В Академии состоялась V Всероссийская научно-практическая конференция «Юстиниановские чтения»
27 ноября 2024 г., в день церковной памяти святого императора Юстиниана Великого, кафедра церковно-практических дисциплин Московской духовной академии провела V ежегодную всероссийскую научно-практическую конференцию «Юстиниановские чтения».
Конференция открылась сообщением Ю.В. Ерохиной, руководителя Центра исследований права и культуры, заведующей кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, «Научные подходы к определению понятия “церковное право”». Как отметила Юлия Владимировна, на современном этапе развития и функционирования права Русской Православной Церкви, регулирующего ее каноническую деятельность и взаимодействие с государством, определение понятия «церковное право» представляет особую значимость. Несмотря на многочисленные научные работы по различным аспектам церковного и канонического права, малоисследованной остается проблема критической оценки действующих подходов к определению понятия «церковное право» и их систематизации. В докладе были проанализированы различные точки зрения отечественных ученых по данному вопросу, что позволяет говорить о нескольких научных подходах к определению понятия «церковное право», рассмотрены труды дореволюционных российских ученых-канонистов и юристов, посвященные проблеме соотношения церковного и канонического права, а также был предложен авторский вариант дефиниции «церковное право».
Дистанционное выступление старшего научного сотрудника Лаборатории исследования церковных институций ПСТГУ И.В. Борщ «Исторические модели церковного права на западе и востоке: возможные точки сопряжения» было посвящено рассмотрению различных подходов к периодизации истории церковного права (и как отрасли права, и как научно-учебной дисциплины). Чаще всего за основу периодизации берется или общая историческая периодизация (Античность, Средние века, Новое и Новейшее время), или история источников церковного права, или история церковных институтов, которые занимались созданием и применением церковного права. В представленном докладе речь шла об еще одном — альтернативном перечисленным — подходе к истории церковного права — описании исторических моделей (парадигм) церковного права. В 1980 г. швейцарский католический канонист Эудженио Корекко обратил внимание на смену различных исторических этапов канонического права в качестве сложной действующей системы. Эти этапы он описал как более или менее устойчивые модели, или парадигмы, канонистики, которые соотносятся со сменой парадигм в богословии: от патристики через схоластику и посттридентскую апологетику к новейшему богословию XX в. Корекко выделял четыре исторические модели канонического права: сапиенциально-сакраментальную, классическую средневековую, посттридентскую и постсоборную (после Второго Ватиканского собора). Концепция Корекко интересна не только с точки зрения изучения католической истории церковного права, но и для сравнения, для православного понимания своей собственной двухтысячелетней истории церковного права. Сосуществование и сопряжение двух канонических традиций, западной и восточной Церкви, остается не таким уж очевидным или проработанным вопросом. Многие православные канонисты XIX–XX вв. рассматривали церковное право как дисциплину внеконфессиональную и универсальную, по крайней мере там, где исторический анализ не касался явных точек расхождения с Римской католической церковью (например, папства) или же повествование касалось древности и Средневековья. Но возможен и другой подход: понимая, насколько конфессионально и культурно обособлены истории канонического права на Западе и на Востоке, попробовать увидеть возможные точки сопряжения.
В.В. Лавров, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, выступил с докладом «Право на доступ к культурным ценностям: баланс светского законодательства и церковных установлений», в котором на основе анализа положений российской Конституции и федерального законодательства рассмотрел вопрос об инкорпорации норм внутренних установлений Русской Православной Церкви в систему правого регулирований общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением права на доступ к культурным ценностям. В докладе были продемонстрированы отдельные положения российского законодательства, требующие изменений. Докладчик пришел к выводу, что существующая система правового регулирования, основанная на сочетании норм светского законодательства и внутренних установлений Русской Православной Церкви, обеспечивает реализацию прав граждан на доступ к культурным ценностям, находящимся в пользовании религиозных организаций Русской Православной Церкви, и защиту чувств верующих.
В докладе «О некоторых проблемах источников канонического права» доцент кафедры гражданского процесса юридического факультета СПбГУ А.А. Ференс-Сороцкий продемонстрировал, как понятие источников канонического права, их иерархия и значение зависят от того, какого понимания права мы придерживаемся. На основании анализа распространенных в современном правоведении нормативистского, юснатуралистического, социологического, психологического и интегративного подходов к правопониманию был сделан вывод об интегративном правопонимании в каноническом праве Православной Церкви. На примерах из светского и церковного права указана опасность социологического правопонимания, был обоснован вывод о необходимости кодификации действующих писанных и неписанных источников канонического права.
А.Ю. Михайлов, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, в докладе «“Внешнее” церковное право в интерпретации казанской школы каноники (вторая половина XIX — начало XX в.): специфика языка описания, методологические подходы, персоналии» исследовал изучение «внешнего» церковного права в рамках казанского научного сообщества канонистов, вектор которого был задан профессором И.С. Бердниковым. Именно он сформулировал исследовательскую рамку «государственное положение» (the framework) религии (на примере Римской империи), которую его ученики (Ф.А. Курганов, Е.Н. Темниковский, В.К. Соколов, иеромонах Михаил (Семенов) и др.) применяли к различным странам и эпохам (средневековая Византия, Франция и Германия Нового времени, современная им Сербия и Греция). Помимо персоналий, акцент в докладе был сделан на языке описания (его специфике/современной считываемости) и на методологии (сравнительный метод и др.).
Н.С. Семенова, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, и.о. заведующего кафедрой церковной истории и церковного права Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в докладе «Правовые гарантии реализации права на религиозное образование в Российской Федерации» представила три уровня гарантии права на религиозное образование в Российской Федерации. Обращается внимание на понятие образования, конституционную гарантию права на образование (первый уровень), его содержание, выделение из него права на образование детей в соответствии с религиозными убеждениями родителей. Далее обозначен второй уровень гарантии — международные обязательства государства в сфере гарантии права на религиозное образование, а также третий уровень гарантии — право на религиозное образование на федеральном уровне в Российской Федерации. Были представлены виды религиозного образования, их понятия и разграничение правового регулирования по каждому виду.
Заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов выступил с сообщением «Меч и посох: дискуссии о христианском государстве в раннем европейском модерне», посвященным переходу от идеи идеального города в проторенессансе к образу западноевропейского государства, претендующего как на гражданскую (меч), так и на духовную (посох) власть. Политическая идея христианского государства является переходной от идеи всемирной монархии под скипетром одного государя в позднем Средневековье (Оккам, Марсилий Падуанский, Данте) к политическим утопиям идеального государства модерна. Передача религиозного посоха в руки, уже держащие меч государственной власти, в перспективе лишала нового суверена необходимости поддерживать этот посох и позволяла сосредоточиться только на силе меча. Концепт христианского государства, о котором еще могли рефлексировать в раннем модерне, в Новейшее время объявился в Европе псевдоморфозой, формой с подмененным содержанием.
Ректор Казанской православной духовной семинарии иерей Никита Кузнецов рассмотрел правовое регулирование миссионерской деятельности в России сегодня. Существующее законодательство не мешает осуществлению такой деятельности при условии соблюдения принципов свободы совести и отсутствия признаков экстремизма у религиозных организаций.
Ректор Коломенской духовной семинарии доктор богословия протоиерей Вадим Суворов в своем докладе «К вопросу о значении церковно-канонических запретов на молитвенное и сакраментальное общение с отлученными» рассмотрел проект документа Межсоборного присутствия «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами». По мнению докладчика, в проекте документа не удалось снять напряжение между строгостью канонических правил, запрещающих всякое молитвенное и сакраментальное общение с отлученными, и современной практикой совместных молитв с инославными христианами в целом ряде случаев. Выход видится в более глубокой проработке вопроса о цели и смысле древних канонов — выявлении намерения законодателя, позволяющего сформулировать и объяснить принципы применения икономии в отношении данных правил. Рассматривая мнения авторитетных толкователей священных канонов, докладчик приходит к выводу, что в случаях, когда совместная молитва с инославными христианами не трактуется как отсутствие конфессиональных различий и их значимости, не отменяет наложенного в истории канонического отлучения отпавших от Православной Церкви, не несет угрозы чистоте церковной веры и заражения православных неправославным учением, но при этом дает возможность свидетельства перед инославными об истине Православия, — такая совместная молитва может иметь место, поскольку не будет противоречить намерению законодателя. Докладчик выявляет связь данного вопроса с богословской проблемой «границ Церкви», не имеющей однозначного решения в православном богословии.
Доцент кафедры богословия Московской духовной академии иерей Стефан Домусчи в докладе «Вопрос о возрасте нравственного вменения в контексте церковных канонов» обратился к проблеме возраста нравственного вменения. Данная категория рассматривается в докладе через призму церковных канонов, которые, в свою очередь, помещаются в библейский и общий святоотеческий контекст. В докладе анализировались те каноны, исходя из текста которых нравственную вменяемость можно оценивать через когнитивные способности человека, а также через социальные условия его жизни. В качестве возраста, в котором происходит формирование нравственного и канонического сознания человека, можно говорить о промежутке между семью и двадцатью годами.
Действительный член Барсовского общества Санкт-Петербургской духовной академии доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана П.И. Гайденко прочел доклад «Монашеский суд: еще раз о судебных и административных правах монастырских старцев в домонгольской Руси (гипотезы и догадки)». Институт монастырских судов и монастырских старцев был важнейшей частью монастырского управления. Он хорошо изучен в отношении России XV–XVII вв., однако применительно к домонгольскому периоду он малоизучен и до недавнего времени не привлекал внимание исследователей, что объясняется, прежде всего, состоянием источников. Если о соборных старцах и монастырских судах XV–XVII вв. сообщает значительное число источников, то древнерусские источники XI–XIV вв. при сообщении о монастырских судах и старцах крайне скупы. О монастырских судах и старцах сообщает Киево-Печерский патерик — в рассказах о прп. Никите, будущем епископе Новгорода, и поссорившихся иноках Евагрии и Арефе. Предварительное знакомство с обстоятельствами этих судов позволяет говорить, что внутримонашеский суд не был судом в юридическом смысле. Это был суд монастырских старцев, рассуждение которых было призвано решать внутренние конфликты. Очевидно, что статус старцев был весьма высок и сопоставим с игуменским. Это напоминает ситуацию XV–XVII вв., когда соборные старцы были способны не только управлять монастырями, но и смещать игуменов. Описанная в Печерском патерике практика во многом напоминает практику афонских монастырей и права геронтов в обителях Святой Горы.
Заведующий аспирантурой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) в прозвучавшем дистанционно докладе рассмотрел институт апелляции в светский и церковный суды согласно законодательству св. императора Юстиниана.
В завершающем заседание докладе проректора по научно-богословской работе Казанской православной духовной семинарии диакона Андрея Зотина «Обзор публикаций профессора кафедры церковного права Казанской духовной академии П.Д. Лапина» были проанализированы публикации профессора Казанской духовной академии по кафедре церковного права (в 1911–1918 гг.) П.Д. Лапина. Сфера его научных исследований включала вопросы принципа соборности в Церкви, церковно-государственных отношений, сущности церковного права и его необходимости. Как ученик и преемник профессора И.С. Бердникова по кафедре церковного права Казанской духовной академии, свои исследования профессор Лапин проводил в соответствии с традициями научной школы своего учителя.
Завершая заседание, проректор по научно-богословской работе Академии протоиерей Александр Задорнов отметил возрастающий интерес к вопросам канонического права в современном обществе, что свидетельствует о необходимости продолжения исследований в представленных в докладах конференции тематических направлениях.
Пресс-служба МДА