-практических дисциплин протоиерей Александр Задорнов посвятил свое выступление аргументам Данте в его трактате «Монархия» в пользу императорской власти как могущей принести мир и спокойствие. Последние, в свою очередь, являются необходимыми земными условиями для достижения небесных благ. Идеальной исторической монархией Данте считает правление первого римского императора Августа, «и что тогда человеческий род был счастлив, вкушая спокойствие всеобщего мира, об этом свидетельствуют все историки, знаменитые поэты, и о том же благоволил свидетельствовать летописец жизни Христовой, и, наконец, Павел назвал это блаженнейшее состояние “полнотою времен”».
Здесь взгляды Данте удивительно согласны со знаменитой рождественской стихирой Кассии Константинопольской («Αὐγούστου μοναρχήσαντος ἐπὶ τῆς γῆς, ἡ πολυαρχία τῶν ἀνθρώπων ἐπαύσατο»), сопоставляющей единство империи Августа и «Едино владычество Божества». Как отметил докладчик, текст Данте — по-аристотелевски точный, поэтически чистый и потому политологически немного наивный, — то его наследие, к которому христианский мир будет обращаться не менее часто, чем к его поэме.
Семинар транслировался также в Zoom-конференции. Доклады будут опубликованы в академических научных журналах.
Пресс-служба МДА