В «Центре изучения патристики и христианской древности» МДА вышел новый номер журнала БХД
Вышел из печати четвертый выпуск 2023 г., 20-й в общей нумерации журнала «Библия и христианская древность» (БХД). Главная новость этого года — БХД вошел в ВАК и получил вторую категорию в государственном рейтинге журналов. С 2024 г. журнал имеет более высокий статус в рейтинге рецензируемых изданий. Номер включает в себя двенадцать публикаций в шести разделах по разным направлениям христианского знания и богословия: 1) критические издания, переводы и комментарии; 2) исследования; 3) заметки и библиографические обзоры; 4) новые книги; 5) рецензии; 6) хроника и обзор научных событий и конференций.
Главный эксклюзив номера (edition princeps) представлен в первом разделе публикацией свящ. Сергий Кима «Проповедь епископа Зиновия на 44-й псалом». Это первое издание древнеармянского текста с русским переводом и предисловием. Публикация посвящена древнеармянской гомилии на 44-й псалом. Она дошла до нас под именем еп. Зиновия в ряде древних рукописей, список которых дан в предисловии. Автор дает список всех известных на данный момент рукописей. Данная публикация была сделана по трем доступным автору рукописям: Q, R и E. Также обсуждается вопрос о двух формах текста, об авторстве гомилии и ее возможной связи с корпусом сочинений свт. Мелетия Антиохийского; поднимается вопрос о характере библейского текста, используемого в древней проповеди. Вторая публикация раздела включает первый перевод со среднегреческого «Послания патриарха Афанасия I Константинопольского и синода Константинопольской Церкви императору Андронику II Палеологу по поводу выступления Иоанна Дримия в 1305 г.». Текст снабжен вступительной статьей и комментариями. Это послание одно из наиболее важных с исторической точки зрения произведений свт. Афанасия, которое, наряду с повествованием Пахимера, является единственным источником сведений о мятеже Иоанна Дримия против Андроника II в 1305 г. В предисловии и комментариях затрагиваются вопросы о происхождении Дримия, его связи с раскольниками-арсенитами и идентификации его анонимного сообщника из Мир Ликийских.
Раздел «Исследования» включает три публикации по византийскому богословию и библейской экзегезе: В.Е. Елиманов представил материал по «Обзору и оценке исследовательских подходов к реконструкции учения свт. Григория Паламы о видении нетварного света: парадигма тварного боговидения. Часть I ч.». В нем автор рассматривает подходы к реконструкции учения свт. Григория Паламы о способе видения нетварного света, сформировавшиеся в научном пространстве с начала XX в. и существующие до настоящего времени. Выделены три системы мысли, каждая из которых решает данную проблему особым образом: парадигма тварного боговидения, парадигма нетварного боговидения, парадигма антиномичности боговидения. Каждая парадигма рассматривается в отдельной части статьи. В первой части анализируются исследования ключевых представителей парадигмы тварного боговидения: М. Жюжи, Р. Синкевича, прот. В. Асмуса, М.М. Бернацкого, М. Кнежевича, М. Плестеда, Дж. Блэкстоуна, А. Хулиарaса, Д.С. Бирюкова. В отделе библейская экзегеза представлены исследования: Е.А. Кропинова «“Когда взираю я на небеса Твои”: интерпретация אלהים (ʾĕlōhîm) в Пс. 8:6 в ранних переводах Библии и иудейских комментариях». В статье исследуются причины различных интерпретаций слова אלהים (ʾĕlōhîm) в Пс. 8:6 в ранних переводах Ветхого Завета и раввинистической экзегезе. Автор выявляет исторические обстоятельства, лежащие за разными переводами, проясняет позиции еврейских толкователей, обнаруживая разные традиции истолкования, о которых и идет речь в исследовании; свящ. Александра Крейдича «Значение термина ἱλαστήριον/ἱλασμός (Рим. 3:25) в контексте осмысления природы Божественного прощения». В данной статье подробно рассматривается одно из важных для эмоциональной теории Божественного прощения библейских понятий — ἱλαστήριον/ἱλασμός (Рим. 3:25). В статье представлены филологические аргументы отечественных и зарубежных исследователей, а также приведены святоотеческие комментарии, которые проясняют подлинное библейское значение ἱλαστήριον — «очищение».
В разделе «Заметки и обзоры» И.С. Вевюрко представил обзор «Современное изучение “Первой книги Еноха”: обзор трех монографий». В настоящем обзоре представлены три монографии, вышедшие после публикации статьи в Православной энциклопедии: «Исследования книги Еноха и других раннеиудейских текстов и традиций» М. Книбба, «Вызовы общепринятым мнениям по вопросам Кумрана и Еноха» П. Хегера и «Енох от Античности до Средних веков: иудейские, христианские и мусульманские источники» Д. Ривза и А. Рид; А.А. Морозов в своем обзоре предложил ознакомиться с основными публикациями русских коптологов. В приложении к обзору предлагается список основных статей таких русских коптологов, как: О.Э. фон Лемм, П.В. Ернштедт, А.И. Еланская, М.К. Трофимова и А.Л. Хосроев.
Раздел «Новые книги» под названием «Некоторые новые монографии по христологической проблематике в эпоху III (Ефесского, 431 г.) и IV (Халкидонского, 451 г.) Вселенских Соборов и связанной с ними полемике» был представлен диак. Сергием Кожуховым.
В разделе «Рецензии» уделено внимание трем публикациям: Д.И. Макаров проанализировал монографию Каприева Г. Византийская философия. Четыре центра синтеза / пер. с болг. Г.В. Вдовиной; науч. ред. Д.В. Зайцев и др. СПб.: СПбДА, 2022. (Теология: история и современность). — 704 с.; А.С. Кашкин исследовал монографию Ребрик В.В. Введение в Ветхий и Новый Завет. СПб.: Алетейя, 2020. — 896 с.; он же представил рецензию на монографию: Шнидевинда У.М. Как Библия стала книгой: текстуализация древнего Израиля / пер. с англ. В.Л. Вихновича и Н.В. Сидоренко. СПб.: Европейский Дом, 2020. 304 с.: илл.
В разделе «Хроника» А. Шелест под редакцией А.М. Преображенского представил «Хронику научных событий за 2022–2023 гг., куда вошли, например, помимо прочих, такие конференции, как: XI Скандинавская патристическая конференция и IX Патристический симпозиум св. Андрея: «Св. Максим Исповедник. Христианство VII в.: богословие и история».
Главный редактор журнала
«Библия и христианская древность»,
доцент МДА диакон Сергий Кожухов