Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Учебный комитет РПЦ дополнил рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов на период карантина

27 марта Учебный комитет Русской Православной Церкви на базе Московской духовной академии провел вебинар с представителями администрации и воспитательных служб высших духовных учебных заведений. С учетом материалов вебинара были составлены рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов на период проведения мер профилактики распространения коронавируса. 

Документ расширил разосланные 17 марта 2020 г. рекомендации по организации воспитательной работы и жизнедеятельности студентов, остающихся в расположении учебных заведений.

Цель рекомендаций – обеспечить непрерывность воспитательной работы в условиях изменения формы обучения (на дистанционную).

Задачи, стоящие перед воспитательной службой высших духовных учебных заведений в настоящий период:

  • Содействие обеспечению учебного процесса в дистанционной форме.
  • Поддержание духовной жизни учащихся в период Великого поста.
  • Организация свободного времени студентов и укрепление социальных связей внутри коллектива учащихся.
  • Соблюдение мер профилактики вирусной инфекции и поддержание здоровья учащихся.

Основные сложности воспитательной работы в данный период:

  • Отсутствие возможности прямого контакта с группами учащихся.
  • Удаленность значительной части студентов от учебного заведения.
  • Отсутствие привычных инструментов воспитательной работы и дисциплинарного контроля.
  • Изменение психологического состояния студентов (растерянность, чувство одиночества, новые условия обучения и распорядка жизни).

С учетом сложившейся ситуации, воспитательная работа делится на два основных направления: работа с учащимися, оставшимися в расположении духовных школ; работа с учащимися, находящимися вне расположения духовных школ.

Рекомендации по организации воспитательной работы с учащимися, оставшимися в расположении духовных школ:

  • Поддерживать регулярный контакт с учащимися для предупреждения чувства растерянности и одиночества. В этих целях на трапезах желательно обеспечить присутствие не только дежурного помощника, но и представителя администрации более высокого уровня. Целесообразно во время подобных контактов обращаться к учащимся со словами поддержки, проявлять заботу о состоянии здоровья, настроении, интересоваться их потребностями бытового характера для формирования списков необходимых покупок.
  • Обеспечить контроль прохождения дистанционного обучения студентами. Для этого необходимо через преподавателей узнавать информацию об учащихся, не участвующих в учебном процессе, далее силами воспитательной службы выявлять причины неучастия в занятиях. Это необходимо для поддержания ответственного отношения к учебе.
  • Обеспечить пребывание учащихся на свежем воздухе. Для этих целей рекомендуется внести изменения в распорядок дня на усмотрение администрации, а также предусмотреть возможность совмещения пребывания на свежем воздухе с общественно-полезным трудом (наведение порядка на территории и т.д.).
  • Обеспечить занятия спортом индивидуально или малыми группами.
  • Особое внимание уделить выполнению распорядка дня учащимися. Для этого необходимо контролировать не только отбой, но и подъем согласно распорядку дня. Это создаст условия для выполнения утреннего молитвенного правила в том случае, если оно выполняется келейно. Также необходимо довести до учащихся время, выделенное на исполнение вечернего молитвенного правила для сохранения структуры распорядка дня.
  • Провести среди учащихся разъяснительную работу об ответственном отношении к духовной жизни, особенно в связи со сложившимися обстоятельствами, с привлечением к этой работе духовников и наиболее опытное духовенство.
  • Особое внимание уделить чтению творений святых отцов. Для этих целей обеспечить более свободный доступ к книгам через книжную выставку в фойе без посещения библиотеки.
  • Для мотивации студентов в чтении книг продумать систему конкурсов и поощрений.
  • Поддерживать связь с родителями и близкими родственниками учащихся для выяснения положения дел в семье и близком окружении.

Рекомендации по организации воспитательной работы с учащимися, покинувшими расположение учебного заведения

  • Уделить особое внимание работе представителей воспитательной службы в чатах и в группах социальных сетей для поддержки учащихся, организации обратной связи и общения. Для этого можно публиковать посты от лица администрации, анализировать информацию об учебном процессе, связанных с ним трудностях и выдвигать предложения по его улучшению. При возникновении проблем технического характера помочь студентам получить задания альтернативными способами.
  • Обеспечить контроль прохождения дистанционного обучения студентами. Выяснять причины несоблюдения сроков выполнения заданий в сотрудничестве с преподавателями.
  • Обеспечить сбор информации о несении церковных послушаний и помощь в их организации при взаимодействии с храмами и соответствующими епархиальными отделами. Необходимо принять во внимание важность усилий по организации подобных послушаний, так как богослужебные послушания и/или помощь ближним имеет важное воспитательное значение. Учитывать случаи несения подобных послушаний для последующего поощрения студентов.
  • Продумать организацию онлайн-конкурсов внутри студенческого сообщества для последующего выбора победителей с целью организации совместного досуга для поддержания коллективного духа.
  • Составить список литературы для чтения, а также фильмов (документальных и художественных), рекомендованных к просмотру с последующим обсуждением прочитанного и просмотренного в общих чатах.

Данные рекомендации направлены на преодоление сложностей в период сложившейся ситуации, сохранение непрерывности воспитательного процесса в студенческом сообществе для максимально быстрого восстановления полноценной учебно-воспитательной работы учебного заведения.

Рекомендовано публиковать удачные работающие практики на официальных сайтах учебных заведений.

Частично представленные рекомендации уже реализуются в разной степени в высших духовных учебных заведениях.

Пресс-служба МДА/Учебный комитет РПЦ