Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

В Академии открылась Всероссийская научно-богословская конференция «Таинство слова и образа»

В Московской духовной академии открылась Всероссийская научно-богословская конференция «Таинство слова и образа».

Конференцию открыл ректор МДА епископ Звенигородский Феодорит. Он отметил глубину и многозначность понятия «слово» в христианском богословии и поблагодарил организаторов конференции.

Уважаемый Владимир Михайлович! Дорогие отцы, братия и сестры — участники сегодняшней конференции. Сердечно всех вас приветствую!

Организатором этого замечательного научного форума выступает кафедра филологии Московской духовной академии. В этом году она впервые вовлечена во всей своей полноте.

Конференция имеет название “Таинство слова и образа”. Тема, конечно, широкая и всеохватывающая. Это объясняет такое разнообразие тем докладов. Мы услышим доклады на темы и чисто филологические, и глубоко догматические.

Как все мы хорошо знаем, понятие “слово” имеет очень глубокое значение в христианском богословии. Впервые выражение “В начале было Слово” я услышал еще в школе. Я это выражение тогда не понял. Его объясняли, кажется, так: человеческая история началась с того момента, когда человек стал говорить. И лишь потом я узнал, что это начало Евангелия от Иоанна и что это выражение далеко не полное. Писание само себя толкует. И всë объясняется последующим предложением: “И Слово было Бог”. То есть не человек произвел слово, а Слово (с большой буквы) произвело в бытие человека и вообще всё, что есть в этом мире.

Но при этом мы не отвергаем значимость и важность понятия “слово” в самом распространенном и обычном значении. Дар осознанной речи — это величайший Божий дар человеку. Раскрытие богатства смыслов слов древних и новых языков помогает богословам глубже понять смысл Священного Писания, литургических текстов, творений святых отцов, учителей и духовных писателей Церкви. В этом смысле филология чрезвычайно важна для серьезной богословской науки. И я искренне рад, что, несмотря на столь сложные эпидемические времена, эта научная конференция всё же проводится.

Хочу поблагодарить заведующего кафедрой филологии профессора Владимира Михайловича Кириллина, руководителя магистерского профиля “Русская духовная словесность” иерея Димитрия Барицкого и всех, кто потрудился в деле организации этой конференции.

Свое слово закончу почти молитвой: Бог Слово да будет сегодня и всегда Помощником всем труженикам и служителям слова! Помогай вам Бог!

Участников также приветствовал организационный комитет конференции в лице председателя д.ф.н. профессора, заведующего кафедрой филологии МДА В.М. Кириллина и кандидата богословия доцента кафедры филологии диакона Сергия Пантелеева.

В этом году конференция под эгидой кафедры филологии Московской духовной академии проходит уже в третий раз. В условиях распространения в стране коронавирусной инфекции для проведения мероприятия 18–19 ноября был выбран дистанционный формат.

На пленарном заседании с докладами выступили кандидат богословия профессор кафедры филологии МДА игумен Дионисий (Шлëнов), д.ф.н. профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. Аннушкин, кандидат богословия доцент кафедры филологии и заведующий профилем «Русская духовная словесность» магистратуры Академии иерей Димитрий Барицкий.

Затем, после краткого перерыва начали работу отдельные тематические секции первого дня конференции.

Первая секция была посвящена истории языка церковнославянской письменности. Вначале доклад представил кандидат богословия ректор Омской духовной семинарии митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким).

Тематика второй секции — славяно-русская церковная литература XI–XX вв.

В рамках работы третьей секции участники представили доклады по теме религиозной проблематики русской литературы XVIII–XIX вв.

Доклады четвертой секции были посвящены религиозной проблематике русской литературы XX в.

В рамках пятой секции мероприятия докладчики рассматривали вопросы изучения греческой христианской литературы.

На ней было представлено 11 докладов преподавателей и студентов Московской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

С докладом на тему «Образный мир Леонтия, пресвитера Константинопольского» выступил кандидат богословия, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Михаил Асмус. В качестве введения был дан краткий обзор научной проблематики по наследию незаурядного ранневизантийского проповедника начала V века Леонтия, пресвитера Константинопольского, и описано актуальное состояние его исследования, производимого автором доклада. В основной части были представлены два ряда образов, используемых в проповедях Леонтия: литературные и символические. В качестве примера литературного образа были продемонстрированы спортивные метафоры Леонтия. Из символических образов Леонтия были разобраны образ Церкви и ее священнодействий и образ царской власти Христовой. Была дана попытка определить степень соотнесения символа и реальности у Леонтия постольку, поскольку это имеет отношение к богословию Евхаристии и Царства Христова. Выводами доклада является констатация высокого литературного таланта и риторической выучки автора, а также колебание между условностью и безусловностью одних и тех же символических образов, чувствительных для богословия Евхаристии и Царства Христова. Несмотря на это колебание, в текстах Леонтия четко проступает приверженность евхаристическому реализму и вполне отчетливо, пусть и не всегда осознанно, выделяются параметры царской власти Христа по человечеству.

Кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с докладом на тему «Образ Царя: к истории цитирования Bas. Caes. De Spiritu Sancto 18, 45 в эпоху иконоборческих споров» выступил . Докладчик рассмотрел различные аспекты ритуала почитания императора и его образа и провел параллель с почитанием святых икон. Также он рассмотрел различные царские регалии и изображения на них.

Святитель Василий Великий говорит: «Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т.е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: “Это царь”, не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ — царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа».

С докладом на тему «Проблема атрибуции произведений преподобного Анастасия Синаита» выступил кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры богословия Московской духовной академии игумен Адриан (Пашин). Игумен Адриан отметил различные предположения об атрибуции различных произведений святого отца — «Путеводителя», «Вопросов и ответов на различные (нравственные) темы», «Трех слов об устроении человека по образу и подобию Божьему», «Проповедей», «Душеполезных повествований», проповедей и прочих. Также он поднял проблему смешения преподобного Анастасия Синаита и святого Анастасия, патриарха Константинопольского.

После чего с докладом на тему «Образ пророка Иеремии в гомилиях Оригена на книгу пророка Иеремии» выступил кандидат богословия, доцент кафедры библеистики МДА диакон Сергий Кожухов

В докладе был рассмотрен образ пророка Иеремии в гомилиях Оригена на одноименную книгу. Автор представил три аспекта образа Иеремии: 1) как пророка долготерпения Божьего; 2) как пророка, превосходящего по призванию других пророков Ветхого Завета; 3) как прообраза и символа Христа.

С докладом на тему «Анонимное византийское толкование на книгу Бытия: неизданные фрагменты четырех гомилий» выступил доктор богословия (PhD),  доцент кафедры филологии МДА священник Сергий Ким. В процессе обсуждения рассматриваемых гомилий протоиереем Михаилом и игуменом Дионисием была предложена богословская мысль о месте «передачи скиптра», что Христос передает скипетр царской власти нам — жест, который не имеет аналогии в византийском царском ритуале, однако имеет чрезвычайно важное догматическое значение: Господь делает нас соучастниками Своего Царствия.

Доктор богословия (PhD), доцент кафедры филологии, доцент кафедры библеистики иеромонах Филофей (Артюшин) выступил с докладом на тему «Проповедь 112 как пример ораторского и экзегетического мастерства блаженного Августина». Доклад был посвящен краткому описанию некоторых риторических и экзегетических построений и приемов, применяемых блаженным Августином в «Проповеди (Sermo) 112». На примере толкования притчи о званых на пир (Лк. 14:16–24; Мф. 22:2–14) прослеживается причастность данного латинского автора к александрийской экзегетической — в лице Оригена — и греческой философской традиции — в лице Аристотеля. Гомилетическое своеобразие проповеди и мастерство произнесшего ее оратора устанавливается на основании текстологического, филологического, стилистического, исторического и богословского анализа. Обильная метафоризация и аллегоризация евангельских образов и персонажей, по образцу восточной экзегезы, с одной стороны; и укоренность в латинской традиции интерпретации — с другой, — позволяют тем не менее сделать однозначные выводы о самобытности творческого гения и пастырской харизме блаженного Августина как епископа, проповедника и экзегета.

Далее с докладом на тему «Толкование блаженным Иеронимом Стридонским Дан. 2:12–24» выступил старший преподаватель кафедры библеистики МДА диакон Николай Шаблевский. Автор предложил глубокий анализ различных вариантов перевода книги пророка Даниила и экзегезы блаженного Иеронима. Было отмечено, что перевод Феодотиона намного более точный, чем Септуагинта, и именно поэтому он вошел в дальнейшую христианскую редакцию Септуагинты, вытеснив первоначальный.

С докладом на тему «Отцы-каппадокийцы: связь предмета и его имени на примере полемики с Евномием» выступил преподаватель кафедры филологии МДА диакон Димитрий Болычев. В докладе рассматривался пример богословской полемики отцов-каппадокийцев с Евномием, который иллюстрирует значимость подбора и понимания языковых единиц, когда речь идет о таком важном аспекте веры, как именование Бога, что включает в себя и вопрос о возможности Его познания.

Доклад на тему «Образ святого Никона Метаноите согласно Vita Niconis (BHG, 1366)» представил студент магистратуры МДА иеродиакон Иннокентий (Глазистов). В докладе было рассмотрено ранее не переведенное на русский язык житие великого подвижника и миссионера Х века преподобного Никона Метаноита, которое было написано классическим древнегреческим языком и представляет ценность не только как агиографический источник, но и как замечательный литературный памятник.

С десятым докладом на тему «Святая Екатерина: гармония слова и образа в иконе XIII века» выступила старший преподаватель кафедры истории и теории церковного искусства МДА И.М. Зубренко. В докладе был представлен сравнительный анализ надписей на клеймах житийной иконы XIII века святой великомученицы Екатерины из Синайского монастыря, иконографии и текстов жития святой, написанных Афанасием Тахиграфом и Симеоном Метафрастом и не переведенных на русский язык. В результате исследования было выяснено, что византийский иконописец в 12 клеймах представил свой вариант жития святой Екатерины и, создавая образ святой, делал акцент на трех темах: монашества, проповедничества и мученичества.

В заключение с докладом на тему «Образ и Первообраз: сходства и различия на примере экзегезы Ин. 14:28» выступил аспирант кафедры филологии В.С. Коробов. Он рассмотрел различные варианты толкования слов «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28): понимания как обозначения человеческой природы Спасителя (которое было принято Церковью) и толкования как умаления [κένωσις] (которое было осуждено на Константинопольском Соборе XII века).

В первый день конференции в обсуждении актуальных филологических и смежных богословских проблем приняли участие более 100 человек.

19 ноября работу продолжат секции славяно-русской церковной литературы, религиозной проблематики русской литературы, сирийской христианской письменности.

Пресс-служба МДА