В Академии молитвенно встретили Рождество Богородицы
20 и 21 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы, в храмах Московcкой духовной академии прошли торжественные богослужения.
Церковный год оканчивается воспоминанием событий блаженной кончины Пресвятой Девы. Затем, 1 сентября (14 сентября по новому стилю), следует индикт — церковное новолетие. И через несколько дней церковный год открывается воспоминанием событий Рождества Пречистой – Той, с Кого началось искупление человечества.
Накануне праздника всенощное бдение в домовом храме Академии в честь Покрова Пресвятой Богородицы совершил ректор епископ Звенигородский Питирим. На всенощном бдении проповедь произнес студент магистратуры чтец Евгений Боровинский.
Утром 21 сентября епископ Питирим совершил Божественную литургию в Покровском академическом храме. Ему сослужили преподаватели и студенты в священном сане.
На антифонах ректор совершил хиротесию во чтецов Сергея Медведева, студента 1 курса магистратуры; Дионисия и Родиона Кумаров, студентов 4 курса бакалавриата; Александра Александрова, студента 3 курса бакалавриата.
На сугубой ектении присутствующие в храме молились о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о мире на Украине.
Проповедь перед Причастием, посвященную празднику, произнес студент 1 курса магистратуры чтец Серафим Бирюков.
По заамвонной молитве духовенство совершило славление Рождеству Пресвятой Богородицы.
После богослужения епископ Питирим обратился к присутствующим с архипастырским словом:
Это первый праздник в богослужебном годовом круге, и он имеет особое значение и для нас, и для всего мира. Событие Рождества Пресвятой Девы от Иоакима и Анны является самым долгожданным событием в истории человечества.
Ева и Адам, когда были изгнаны из Рая, получили обетование, что придет Избавитель. У них рождается первый ребенок, и они называют его Каином, что значит «человек от Бога». Они думали, что это и есть тот Избавитель, про Которого говорил им Бог. Но имя второго ребенка говорит о разочаровании, которым они исполнились, видя подрастающего Каина. Авель обозначает «дым, пар». Это разочарование в ожиданиях, которыми они жили.
Должно было пройти очень много времени, очень много веков. Много людей родилось за эти века. Ушло много поколений в ад, прежде чем появились Иоаким и Анна, прежде чем появились те, от кого могла родиться Пресвятая Богородица, Которая смогла стать Матерью Богочеловека. Был Великий потоп. Всемирный потоп стер с лица земли нечестивых людей, оставив только семейство праведного Ноя. Бог разочаровался, как сказано в Священном Писании, пожалел о том, что Он создал людей. Но Бог не может жалеть о чем-то или разочаровываться в том, что Сам сотворил. Это было сказано нашими человеческими словами.
К моменту Рождества Пресвятой Богородицы человечество достигло почти такого же состояния, которое было перед Всемирным потопом. Особенно пагубное растление было в языческом мире. Языческий мир дошел до развращений, до которых опустилось и ныне живущее человечество.
Иудеи были ограждены Законом. Они не впали в преступления, в извращения человеческой природы, которыми жили язычники. Но тем не менее иудеи восприняли Закон именно как закон. Они исполняли его буквально, чтили его букву. И отношение к праведным Иоакиму и Анне, что будто они прокляты из-за того, что у них нет детей, говорит о том, что понимание закона в среде иудеев стало языческим.
Это было суеверие. Поношение бесчадства несли Иоаким и Анна уже в мире, который отошел от Бога и истины, в развращенном мире. Иудеи уже не понимали, что говорит им Закон Моисея. Очень трудно было сохраниться в этом окружении, и тем не менее это была самая целомудренная пара за всю историю человечества, как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец. Именно они, живя в этом ужасном окружении, стали достойными, чтобы родить Пресвятую Богородицу.Мы с вами живем тоже в ужасном мире, часто мы используем это для своего оправдания, будто бы мы не можем понести тех подвигов, мы не можем сохранить того целомудрия, как это было раньше, потому что отовсюду мы искушаемы и совращаемы. Но награда нам будет в наше время гораздо больше. Такая награда, как у Иоакима и Анны. Ведь они смогли в свое время — время соблазнов — стать самой целомудренной парой.
Ведь смогли родители преподобного Сергия стать достойными, чтобы родить этого святого в одно из самых неблагоприятных времен в истории нашего Отечества, когда и вера была в упадке, и политическая жизнь была подвержена страхам от нашествия иноплеменников, и когда в душе русского человека, по слову Василия Осиповича Ключевского, поселился ужас, грозивший стать национальной чертой русского человека — национальной робостью. Именно тогда Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия, живя целомудренно и невзирая ни на какое окружение, невзирая на княжескую междоусобицу, проявляли просто христианские добродетели. Именно от них произросла эта благая отрасль – преподобный Сергий, благодаря которому наше Отечество возродилось и скинуло нечестивое иго.
Так и мы с вами должны жить в наше “неблагоприятное время” так, чтобы стяжать венцы. Именно сейчас мы сможем получить наибольшую награду, если будем просто жить и выполнять заповеди Христа. Пусть над нами смеются — а над нами и смеются, если мы начинаем действительно выполнять христианские заповеди. Сейчас нашу веру хотят переформатировать, переиначить, сделать современной, угодной миру, чтобы мы нравились.
Но вот эта похвала мира как раз свидетельствует о том, что мы в каком-то не том направлении движемся. Когда нас начинают хвалить, начинают признавать: «Наконец Русская Церковь заговорила так, как мы и не ожидали», — не надо на это поддаваться. Мы должны сохранить то, что нам передано прошлыми поколениями. Христианские истины очень простые, однако эти простые истины трудно выполнять. Мы готовы что угодно трудное делать противное христианским заповедям, но только не самое простое, что согласуется с ними. Так что, дорогие отцы, братья и сестры, будем и в наше время сохранять то, что нам передано и чему нас учит наша Святая Православная Церковь».
Справка:
Всенощное бдение и Божественную Литургию в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Павел Лизгунов, игумены Адриан (Пашин), Герасим (Дьячков), Мелетий (Соколов), протоиерей Сергий Забелич, иеромонахи Феодор (Юлаев), Дометиан (Курланов), Феодосий (Желновачев), Варлаам (Череп), диаконы Димитрий Маслов, Марк Матыцин, Стефан Мартенюк, иеродиакон Иннокентий (Глазистов), преподаватели и студенты в священном сане.
За богослужениями песнопения исполнили первый академический хор под управлением Марка Качанкина и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.
Пресс-служба МДА