В Академии прошла III Международная конференция о христианстве на Ближнем Востоке и в Закавказье
12 ноября в Московской духовной академии прошла III Международная конференция «Актуальные вопросы изучения христианского наследия Востока». Организатором конференции выступил кабинет ориенталистики Московской духовной академии.
В работе конференции приняли участие профессора, преподаватели вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов России и зарубежья.
Конференция началась с пленарного заседания в Елизаветинском зале музея Московской духовной академии. С приветственным словом к участникам обратился ректор Академии епископ Звенигородский Питирим:
Одна из основных задач конференции, организованной кабинетом ориенталистики МДА, — создание площадки для общения востоковедов, которые занимаются изучением христианских памятников на восточных языках и истории восточного христианства. Круг проблем, связанных с бытованием христианской культуры на Ближнем Востоке и в Закавказье, представляется чрезвычайно обширным. Во многом это связано с религиозным разнообразием и трагической судьбой христианства в этом регионе.
Отрадно отметить, что проводимая ныне конференция объединяет светскую и богословскую науки в деле сохранения и изучения христианского наследия Востока. В научном мероприятии принимают участие представители МДА, СПбДА, ПСТГУ, а также сотрудники признанных лидеров российского образования и науки – МГУ, ВШЭ, РАН.
Позвольте пожелать организаторам и участникам конференции плодотворной и успешной работы. Да пребудет с вами благословение Божие. Мне особенно приятно открывать вашу конференцию, потому что сам я семь лет прожил на Востоке, изучил восточный менталитет, общался с учеными всей Центральной Азии. У нас там были Татиановские чтения. Это очень интересная сфера. Я хочу вам пожелать, чтобы география ваших научных интересов расширялась и туда тоже, в сторону Азии. Кажется, что там не осталось ни одного памятника. Для нас было открытием, что там есть памятники. Например, на языке фарси есть фрагменты христианской письменности, которые совершенно не изучены».
На пленарном заседании участники слушали доклады об антологии литературы православных арабов, аристотелевской философии природы в системе образования сирийских христиан в период раннего средневековья, а также о библейских канонах в арабо-христианской традиции.
После пленарного заседания участники конференции продолжили работу на секциях, где были представлены доклады о переводах Священного Писания и творений святых отцов на восточные языки, об особенностях богослужения Ориентальных Церквей, об истории русского присутствия на Святой Земле и о многом другом, касающемся истории христианства в странах Ближнего Востока и Закавказья. Доклады сопровождались активными дискуссиями.
По итогам конференции кабинет ориенталистики Московской духовной академии планирует издание сборника докладов. Все желающие смогут познакомиться с христианским наследием Востока.
Справка:
На пленарном заседании выступили:
- К.А. Панченко (Институт стран Азии и Африки МГУ, Москва) — «Антология литературы православных арабов». Презентация первого тома;
- С.А. Французов (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург) — «Библейский канон в арабо-христианской традиции»;
- Ю.Н. Аржанов (Австрийская академия наук, Вена) — «Аристотелевская философия природы в системе образования сирийских христиан в период раннего средневековья».
В секциях с докладами выступили:
- А.В. Муравьев (Национальный исследовательский университет ВШЭ, Москва) — «Иранизм в Картли в VI веке и “сирийские элементы” в “Житии” Иованэ Зедазнели»;
- Е.В. Ткачев (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Грузинские версии утраченных сочинений преподобного Иоанна Дамаскина»;
- Н.Г. Головнина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Буквализм в переводах святоотеческих текстов: царский путь или рабский удел?»;
- Ю.И. Петрова (Институт востоковедения им. А.Е. Крымского НАН Украины, Киев) — «Русский перевод “Путешествия патриарха Антиохийского Макария” в контексте подготовки критического издания»;
- Диакон Н. Шаблевский (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Быт. 1, 1‒5: особенности перевода на классический сирийский язык (Пешитта)»;
- Э. Сарибекян (Институт древних рукописей им. Месропа Маштоца, Ереван) — «Пролегомены и армянские толкования к книге Иова»;
- А. Григорян (Международный научно-образовательный комплекс «Лицей Ширакаци», Ереван) — «Евагрий Понтийский в армянской литературе»;
- А.А. Рогожина (Национальный исследовательский университет ВШЭ, Москва) — «Заклинание или молитва: магия в средневековой армянской традиции»;
- Священник А. Зиновкин (Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург) — «Христиане Мервы: история, религия, культура»;
- Монах Максим (Судаков) (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Аскетические сочинения Мартирия-Сахдоны: идеи, структура, язык»;
- А.Г. Грушевой (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург) —
«Б.Н. Шаховской и его роль в истории школ Императорского православного палестинского общества»; - А.В. Сарабьев (Институт востоковедения РАН, Москва) — «Российское влияние на ближневосточные церковные дела: 120 лет тому назад»;
- М.С. Шаповалов (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск) — «Русская Палестина: воображаемая территория русской идентичности»;
- П.В. Федотов (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург) — «Н.М. Аничков – управляющий учебными заведениями Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке в конце 1890-х – в начале 1900-х гг. (по материалам Архива внешней политики Российской Империи)»;
- Диакон А. Занемонец (Хайфский университет, Израиль) — «Воспоминания архим. Киприана (Керна). Подготовка к изданию. Его служение на Балканах и Ближнем Востоке»;
- Е.В. Гусарова (Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург) — «Проблема отношений Эфиопской митрополии с Коптской Александрийской патриархией во второй половине XVIII в. (по эфиопским царским хроникам)»;
- Священник А. Волчков (Санкт-Петербургская духовная академия, Санкт-Петербург) — «Сирийские Псевдоклиментины – источник по ранней истории христианства в Сирии»;
- С.П. Брюн (Музеи Московского Кремля, Москва) — «Колофон синайской рукописи, печать из собрания Dumbarton Oaks и исчезнувшая обитель вмч. Пантелеимона / пророка Илии. К вопросу об изучении и реконструкции материального наследия Антиохийской Церкви»;
- С.А. Моисеева (Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Апостолы Петр и Павел в восточно-христианской и арабо-мусульманской традициях».
Пресс-служба МДА