Состоялась V Международная конференция «Христианское наследие Востока»
Христианский Восток, изучение которого после длительного перерыва возобновилось в России в 90-е годы, привлекает всё большее внимание ученого сообщества. Современная наука, даже гуманитарная, предполагает постоянный обмен опытом, реализуемый в том числе на различных симпозиумах, семинарах и т.д. На V Международной конференции Кабинета ориенталистики МДА (руководитель — диакон С. Пантелеев) собрались ученые из России, Грузии, Канады.
Одна из целей мероприятия — создание возможности неформального общения между учеными, интересующимися самыми различными аспектами Христианского Востока. Это неизбежно влечет за собой большое разнообразие поднимаемых проблем, что хорошо иллюстрируют темы докладов, прозвучавших 31 октября 2023 г.:
- А.А. Рогожина (Научно-исследовательский университет «ВШЭ», Москва) — «Ветхозаветные образы в Великом каноне Андрея Критского и в “Книге скорбных песнопений” Григора Нарекаци»;
- Н.Г. Головнина (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Библейская экзегеза в коптских монашеских текстах»;
- А.В. Муравьёв (Научно-исследовательский университет «ВШЭ», Москва) — «Евангелие в версии Harcleana в Москве. Lost and found»;
- П.А. Кузьминых (независимый исследователь, Екатеринбург) — «Молитва “Отче наш” как маркер конфессиональной идентичности в арабоязычных христианских сообществах»;
- К.А. Панченко (Институт стран Азии и Африки МГУ, Москва) — «Православные арабы в горах Самцхе: к истории грузинско-антиохийских контактов конца XV в.»;
- А.А. Войтенко (Центр египтологических исследований РАН, Москва) — «Изучение почитания святых в христианской Античности: этапы и методы»;
- М.М. Бернацкий (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва) — «Интерпретация эпиклезы в тексте Божественной литургии в греко-латинских и армяно-латинских контактах XIV–XV вв.»;
- Диакон С. Кожухов (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Термины “сущность”, “ипостась”, “природа” у Севира Антиохийского как философские категории»;
- Диакон Н. Шаблевский (Московская духовная академия, Сергиев Посад) — «Кто должен назвать Его Эммануилом? Сирийские переводы Ис. 7, 14b и Мф. 1, 23 в свете древних текстовых свидетельств»;
- Иерей А. Трейгер (Университет Дальхаузи, Галифакс, Канада) — «Влияние преп. Максима Исповедника на мистико-аскетический трактат “Умный рай”»;
- Е.В. Паламаренко (Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Москва) — «Особенности положения имущественного комплекса Православного палестинского общества в Иерусалиме в период действия Британского мандата в Палестине»;
- Н.А. Семенченко (Институт востоковедения РАН, Москва) — «Вклад русского паломничества в развитие Святого города и отражение Святой земли в русской творческой культуре»;
- Иеродиакон Георгий (Рамазян) (Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад) — «Армянская Церковь в Закавказье в XVII в.: начало ее пророссийской ориентации»;
- Э.А. Ясоян (Российский государственный гуманитарный университет, Москва) — «Влияние источников канонического права Армянской Апостольской Церкви на формирование национального законодательства»;
- Е.М. Копоть (Московский педагогический государственный университет, Москва) — «Роль образовательных учреждений в русско-антиохийских связях в конце XIX — середине XX в.»;
- Е.В. Смирнова (Институт востоковедения РАН, Москва) — «Инспекторы и учителя мужских школ ИППО: организация учебных заведений и профессиональное взаимодействие»;
- Е.Ю. Ковальская (ЦНЦ «Православная энциклопедия», Москва) — «Несбывшаяся мечта великой княгини Елизаветы Фёдоровны: к вопросу о проекте русского присутствия в храме Гроба Господня (1912–1917 гг.)».
Христианский Восток — это, вопреки всем бедам, на него обрушивающимся, не музейная реликвия, а живая традиция. Вторая цель конференции «Христианское наследие Востока» — дать слово самому Востоку, самой традиции. В связи с этим необходимо отметить участие ректора Тбилисской духовной академии протопресвитера Георгия Звиададзе и его преподавателя протоиерея Бидзины Гуния:
- Протопресвитер Георгий Звиададзе — «Древнегрузинские переводы-редакции Священного Писания»;
- Протоиерей Бидзина Гуния — «Старый стиль или календарная реформа».
Несмотря на всю кажущуюся умозрительность результатов научных конференций, они имеют важное практическое значение, что было отмечено ректором Московской духовной академии епископом Кириллом:
«Собравшиеся в этом зале исследователи Христианского Востока в большинстве своем — скромные труженики науки, которая сама по себе, в своем подлинном виде, как кажется, далека от тех мощных историко-политических процессов, которые происходили и происходят на Ближнем Востоке и в соседних государствах. Однако долг именно нынешней науки — сохранить историю и культуру Христианского Востока. Ваши научные изыскания помогают христианам Востока существовать в этом неспокойном регионе, где в целом господствует иная религия, а иногда властвуют исключительно войны. И разве не ученые, не подвижники науки, не затворники библиотек и архивов могут дать ответы на многие спорные вопросы, от решения которых зависят судьбы народов и стран? Путь к истине лежит только через беспристрастное обнаружение, изучение, сохранение наследия прошлого, его умножение в будущем.
Как было сказано и как всем хорошо известно, христиане Востока сильно разделены. Даже те Церкви Востока, которые формально едины в вопросах вероучительных, в действительности не находятся в постоянном диалоге для противостояния тем проблемам, которые угрожают самому существованию христианства. Но кто знает, ваши ученые штудии не послужат ли основанием для сближения восточных христиан, фундаментом для преодоления разногласий между Церквами? Ведь никакой диалог в этой области невозможен без основательных исследований исторического, литургического, богословского характера».
Пресс-служба МДА