В день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской ещё один студент МДА принял священный сан
9-10 февраля в Московской духовной академии прошли воскресные богослужения, на которых вспоминали новомучеников и исповедников Церкви Русской. Во время Божественной литургии архиепископ Верейский Амвросий рукоположил во диакона иподиакона Александра Демидова.
В это воскресенье Русская Православная Церковь вспоминает тех многочисленных своих чад, которые претерпели преследования, заключения, ссылки в XX веке. Многие из них отдали свою жизнь за веру в годы правления безбожной власти и приняли мученические венцы. Вокруг подвижников веры взрывались храмы и возникали расколы, их предавали, арестовывали, держали в тюрьмах, пытали на допросах, угрожали родным и близким, принуждали отречься от своих религиозных убеждений. Все это претерпели укрепляемые Христовой силой новомученики и исповедники Церкви Русской. Они до конца остались преданными Богу и Церкви, людьми веры, долга и чести. Пример святых XX века особенно актуален сейчас, когда в близкой к нам стране верные члены Русской Православной Церкви также терпят гонения со стороны властей, лишаются храмов, противостоят раскольникам, показывая твердую веру и настоящее мужество.
9 февраля вечером архиепископ Верейский Амвросий совершил в Покровском храме Академии всенощное бдение с литией.
В воскресенье 10 февраля в том же храме ректор МДА архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию. Особенно проникновенно в эти дни хорами пелись стихиры, тропарь, кондак и селальны из службы святым Ноаомученикам и исповедникам.
Во время чтения 6 часа владыка ректор возвел в иподиакона чтеца Александра Демидова, студента 4 курса бакалавриата.
На сугубой ектение духовенство и студенты молились о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Онуфрии и его богоспасаемой пастве, о мире на Украине, укреплении и единстве Святой Православной Церкви.
Собравшиеся в храме также вознесли молитвы о упокоении душ всех пострадавших в гонениях на Русскую Православную Церковь в XX веке.
После Евхаристического канона архиепископ Амвросий рукоположил иподиакона Александра Демидова во диакона.
Во время причащения духовенства студент 4 курса бакалавриата чтец Димитрий Владимиров произнес проповедь, которую посвятил подвигу новомучеников и исповедников двадцатого века.
После богослужения архиепископ Амвросий обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом:
«Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем и с днем памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Праздник Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви сообщает нам особое настроение. Всякий воскресный день мы именуем малой Пасхой, но особенно пасхальное настроение мы переживаем, когда совершаем память наших сродников, наших предшественников, наших родных по духу и по крови людей, ставших новомучениками и исповедниками XX столетия, прошедших испытания, свою Гефсиманию и личную Голгофу и обретших вечную Пасху с Победителем смерти и Учредителем жизни вечной. В день новомучеников и исповедников Церкви Русской, оглядываясь на совсем недавнее время, мы призваны сделать выводы. Очень часто мы жалуемся на жизнь, но жизнь наша совсем не такова, какой она была у тех, кому мы сегодня молимся, и у тех, кого мы поминаем. Через гонения, через все лишения, через саму смерть прошли они для того, чтобы засвидетельствовать свою веру во Христа. Многих из них никто и ничто не смогли сломить. И сегодня мы восхищаемся не их человеческим подвигом, а тем состоянием, тем устроением, которое они приобрели благодаря своей вере. Ведь никакой героизм, никакая сила воли, никакой сильный характер не способны человеку сообщить то, что позволит ему выстоять перед выбором между Христом и велиаром, между благоденствием и смертью, между жизнью и казнью. Но эти испытания новомученики и исповедники Церкви Русской достойно прошли. Мы, наверное, не можем представить себе даже доли тех страданий, которые они вынесли на своем пути шествия ко Христу. У них была удивительно твердая вера. Такая сильная вера, которая, наверное, уже не известна нашему поколению. Очень легко с амвонов или иных высоких мест рассуждать о том, кто прав, кто виноват, кто предатель, а кто верен. Но очень трудно самому сохранить эту верность, потому что эта верность определяется лишь степенью стяжания благодати Божией, которая позволила нашим новомученикам и исповедникам быть непреклонными перед лицом лишений, страшных потерь, испытаний, крушений и самой смерти. Сегодня, взирая на историю XX века, мы призваны задуматься над тем, наследниками кого мы являемся сегодня, в веке XXI. Сегодня на наших глазах восстанавливаются обители, воздвигаются и золотятся купола разрушенных храмов, строится множество новых храмов. И мы очень часто склонны приписывать это своим трудам. Мы нередко соблазняемся считать это своими достижениями, но это совсем не так. Это всего лишь всходы той крови, которая была доверена земле в XX веке, — крови наших новомучеников и исповедников. “Никакой посев из доверенных земле не дал столь обильный урожай как кровь мучеников”, — говорил еще Тертуллиан. И сегодня, в XXI веке мы являемся свидетелями и участниками того, что он сказал еще на заре христианства, в первые века нашей Святой Христовой Церкви. Не наши заслуги, не наши труды положены в то благолепие, которое мы лицезреем сегодня. В основании всего этого — кровь, смерть и вечная жизнь наших новомучеников и исповедников. Не случайно при каждом освящении храма в нескольких возгласах повторяются слова, что Христос почивает на крови мучеников. На крови мучеников созидается наша Церковь. Кровь мучеников является самым страшным, но и самым сильным и жизненным свидетельством Христовой веры. Доверимся их подвигу, доверимся их примеру. Жизнь человека невозможно повторить, потому что каждый человек уникален, и это прекрасно, но общее направление и пример подвига, жизни и веры всегда воодушевляет: слова назидают, а примеры побуждают. И эти примеры дают нам — людям XXI века, нам – братьям и сестрам Русской Православной Церкви именно новомученики и исповедники, память которых мы сегодня совершаем. Я благодарю всех за молитвы, за пение, которым мы прославили наших небесных сродников, и верю, что их небесная помощь и их взор, которым они смотрят из мира Горнего в наш земной мир, помогут нам совершать свое призвание. И все те, пусть малые, но сердечные и искренние дела, которые мы стремимся совершить для прославление имени Божия на земле во славу нашей Святой Христовой Церкви, будут приняты нашим Небесным Отцом”.
Владыка ректор также поздравил с хиротонией нового диакона Христовой Церкви и его семью:
“Я хотел бы сегодня сердечно поздравить диакона Александра с принятием священного сана. Дорогой отец Александр, ты принял диаконский сан в особенный день для нашей Русской Церкви. Нынешнюю память новомучеников и исповедников поистине можно назвать нашей русской Пасхой. Пройдя сквозь огнь и воду, через лагеря и тюрьмы, избиения, страдания, лишения, Голгофу и смерть вместе с Победителем смерти, они воспевают Ему ныне песнь победы. Верю, что сонм наших святых сродников отныне, откликаясь на твою с ними молитву, будет твоими особыми покровителями, спутниками и примером в предстоящих годах жизни и служения. Пожеланием тебе в день твоей хиротонии пусть станут слова одного из ныне празднуемых святых — священномученика Романа Медведя, пресвитера Московского: “Примерно с двадцати, двадцатичетырехлетнего возраста я сознательно уважаю и ценю всякого человека, и всю жизнь боялся сделать кого-либо своим рабом. И внешне и внутренне боюсь кому-либо причинить боль, насилие. Убеждать – мое дело, принуждать не могу. Дерзаю сказать, что я любил свою свободу, никогда и никому не делался рабом, а посему думаю и ценю свободу других. Пусть живут по своему уму и по своей совести, и стараюсь никого не осуждать”. И еще его слова: “Весь секрет жизни в том, чтобы все совершалось не по моей мелкой воле и не по моему жалкому умишку. Единая премудрость и благая воля должна царить во всем, а наше дело — не мешать ей осуществляться и в нас, и через нас”. Цени свободу других людей, не навязывай им свое понимание жизни, и доверяй во всем Промыслу Божию. Пусть благословение Божие пребывает с тобой во все дни твоего служения и жизни».
Справка:
Архиепископу Верейскому Амвросию сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумен Лазарь (Гнатив), иеромонах Варнава (Лосев), игумен Адриан (Пашин), игумен Мелетий (Соколов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, игумен Даниил (Василенко), иеромонах Феодор (Юлаев), иеромонах Аполлинарий (Панин), иерей Виталий Шелестенко, иеромонах Онуфрий (Сонькин), иерей Евгений Кутырев, иеромонах Таврион (Смыков), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Дометиан (Курланов), иеромонах Нектарий (Райкович), иерей Александр Нефедов; диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Борис (Зелюченко), диаконы Сергий Шумских, Ексакустодиан Герасимович, Серафим Сопит, Петр Близнюк, Виктор Кричкивский, Димитрий Ноздрин.
На богослужениях пели первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина), третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.
Пресс-служба МДА