В Академии прошла конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
11 ноября на кафедре библеистики Московской духовной академии состоялось студенческое отделение ежегодной научно-практической конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».
Отделение было открыто пленарным заседанием, на котором свой доклад на тему «“Живой пример библейских добродетелей”. К столетию кончины профессора Казанской духовной академии П.А. Юнгерова» представил старший преподаватель кафедры библеистики МДА П.А. Коротков. Докладчик рассказал о жизни и научных трудах П.А. Юнгерова и о том, какое влияние на него оказала его семья и ближайшее окружение.
После пленарного заседания началась работа двух секций. Доклады первой секции были заслушаны в Большом зале МДА, а второй — в библейском кабинете Академии.
Модераторами первой секции выступили С.В. Зубов и иеромонах Таврион (Смыков).
Первая секция началась выступлением Ф.К. Хвостункова, студента 3 курса бакалавриата МДА, с докладом на тему «Христос глазами Никодима: Ин. 3:1–21 в понимании фарисея». В своем докладе Федор Кириллович рассмотрел прямой смысл Ин. 3:1–21 в системе мировоззрения фарисея и определил проблематику этого диалога в восприятии представителя данного иудейского течения, а также автор выяснил возможные мотивы обращения Никодима как фарисея и законоучителя ко Христу. Федор Кириллович пришел к выводу, что Христос при беседе с Никодимом затрагивал богословские темы, свойственные фарисейству, и пользовался современным той эпохе богословским языком.
В докладе «Основные положения политической философии Нового Завета и их святоотеческая интерпретация» студент кафедры политологии и социологии факультета экономики и права Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова А.Р. Макаев рассмотрел новозаветное понимание власти, выделив, что согласно Новому Завету существует две власти: земная и духовная. Поэтому основным положением политической философии Нового Завета является признание двойственности царств: царство земное, царство кесаря, и высшее царство, духовное. Также в своем докладе Артем Радикович раскрыл, как новозаветное понимание власти было развито святыми отцами.
В докладе «Историческая реконструкция Иудейской Пасхи во времена Иисуса Христа (Библейский аналог)» В.С. Ганзиенко, студента 5 курса Витебской ДС, была рассмотрена Тайная Вечеря как продолжение значимого иудейского обряда Седер и был дан анализ иудейской и христианской традиций в совершении Пасхи. Владимир Сергеевич отметил, что Иисус Христос, совершая Таинство Евхаристии, во внешней стороне формы последования ничего не делал нового, чего не было бы в Ветхозаветной Церкви при совершении ветхозаветной Пасхи, однако Господь наполнил ветхозаветную Пасху новым учением — учением о Себе как о Хлебе Жизни, установив Таинство Евхаристии.
С докладом на тему «К вопросу о пути разрешения танатологических противоречий Священного Писания» выступил Илья Черкашин, студент 3 курса бакалавриата МДА. В докладе была рассмотрена смерть как благо и как зло. Автор попытался разрешить противоречие в разном понимании смерти, показав, что интерпретация смерти в христианском богословии находится в твердой зависимости от того, о какой именно смерти идет речь. Если говорится о смерти в ее объективном значении, то верным будет мнение, что смерть — это зло. Если же говорится о смерти в плане субъективном, то есть по отношению к человеческой природе в существующем ее состоянии, то допустимо учить о смерти как о благе.
А.Н. Медведев, студент 4 курса бакалавриата Екатеринодарской ДС, представил доклад на тему «Интерпретация толкования выражения “власть быть чадами Божиими” (Ин. 1:12) в трудах русских библеистов», который посвятил анализу осмысления авторского перевода стиха Ин. 1:12. Для этого Александр Николаевич рассмотрел значения некоторых слов данного отрывка с целью уточнения буквального смысла, вложенного апостолом Иоанном в данный стих.
В докладе «Вопрос о неведении Христа: особенности святоотеческой экзегезы» А.П. Питык, студент 3 курса бакалавриата МДА, рассмотрел различные толкования святых отцов и учителей Церкви отрывка из Евангелия от Марка, где говорится, что о времени кончины мира не знает никто, даже Сын Божий, а знает только Бог Отец (см. Мк. 13:32).
Студент 4 курса бакалавриата МДА А.С. Гутов в докладе «“Речения Ипувера” как параллель книги Иова» рассмотрел сходства и различия между книгой Иова и древнеегипетским произведением «Речения Ипувера». Основное внимание Алексей Сергеевич уделил рассмотрению мировоззрений и представлений о Боге, на основе которых и строится поведение героев произведений.
Доклад «Назначение человека — владычество или обожение?» Н.А. Вайцеховского, студента 2 курса бакалавриата МДА, был посвящен проблеме интерпретации назначения человека согласно Священному Писанию и святоотеческой литературе. Николай Александрович раскрыл схожесть и разницу в видении назначения человека между Священным Писанием и творениями святых отцов.
В выступлении А.А. Матющенко, студента 1 курса бакалавриата МДА, на тему «Воинский долг как акт жертвенной любви» была раскрыта заповедь о любви к врагам (Мф. 5:44) и рассмотрена тема любви как готовности пожертвовать своею жизнью за других (Ин. 15:13). Автор проанализировал, как воинское служение соотносится с заповедью о любви, как христианину нужно относиться к войне.
В докладе «Понятие “суета” в книге “Екклесиаст”» студент 2 курса бакалавриата МДА В.В. Иншаков раскрыл значение слова «суета» в книге «Екклесиаст» и указал, что именно Екклесиаст называет суетой.
Студент 1 курса бакалавриата МДА Н.А. Лапин в докладе «Доброе дело — суета? Анализ книги “Екклесиаст”», как и предыдущий докладчик, раскрыл значение слова «суета» в книге «Екклесиаст», а также разобрал вопрос о том, почему в данной книге некоторые добрые дела названы пустыми и бессмысленными.
М.Ю. Малютин, студент 2 курса бакалавриата Коломенской ДС, в докладе «Проблемы авторства книги пророка Варуха» рассмотрел книгу пророка Варуха с позиции ее авторства, но перед этим особое внимание уделил вопросам актуальности пророческих книг для человека XXI в. на примере книги пророка Варуха. Также автор исследовал гипотезы относительно происхождения книги.
Доклад «Брак в Священном Писании: историко-экзегетический обзор» Мансурова Павла, студента 3 курса бакалавриата МДА, был посвящен историко-экзегетическому разбору брака в Священном Писании. При этом автор использовал толкования таких святых отцов и учителей Церкви, как святитель Василий Великий, святитель Кирилл Александрийский, блаженный Августин Иппонский, преподобный Анастасий Синаит. В докладе Павла Мансурова учение о браке было представлено в 4 временных отрезках: 1) брак в раю; 2) брак после грехопадения; 3) брак в израильском народе; 4) брак в Новом Завете.
Первая секция завершилась докладом студента 1 курса бакалавриата МДА С.С. Ткаченко «Предыстория издания Апостола Ивана Фёдорова», в котором были изложены причины, вызвавшие необходимость изготовления печатных богослужебных книг: увеличение числа церквей, недостаток в книгах, неисправность текста рукописных книг. В своем докладе Сергей Сергеевич кратко раскрыл историю книгопечатания на Руси и указал, какие богослужебные книги были напечатаны до издания печатного Апостола Ивана Фёдорова. Также автор кратко рассказал о жизни и деятельности Ивана Фёдорова.
После докладов состоялась дискуссия.
Вторая секция, работа которой велась параллельно с работой первой секции, проходила в библейском кабинете Академии. Ее модераторами выступили студенты 2 курса магистратуры МДА П.В. Абеленцев и А.Т. Шелест.
Первый доклад второй секции на тему «Библейское повествование об Иосифе (Быт. 37–50 гл.) в культурном и историческом контексте древнеегипетской цивилизации» был представлен аспирантом первого года обучения Минской ДА А.А. Куцуевичем. В своем докладе он указывает на тот факт, что от эпохи гиксосов в Древнем Египте до нас дошло незначительное количество памятников. Однако на сегодняшний день имеются косвенные свидетельства, которые, как правило, могут демонстрировать подлинность библейской истории. В повествовании об Иосифе нет ничего невероятного или потрясающего, что бы ни соотносилось с историческими реалиями.
С докладом на тему «Толкование на праотца Адама в труде “Приготовление к Евангелию” Евсевия Кесарийского» выступил аспирант второго года обучения СПбДА М.В. Соболев. Как отметил докладчик, важность труда Евсевия Кесарийского «Приготовление к Евангелию» состоит в актуализации автором сотериологических идей. На примере образа Адама Евсевий Кесарийский показывает, что сам читатель его труда, как потомок Адама, находится в бедственном положении и ему нужен Тот, о Ком будет впоследствии повествоваться в Евангелии.
Аспирант второго года обучения МДА А.Ю. Макаров представил доклад на тему «Благовестие веры: комментарий Меррилла Тенни на Евангелие от Иоанна». В своем докладе Алексей Юрьевич пытался проследить научный подход американского профессора Нового Завета Меррилла Тенни (1904–1985) к тексту Евангелия от Иоанна. С точки зрения Меррилла Тенни, цель написания Евангелия состоит в том, чтобы дать помощь в вере каждому человеку. Евангелие рассчитано на тех, кто проявляет интерес ко Христу и обращается к Нему с той же просьбой, с какой к Нему обращался Филипп: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас».
Далее с докладом на тему «Требование знамения от Христа (Мф. 16:1–4) в комментарии Оригена на Евангелие от Матфея» выступил аспирант первого года обучения СПбДА диакон Андрей Ширыхалов. Анализируя комментарий Оригена на Евангелие от Матфея, а именно 16 главу, отец Андрей пришел к выводу о том, что согласно древнему экзегету причиной требования иудеев «показать знамение с неба» служит ложное представление о пророчестве и знамениях. Христос, говоря о том, что знамение не дастся иудеем, тем не менее дает это знамение, отсылая их к истории с пророком Ионой.
Иерей Димитрий Удод, аспирант второго года обучения МДА, выступил с докладом на тему «Проблема определения термина “δικαισύνη” в послании апостола Павла к Римлянам». Рассмотрев употребление апостолом Павлом в своих посланиях термина «δικαισύνη», т.е. «праведность», отец Дмитрий пришел к следующим выводам: 1. Праведность по апостолу Павлу является Божественным даром человеку. 2. Праведность является проявлением Божественной благодати. 3. Термины «праведность», «вера» и «спасение» имеют прямую взаимосвязь в послании апостола Павла к Римлянам. 4. Праведность является деятельным отражением нашей веры.
В докладе на тему «Толкование песни на Вавилонского царя (Ис. 14:9-15) в церковной традиции» студентка 4 курса бакалавриат ПСТГУ Н.А. Потрясаева затронула тему церковной экзегезы 14 главы книги пророка Исайи. Большинство церковных авторов традиционно рассматривают этот эпизод в четырех уровнях интерпретации. В буквальном смысле вавилонский царь в Ис.14 является реально существовавшей исторической фигурой. В духовном или символическом смысле вавилонский царь — это сатана, отпавший по своей гордости ангел. В типологическом смысле вавилонский царь прообразует собой антихриста, который придет в конце времен, но будет низвержен Богом. Однако в Огласительном слове на Пасху, приписываемом святителю Иоанну Златоусту, можно наблюдать мессианскую интерпретацию некоторых стихов из Ис.14, например, «Ад огорчился, срет Тя дотоле», что указывает на событие сошествия Христа во ад.
Доклад на тему «Возникновение монархии в Древнем Израиле (1 Цар. 8–12): историко-критический и традиционный церковный взгляды» представил выпускник кафедры библеистика МДА А.В. Лазарев. В своем выступлении Андрей Васильевич выделил три точки зрения, которые существуют в современной библейской науке, относительно возникновения монархии в Древнем Израиле: 1. Теория Ю. Велльгаузена. 2. Теория М. Нота. 3. Традиционная церковная точка зрения. Однако, как считает докладчик, если детально рассматривать гипотезы историко-критической школы, то можно увидеть несостоятельность их аргументов.
Студент 1 курса магистратура МДА Э.О. Костуев выступил с докладом на тему «Библейские аллюзии в идеологической литературе периода Первой мировой войны (1914–1918)». Рассмотрев различные литературные источники периода Первой мировой войны, Эльдар Олегович пришел к выводу о том, что в первые годы войны ей усваивался статус священной в библейском смысле этого слова. Причем в более поздние периоды представления о войне меняются, и она начинает восприниматься как противление Божественному миропорядку, что отражено в разного рода агитационных плакатах и в произведениях как русских, так и зарубежных писателей. Переосмысление войны в литературе того периода являет собой сильный контраст от исходной точки войны до точки ее завершения.
А.А. Лебедева, студентка 5 курса РГГУ, представила доклад на тему «Традиции иллюстрирования первой песни Моисея в византийских лицевых рукописях “аристократической редакции” IX–XII вв.». Благодаря детальному изучению иконографических материалов в миниатюрах византийских рукописей IX–XII вв. Ангелина Александровна показала, что в основе иконографии, созданной в период IX–X вв., лежат схемы, используемые резчиками саркофагов IV — нач. V вв.
Следующей свой доклад представила студентка 2 курса Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского монахиня Мария (Лермонтова). В докладе на тему «Половой диморфизм: следствие греха или дар в перспективе благодати?» матушка Мария говорила о том, что в эсхатологической перспективе Христос восстановил первоначальный порядок творения, в котором мужчина и женщина были созданы равными личностями, одинаково со-о́бразными Богу. Причем с эсхатологической точки зрения можно обосновать защиту женского достоинства, разделение человека на полы и установление брака как образа осуществления полноты человеческой жизни.
С докладом на тему «Гендерное и феминистическое прочтение книги “Песнь Песней”» выступил студент 2 курса магистратуры МДА А.Т. Шелест. Докладчик пояснил, что в связи с бурным ростом в мире различных социальных групп и идеологических движений, вступающих в борьбу за свои права, перед научным сообществом остро встает вопрос о границах интерпретации этими самыми группами религиозных текстов. Как известно, эти разнородные группы и сообщества для оправдания своих взглядов и обоснования своей позиции нередко используют текст Священного Писания, толкуя его в своем ключе. В связи с этим перед исследователями встает проблема о допустимости тех или иных толкований. В своем докладе Артем Тарасович исследует проблему феминистического прочтения текста Священного Писания и взвешивает все минусы и плюсы так называемого «гендерного подхода» к толкованию текста Библии.
Студент 1 курса магистратуры Новосибирской ДС Т.И. Шабалин подготовил доклад на тему «О цитатах книги пророка Иоиля в Деяниях и Послании к Римлянам». Тимофей Иванович заметил, что цитаты пророка Иоиля в книге Деяний и в Послании к Римлянам имеют широкий спектр толкований у святых отцов и современных экзегетов. По мнению некоторых экзегетов, в цитате Иоиль 2:32 в Рим. 10:13 происходит расширение сферы применимости: апостол Павел говорит об иудеях и язычниках, вошедших в Новозаветную Церковь, хотя пророк Иоиль мог иметь в виду членов еврейского народа.
Доклад на тему «Экзегетика мессианских мест Пятикнижия Моисея» студента 2 курса Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла при БГУ А.Г. Шпакова был посвящен экзегетическому анализу мессианских мест. Антон Геннадьевич подчеркнул, что несмотря на древность ветхозаветных обетований они не утратили своей актуальности и сегодня. Через понимание мессианских мест верующим дается возможность глубже и полнее узнать свою веру. Ветхозаветные книги насыщены мессианским местами, и для святоотеческой традиции толкование именно этих мест является наиболее важным. Изучение экзегезы мессианских мест помогает выяснить, какой метод использовал тот или иной экзегет при толковании этого места.
Иерей Алексей Поносов, студент 2 курса магистратура МДА, в докладе «Источник “Q” в методологии “Поиска исторического Иисуса” на современном этапе» уделил внимание современному состоянию дискуссий о гипотетическом источнике логий Христа (Q) и указал на ряд особенностей этих дискуссий в контексте «Поиска исторического Иисуса». Как считает отец Алексей, в рамках «Поиска исторического Иисуса», помимо гипотезы Q, синоптической проблемы, а также проблемы отбора источников, существуют другие области исследований, которые оказывают огромное влияние на конечную реконструкцию.
После секционных заседаний в Большом зале Академии были подведены итоги конференции.
Старший преподаватель кафедры библеистики МДА С.В. Зубов поблагодарил всех участников конференции, выразил надежду на дальнейшее плодотворное изучение Священного Писания как студентами, так и преподавателями и пожелал всем участникам конференции не останавливаться в своих научных изысканиях и продолжать активную учебную и научную работу в сфере библейских исследований.
Также участникам конференции были вручены сертификаты об участии и памятные подарки.
Пресс-служба МДА