Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Состоялось первое заседание студенческого научного общества «Православная паулинистика»

29 января 2025 года в Библейском кабинете Московской духовной академии состоялось первое заседание студенческого научного общества «Православная паулинистика».

Участниками заседания стали 2 преподавателя и 15 студентов кафедры библеистики. Встреча прошла в очно-дистанционном формате.

Со вступительной речью выступил руководитель общества — доцент кафедры библеистики Московской духовной академии Михаил Всеволодович Ковшов. Он отметил, что деятельность общества нацелена на углубленное изучение посланий апостола Павла в свете современных экзегетических исследований. Предполагается обсуждение сложных вопросов богословия, экзегетики и современной паулинистики.

Соискатель кафедры библеистики иеромонах Митрофан (Гавриш) выступил с докладом на тему «The New Perspective on Paul и его актуальность для традиционной православной экзегезы».

В своем докладе иеромонах Митрофан отметил, что дискуссии между «старой» и «новой перспективой» были в центре внимания исследований паулинистики в последние годы. Однако потенциал сходства и различия между «новым взглядом» и восточной православной экзегетической традицией не был должным образом исследован.

Во-первых, докладчик отметил, что под влиянием У. Дэвиса изменилось понимание Закона и отношение к иудаизму в целом. Его труды аргументированно дали ответ на то, что невозможно, не исказив мысль апостола Павла, свободно поместить его в языческую среду. По этой причине У. Дэвис искал корни богословских рассуждений апостола в контексте иудаизма.

Во-вторых, Э. Сандерс в своем исследовании не разделяет традиционный протестантский взгляд на оправдание верой, который имел отправной точкой богословие М. Лютера. Это вызвало критику со стороны протестантских богословов, но в то же время привело к возникновению новых идей в интерпретации апостола Павла, которые Джеймс Данн назвал The New Perspective on Paul, что послужило созданию одноименного труда «Новый взгляд на Павла».

В-третьих, докладчик подчеркивает, что иудейская среда, в которой находился апостол была естественным образом отражена в его богословии. Однако необходимо рассматривать, насколько предложенный взгляд соответствует характеру Павлова мышления, а не является лишь богословским мнением его интерпретаторов.

Апостол придавал важность Закону, посредством чего Израиль выражал верность Завету с Богом. Однако св. Павел разрабатывает и собственное богословское понимание «оправдания», которое отличается от иудейского «делами Закона». Такие фундаментальные вероучительные истины, проповеданные апостолом, не могут определяться влиянием еврейской традиции. Среда и сложившиеся исторические обстоятельства написания текста не должны смещать центр благовестия апостола. Важным аспектом при исследовании данного вопроса остается критерий внеконтекстуальности.

Таким образом, в святоотеческом понимании апостол Павел не создает свое богословие в рамках юридических категорий «закона» и «оправдания», но оно имеет совокупность аспектов, из которых ключевым становится понятие «свобода во Христе».

После доклада состоялась живая дискуссия. Участники встречи задавали докладчику вопросы, высказывали свои точки зрения и обсуждали представленные в докладе положения, например:

  • Какова актуальность Ветхого Завета для св. апостола Павла?
  • Каковы отличительные черты «старого взгляда» и «нового»?
  • «Новый взгляд на Павла» — это экзегеза или эйсэгеза?

Следующий семинар состоится 5 февраля в 16:00 в Библейском кабинете МДА. Запланирована онлайн-трансляция.

Кафедра библеистики МДА/Пресс-служба МДА