
Состоялась конференция «История Церкви: факт и мысль»
12–13 мая 2025 г. в Московской духовной академии проходила работа Всероссийской научной конференции «История Церкви: факт и мысль».

Конференция «История Церкви: факт и мысль» – главная историческая конференция в Московской духовной академии.
Конференция традиционно носит политематический характер. В рамках ее работы делятся своими научными достижениями десятки исследователей со всей России и ближнего зарубежья.
В этом году в стенах Академии очно и дистанционно с докладами выступили более 130 исследователей.
Темой пленарного заседания стала эпоха Патриарха Московского и всея России святителя Тихона (Беллавина), со дня преставления которого в этом году исполнилось 100 лет.
Пленарное заседание конференции, проходившее в Большом зале Московской духовной академии, началось с оглашения приветствия участникам конференции ректора Академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Открыл пленарное заседание проректор по научной работе Московской духовной академии доцент протоиерей Александр Задорнов с докладом «Дискуссии о патриаршестве в Московской духовной академии предсоборного периода». Докладчик показал, как в академической среде происходило обсуждение вопроса о возрождении древнего института патриаршества. Характерной чертой этого процесса стала дискуссия на почве определения истинной традиции Церкви в области высшего церковного управления.
Старший преподаватель кафедры церковной истории кандидат богословия священник Илия Письменюк затронул малоизвестную сторону «американской» биографии святителя Тихона, посвященную контактам будущего патриарха с представителями других конфессий. Докладчик показал особенности подхода святителя к взаимодействию с инорелигиозными сообществами. Основным правилом святителя Тихона стало налаживание добрых отношений, но без каких-либо изменений в области вероучения.

В сообщении священника Владислава Пшибышевского, старшего преподавателя Оренбургской духовной семинарии, «Посещение участниками Всероссийского Поместного Собора Троице-Сергиевой лавры и пребывание в ней Святейшего Патриарха Тихона осенью 1917 года» были раскрыты малоизвестные подробности паломничеств патриарха и соборян к мощам преподобного Сергия.

В докладе «Обновленцы против Патриарха Тихона (1922–1925)» доцента ОЦАД им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия кандидата богословия священника Илии Соловьева слушателям предлагалось взглянуть на борьбу Православной Церкви с обновленческим расколом с точки зрения лидеров раскола, прочувствовать их мотивацию и оценить их наиболее важные шаги.
Доклады профессора кафедры церковной истории Г.Е. Колыванова и доцента кафедры церковной истории К.А. Черепенникова были связаны с историей духовного образования в период патриаршества святителя Тихона. Г.Е. Колыванов раскрыл события из истории семинарий в Сибири периода Гражданской войны, а К.А. Черепенников осуществил обзор наиболее важных событий из истории Московской духовной академии эпохи святителя Тихона.

Завершило работу первого дня конференции сообщение заведующего кафедрой церковной истории профессора А.К. Светозарского на тему «Фактологическая основа Послания Патриарха Тихона от 19 января 1918 г.». Докладчик показал, как события гражданской смуты в России и первые шаги новой власти отразились в послании святителя Тихона.

Второй день конференции, 13 мая, был посвящен секциям, работа которых открылась приветственным словом заведующего кафедры церковной истории Московской духовной академии профессора А.К. Светозарского. Алексей Константинович подчеркнул важность таких мероприятий в установление преемственности поколений, умеющих самостоятельно мыслить и созидать подлинно научную традицию изучения прошлого.
На первой секции «Патриарх Тихон и его эпоха» прозвучали доклады исследователей церковной истории, посвященные деталям биографии святителя Тихона либо событиям, связанным с его эпохой.

Доктор теологии Н.Н. Павлюченко в докладе «Священномученик Иларион (Троицкий): богословие в жизни» достаточно четко отметил, что сподвижник Патриарха Тихона сщмч. Иларион (Троицкий) в своем служении прежде всего стремился сохранить Церковь единой. Находясь на переднем плане борьбы с обновленцами, он хранил верность традиции и подчеркивал, что «вне Церкви невозможно проявление настоящей любви».
Преподаватель Ярославской духовной семинарии иерей Алексий Морозов в своем докладе на тему «Свт. Тихон (Беллавин) на Ярославской кафедре как совершитель богослужений» отразил ревностное служение Святейшего Тихона. Автор подчеркнул особую любовь владыки Тихона к совершению богослужений в храмах и монастырях Ярославской епархии, проявлявшуюся в особом попечении о соблюдении церковной дисциплины клириками епархии.

В докладе иерея Александра Морозова «Патриарх Тихон в истории московского храма Спаса Преображения на Большой Спасской улице, 1917–1925 гг.» отчетливо прозвучала мысль о трепетном отношении к этому храму Святейшего владыки.
Монахиня Сергия (Каламкарова), насельница Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова, обратилась к вопросу о поминовении Святейшего Патриарха Тихона во время его нахождения под арестом. Доклад был подготовлен по материалам следственных дел духовенства Владимирской епархии. «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза» — этими словами Святейшего Тихона монахиня Сергия подытожила свой доклад.

В выступлении старшего преподавателя кафедры церковной истории протоиерея Сергия Забелича отобразилось настроение участников Поместного Собора по материалам дневников протоиерея Леонида Туркевича. По мысли отца Леонида, в день выборов Патриарха, казалось, «можно было умереть на достигнутом соглашении и происшедших выборах». Отец Леонид отмечал, что в такой великий момент в жизни Церкви в самом народе начиналась разруха и хаос.
В докладах иеромонаха Иннокентия (Кочнева) и диакона Евгения Кузнецова освещена тема противостояния советской власти и Русской Православной Церкви через призму антирелигиозной агитации и пропаганды.
А.С. Филина, студентка Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, показала роль Патриарха Тихона в защите интересов Русской Православной Церкви перед советской властью. Усилия патриарха были направлены на прекращение социальных раздоров и разгоравшейся братоубийственной войны, он призывал не осквернять себя пролитием братской крови.

Аспирант кафедры церковной истории М.В. Афанасьев затронул проблему негативного отношения обновленческого митрополита Александра Введенского к Патриаршей Церкви. В своем докладе автор отметил отрицательную деятельность «архитектора реформ» для устранения канонической Церкви, использование лжи и клеветы в пропагандистской деятельности.
Иеродиакон Иннокентий (Юхименко), соискатель степени кандидата теологии Московской духовной академии, проанализировал жизнь и служение протоиерея Петра Извольского, единственного обер-прокурора Святейшего Синода, принявшего священный сан.

В завершение прозвучал доклад А.А. Купцовой, студентки профиля магистратуры «История и теория церковного искусства» Московской духовной академии, на тему атрибуции «сулка» святителя Тихона, Патриарха Московского.
Доклады сопровождались презентациями и фундированными комментариями авторов.
На второй секции «История христианства Востока и Запада» прозвучали доклады, освещающие факты из истории как Древней Церкви, так и Русской Православной Церкви и иных Поместных Православных Церквей в Новое и Новейшее время.
Секция открылась докладом протоиерея Петра Семенова, клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Краснослободска Республики Мордовии и студента магистратуры Московской духовной академии. Он представил доклад на тему «Вопрос о границах императорской власти в делах Церкви в эпоху Констанция (337–361 гг.) в сочинениях святых отцов IV в.». Как известно, этот правитель Римской империи был ревностным арианином, поэтому его личность подвергалалась неоднозначной оценке со стороны современников.
Следующий докладчик, игумен Никон (Головко), кандидат богословия, заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, выступил с докладом на тему «К истории христианства Запада и Востока: русское достояние на Святой Земле — древнееврейская гробница и византийская церковь в Силоаме» и рассказал о таком малоизученном объекте Святой Земли, как древнееврейская гробница в Силоаме. Автор осветил современное состояние объекта и рассказал об его истории, чем вызвал небывалый интерес со стороны слушателей.
Следующие три доклада, прозвучавшие на конференции, освещали события из истории Поместных Церквей Балканского полуострова. Так, священник Павел Бочков, доктор богословия, доктор теологии, выступил с докладом на тему «История возникновения и деятельности неканонической “Болгарской Истинно-Православной Церкви” “митрополита” Гервасия (Патырова) 2010–2024 гг.». Е.В. Огнев и Маринко Симич проанализировали в своих докладах события из истории Болгарской и Сербской Церквей соответственно.
Иерей Алексий Котельников, старший преподаватель Московской духовной академии, представил доклад на тему «Лавришевская архимандрия от основания базилианского монашеского ордена (1617 г.) до ее упразднения (ок. 1709 г.)». Данная архимандрия ранее существовала в западной Белоруссии, которая в XVII в. находилась в составе Речи Посполитой.

М.В. Турилова, кандидат филологических наук, выступила с докладом, в котором проанализировала как современную ситуацию в сфере социального служения Церкви, так и его историю. Отдельно докладчик сделал акцент на взаимодействии Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви Индии, которое началось еще в Синодальную эпоху и продолжается до наших дней.
Иерей Ярослав Геращенко, клирик Троицкого храма г. Реутова Балашихинской епархии, ответственный за работу Балашихинского отделения Миссионерско-катехизаторских курсов Московской митрополии, аспирант Московской духовной академии, представил доклад на тему «Первый Всеамериканский Собор 1907 г. при святителе Тихоне (Беллавине) и последующие Всеамериканские Соборы». Основной темой Первого Всеамериканского собора было обсуждение дальнейшего расширения православной миссии на американском континенте. Последующие же соборы собирались и собираются раз в три года для обсуждения насущных вопросов.
Завершилась работа секции выступлением диакона Николы Масникоса, сотрудника администрации канцелярии Белградско-Карловацкой архиепископии Сербской Православной Церкви. Он проанализировал события из истории Белградской митрополии с 1831 по 1920 г.
На третьей секции «Христианство в средние века и Новое время» прозвучали доклады, которые явили для слушателей самые разные оттенки палитры истории христианства.
Секция открылась докладом студента магистратуры МДА С.Г. Курдия, осветившего в своем сообщении малоизвестную страницу в истории христиан Турции — Лозаннский мирный договор и выполнявшееся в соответствии с достигнутыми договоренностями массовое переселение христиан в соседние страны, а также реализацию условий договора в отношении христиан, оставшихся проживать в пределах Турции.
Затем священник Роман Дидорчук рассказал о возникновении первого в истории католичества монашеского ордена цистерцианцев и документе «Хартия любви», который стал древнейшим уставом ордена.
Прочие доклады были посвящены русской церковной истории.

Священник Вячеслав Масин, магистр богословия, преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии, в своем докладе представил некоторые постановления в отношении монастырей и монашествующих времен Петра I и показал, что даже кажущиеся ситуативными документы 1701–1721 гг., как и последующие, несли отпечаток программной борьбы государства с имущественными правами обителей. Информация сообщения вызвала оживленную дискуссию на тему изъятия монастырских средств в пользу государства в указанный период. Тему монашества продолжили последующие докладчики. Ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника П.А. Лукьянов рассказал о системе управления Троицкого монастыря, основных должностных лицах и их полномочиях, а также реформе 1739 г. и реалиях управления Троице-Сергиевой лаврой в последующее время. В ответах на вопросы он кратко прояснил особенности именования лиц монастырской администрации.

Историю захоронения в Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры останков соловецкого старца рассказали слушателям и.о. проректора по научной работе Николо-Угрешской духовной семинарии кандидат богословия священник Владимир Алешков и научный сотрудник Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника кандидат исторических наук А.В. Алешкова в сообщении «Иеромонах Антоний (Ерофеев; †1829) и “лаврское захоронение” соловецкого старца Феофана (†1819)».
Исследованию положения жен древнерусского духовенства посвятила свой доклад студентка Донского государственного технического университета Н.С. Бондарева. На основании исторических источников она рассказала об особенностях брачного и семейного права и церковном суде за нарушение существовавших норм.
Анализу развития научно-церковных исследований в области антистарообрядческой апологетики во второй половине XIX–XXI вв. был посвящен доклад иерей Артемия Самсонова, магистра теологии, аспиранта Московской духовной академии.
Иеромонах Антоний (Малинский), председатель комиссии по канонизации святых Армавирской епархии, в своем сообщении провел интересный текстологический анализ работы выпускника Московской духовной академии, первого армавирского епископа Симеона (Никольского), о сходстве и различиях Антиохийской и Константинопольской Церквей по сочинениям свт. Иоанна Златоуста, первая часть которого была опубликована в 1905 г.
Диакон Константин Бабак, аспирант Московской духовной академии, рассказал о возрождении униатских общин в западнорусском регионе Российской империи после 1905–1909 гг. после вступления в силу Манифеста 1905 г., который спровоцировал значительный рост прозелитизма католиков и формальное узаконивание множества существовавших униатских общин.

Сотрудник Государственного архива Российской Федерации Т.С. Кислов в своем сообщении представил разработанную им интересную классификацию документов III Отделения как источников по истории старообрядчества Нижегородской губернии с красочными примерами и интересными цитатами из документов.
Священник Денис Лобанов также коснулся темы старообрядчества, но уже в контексте борьбы с расколом в приходах Медынского уезда Калужской губернии в 2-й половине XIX в. священника Петра Малинина.
Завершилась работа секции выступлением студента Бурятского государственного университета Д.В. Аюева, который рассказал о проблематике проведения миссионерской работы на рубеже XIX–XX вв. в Забайкальском крае среди бурятского и орочонского населения по отзывам епископа Ефрема (Кузнецова).
Секция IV «Советская эпоха в истории Православия» включала в себя доклады, освещавшие события разных периодов истории Православия в ХХ в.
Первые докладчики затронули в своих сообщениях различные аспекты антирелигиозной кампании на территории СССР. С.Н. Азарова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ПСТГУ, рассказала о служении митрополита Нестора (Анисимова) на Кировоградской кафедре (1958–1962), а аспирант МДА С.А. Секретарев в своем сообщении рассказал об экономических мерах по борьбе с Церковью в Ижевской епархии во время хрущевской антирелигиозной кампании.
О.Ф. Булашов рассказал о деятельности трудовой артели «Община», созданной сестрами Воскресенско-Феодоровской женской обители Владимирской епархии в 1918 г.
Кандидат культурологии О.А. Балагуров выступил с докладом «Подвиг веры: священно-церковнослужители и прихожане храма Никольского погоста, что у Иисусова Креста, в эпоху гонений XX в. на Православную Церковь».
В.А. Сельская выступила с докладом о своем родственнике протоиерее Павле Сельском, в котором чувствовалось связь поколений.
Методист кафедры церковной истории Московской духовной академии В.В. Козлов выступил с необычной темой «“Опель-Адам” vs “Вандерер”: транспортные проблемы и властные противоречия в епархиях Русской Православной Церкви на территории Белорусской ССР в первые послевоенные годы (1945–1950)».
Священник Александр Палазник охарактеризовал причины и обстоятельства, влиявшие на замещение членов Совета по делам Русской Православной Церкви в 1943–1965 гг.
Сообщение А.А. Измайловой, студентки Марийского государственного университета, повествовало о воскресенском соборе Йошкар-Олы в 1918–1928 гг.
А.И. Лукашов рассказал о реализации уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви (Совета по делам религий) при Совете министров СССР положений постановления «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» по материалам Владимирской епархии.
Доклады, сделанные остальными участниками, были связаны с личностями, событиями и процессами в церковной истории второй половины ХХ в.
Иеромонах Викторин (Асеев) и иерей Илия Мельниченко представили свой анализ существующих воспоминаний о церковной жизни того времени.
Секция V «Советская эпоха в истории Православия», работавшая дистанционно, также была посвящена событиям из церковной жизни в период СССР.
Работа секции началась с доклада священника Николая Евсеева, кандидата исторических наук, доцента Тульской духовной семинарии, доцента Тульского государственного университета, затронувшего проблематику антирелигиозных акций советской власти в 1920–1930-е гг., включая «комсомольское Рождество» и «комсомольскую Пасху». Докладчик отметил, что властям не удалось заменить ими христианские праздники по причине неприятия их народом.
Проблемы судопроизводства Рязанского губернского епархиального совета в период 1918–1920 гг. были освещены в докладе священника Вячеслава Савинцева, доктора церковной истории, кандидата исторических наук, доцента Коломенской духовной семинарии. Докладчик подчеркнул, что организация и введение епархиального совета в Рязанской губернии, наделенного большей самостоятельностью по сравнению с дореволюционной консисторией, способствовали более ускоренному и эффективному рассмотрению епархиальных дел.
Страданиям священников Владивостокской епархии в период гражданской войны в Приморье 1919–1922 гг. посвятил свой доклад епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии Иннокентий (Ерохин), кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Дальневосточного федерального университета. Владыка показал, что массовые убийства священников в Приморье со стороны богоборцев отличались особой жестокостью, в том числе по причине того, что последние воспринимали их как пособников американских и японских интервентов.
О религиозной политике в СССР в середине 1940-х гг. и ее реализации в Марийской ССР рассказал епископ Волжский и Сернурский Феофан (Данченков), соискатель степени кандидата теологии Московской духовной академии. Докладчик показал, как в годы Великой Отечественной войны в Марийской республике наблюдался религиозный подъем среди представителей всех конфессий.
Служению церковных певчих Пермской епархии во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг. посвятил свой доклад протоиерей Андрей Сапсай, кандидат теологии, доцент Пермской духовной семинарии. Исследователь сообщил, что в указанный период имелась тенденция к снижению возраста церковных певчих, в то же время наблюдался рост в оплате их труда.
Обзор архипастырских посланий епископа Тихона (Шарапова) из среднеазиатской ссылки осуществил в своем докладе протоиерей Александр Гайченя, заведующий церковно-исторической кафедрой Алматинской православной духовной семинарии, соискатель степени кандидата теологии МДА. Докладчик подчеркнул, что, несмотря на нахождение в ссылке епископа Тихона, паства Гомельской епархии продолжала относиться к нему не иначе как к своему правящему архиерею.
О различиях церковно-государственных имущественных отношений в период Гражданской войны и после начала политики НЭПа сделал доклад студент магистратуры МДА Г.М. Кравченко. Докладчик сфокусировал внимание на важнейших замыслах, процессах и событиях в законодательной сфере СССР и примерах их реализации в разных регионах государства в рассматриваемый период.
Протоиерей П.П. Романенко, магистр богословия, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, посвятил свое выступление митрополиту Гермогену (Кожину) как церковному администратору на примере Краснодарской епархии. В выступлении была отмечена эффективность владыки в церковной деятельности на Кубани благодаря накопленному им богатому административному опыту.
Проблеме ликвидации религиозного образования в школах Орловской губернии в 1917–1919 гг. был посвящен доклад иерея Павла Арцабовича, аспиранта МДА. По сообщению докладчика, многие родители, особенно крестьяне, активно сопротивлялись исключению властями Закона Божия как предмета, преподаваемого в школах их детям.
Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии иерей Алексий Лаушкин рассказал в своем докладе о православных верующих Орловского края в период «церковной оттепели» 1954–1957 гг. Докладчик отметил, что, невзирая на антицерковную политику, население Орловской и Липецкой областей в рассматриваемый период преимущественно оставалось религиозным, а развитие церковной жизни продолжалось.
О характеристике на епископа Венедикта (Полякова) по отчетам уполномоченного по Молдавской ССР 1947–1948 гг. сообщил иерей Дмитрий Кузьмин, настоятель Патриаршего подворья при храмах в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и преподобной Марии Египетской в Братееве г. Москвы, студент магистратуры МДА. Как выяснил автор доклада, владыка Венедикт своей смелой инициативностью в церковной сфере оказался неудобен не только для представителей советской власти, но и для Кишиневской епархии.
О пещерах Псково-Печерского монастыря в отчетных материалах уполномоченного по делам религий в Псковской области в период 1946–1964 гг. рассказал аспирант Московской духовной академии иеромонах Силуан (Матвеев), сообщивший, что почитание пещер обители как народной святыни помогло избежать их закрытия властями.
Возвращению храмов в Казахской ССР в 1985–1991 гг. был посвящен доклад архимандрита Сергия (Карамышева), настоятеля Успенского кафедрального собора г. Астаны (Казахстан), студента магистратуры МДА, отметившего, что передача храмовых зданий верующим подробно освещалась в отчетах уполномоченных Совета по делам религий.
Работа секции завершилась докладом аспиранта МДА О.А. Шабалина, посвятившего свое выступление служению епископа Платона (Лобанкова) в Средней Азии в 1971–1972 гг. В докладе были рассмотрены различные аспекты деятельности владыки: взаимоотношения с государственными органами, проведение епархиального собрания по случаю намечавшегося Поместного Собора 1971 г., прием иностранных гостей в Ташкентской епархии, празднование столетнего юбилея диоцеза.
Развитию и интерпретации богословских и политических идей в христианстве была посвящена работа VI секции «Идеи и власть в истории христианства». Путям русского и греческого богословия в XX столетии был посвящен доклад доцента кафедры церковной истории А.Г. Зоитакиса. Показав исторические перипетии православной теологии в указанный период, докладчик отметил исторические вехи греческой и русской эмигрантской богословской мысли — от единства к многообразию, от неопатристического лозунга «назад, к отцам» к идеям политической теологии, экуменической теологии, постпатристического богословия и неоправославия.
Формирование византийских чинов, связанных с инвеститурой василевса, осветил в своем докладе старший преподаватель Академии священник Дмитрий Болычев. Тема этого сообщения перекликалась с докладом магистра богословия Л.А. Карелиной, обратившей внимание на исторический контекст появления работы профессора Академии протоиерея А.В. Горского по истории чинов венчания и помазания на царство. Исследовательница подчеркнула, что созданный в условиях активного вмешательства Николая I в церковные дела и последующего правления его наследника данный историко-литургический труд не только представлял собой качественное для своего времени историческое исследование, но и отражал богословский идеал симфонии.
Святоотеческим истокам учения о паломничестве был посвящен доклад насельницы Горненского монастыря кандидата теологии монахини Екатерины (Копыл).
Целостная богословская интерпретация естествознания профессора Д.В. Голубинского явилась предметом сообщения магистранта Академии В.В. Соловьева. Студент акцентировал миссионерский и апологетический потенциал гармоничной философско-богословской системы профессора дореволюционной Московской духовной академии.
В докладе другого магистранта Академии, священника Владимира Кузнецова, были рассмотрены политические взгляды святителя Макария (Невского), отраженные в его проповеди беспрекословного послушания и любви к богоустановленной власти и критике революционных смутьянов.
Следующий докладчик, студент магистратуры протоиерей Николай Гамм, рассказал о специфической исторической информации, содержащейся в «Туркестанских епархиальных ведомостях».
Уточнению богословского учения Троицкого игумена Артемия в контексте «нестяжательских» споров был посвящен доклад аспиранта кафедры церковной истории диакона Глеба Мелихова.
Завершило работу секции сообщение магистранта Екатеринбургской семинарии С.Н. Юферицына о патриотизме и духовности.
В ходе работы седьмой секции «История церковной дипломатии» были рассмотрены вопросы межхристианских, межрелигиозных и церковно-государственных отношений.
Секционное заседание открыл старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук кандидат исторических наук М.В. Моисеев докладом на тему «Роль Константинопольского Патриархата в русско-османских отношениях XVI в.». Докладчик рассмотрел греческую этноидентичность как основу Османской империи в XVI столетии, а также роль Фанара в межгосударственных отношениях.
С докладом о роли братии Александро-Невской лавры и Пекинской духовной миссии выступил соискатель степени кандидата богословия Московской духовной академии епископ Кронштадтский Вениамин (Кириллов), викарий Санкт-Петербургской епархии, наместник Александро-Невской лавры.
О борьбе МИД Российской империи и Священного Синода за установление нового статуса Афона после 1912 г. сообщила в своем докладе кандидат философских наук, доцент Н.И. Шелепова.
Иеродиакон Алексий (Очканов), кандидат исторических наук, доктор церковной истории, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сделал доклад о восстановлении взаимоотношений между Русской Православной и Англиканской Церквами во второй половине 40-х гг. XX в.
Работу секции продолжил протоиерей Сергий Звонарев, кандидат богословия, секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, докладом на тему «Христианская мирная конференция в повестке внешних связей Московского Патриархата в 1960-х — начале 1970-х гг.». В своем выступлении протоиерей Сергий рассказал о становлении Христианской (или Пражской) мирной конференции, созданной «по инициативе “Чехословацкого товарищества”» и ставшей крупной межхристианской площадкой социалистического блока.
О деятельности Совета по делам религиозных культов по направлению взаимодействия с католицизмом в 1944–1945 гг., когда сведения становятся представлениями о политике Ватикана, в своем докладе рассказала Е.С. Жданова, кандидат исторических наук, преподаватель МГУ и ПСТГУ.
Первым контактам между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в начале 1960-х гг. посвящен доклад Р.О. Обросова, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, студента профиля магистратуры «История христианства в новейший период» Московской духовной академии. На основании архивных данных исследователь рассмотрел и обсудил первые шаги навстречу друг другу между «славянским севером» и Вечным градом.
О становлении в православной вере и взаимоотношениях архимандрита Лазаря (Мура) с представителями англоязычного христианского сообщества во второй половине 1930-х гг. рассказал студент Московской духовной академии А.А. Тихонов.
О выстраивании отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью в период председательства митрополита Никодима (Ротова) доклад сделал иеромонах Марк (Ахматханов), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
С докладом о личности митрополита Макариоса III выступила С.С. Забелич, студентка Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации. В докладе выступающая разъяснила трилогию Макариоса III, сочетавшего в себе президента, архиепископа и дипломата, благодаря чему удалось отстоять право киприотов на суверенную страну.
С докладом на тему «Политическая деятельность града-государства Ватикан до начала Второй мировой войны» выступил студент магистратуры Московской духовной академии иерей Василий Келеш, он представил анализ политики Ватикана в период между восстановлением его суверенитета в 1929 г. и началом Второй мировой войны.
В завершение работы секции было заслушано сообщение магистранта Московской духовной академии, настоятеля Вознесенского собора г. Осташкова (Тверская обл.) протоиерея Дмитрия Марковского об участии Русской Православной Церкви в межрелигиозных саммитах в период 1960–2010-х гг. Выступающий подчеркнул важность участия в саммитах Русской Церкви в обозреваемый период с целью углубления межрелигиозного и межкультурного диалога, направленного на созидание мира и согласия среди людей.
В рамках работы VIII секции «История церковного реформирования и Поместного Собора 1917–1918 гг.» продолжилось обсуждение круга научно-богословских проблем, связанных деятельностью и временем святителя Тихона (Беллавина), патриаршество которого выпало на один из самых тяжелых этапов жизни Русской Церкви и нашего Отечества.
Секция открылась докладом студента магистратуры МДА протоиерея Олега Кульпина об эволюции системы управления Русской Православной Церковью — от петровских реформ до начала XX в. Прослеживая неоднозначные преобразования в системе управления Русской Православной Церковью, автор раскрывает суть реформы Петра I, положившей начало религиозно-церковной эволюции, которая, пройдя определенные этапы, завершилась лишь к началу XX в. с возрождением патриаршества в России.
Вопросу о единоверческих епископах при первоначальных соединениях старообрядцев с Церковью был посвящен доклад студента ПСТГУ М.В. Басевича. В докладе был реконструирован вопрос о епископе при первых ходатайствах к Церкви, которые увенчались принятием Правил единоверия 1800 г. при содействии митрополита Платона (Левшина).
Об обсуждении реформы церковного прихода накануне Поместного Собора 1917–1918 гг. сообщила в своем докладе доцент Тульского государственного педагогического университета кандидат исторических наук А.В. Ключарева. Докладчица акцентировала внимание на сложностях в решении данного вопроса, который начал обсуждаться уже в 1906 г. на созданном Святейшим Синодом Предсоборном присутствии в числе других намеченных вопросов. Вопросами приходской жизни занимался IV отдел Предсоборного присутствия под председательством архиепископа Могилевского Стефана (Архангельского), разработавший проект нового приходского устава.
Деятельности Святейшего Синода по регламентации регулярного общественного богослужения (по материалам систематических указателей церковно-правовых актов рубежа XIX и XX вв.) посвятил свой доклад старший преподаватель Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева. Он показал, как к началу ХХ столетия в церковной общественности и особенно у церковных иерархов возникает осознание необходимости упорядочить богослужебную практику Русской Церкви.
Старший преподаватель Тульской духовной семинарии иерей Петр Резухин осветил деятельность Союза тульского духовенства в 1917 г. На основе анализа архивных материалов автор воспроизводит картину «приходской революции», когда создавались приходские советы, проводившие идеи выборности органов епархиального управления, бравшие в свои руки распоряжение церковной собственностью, решение налоговых вопросов, избрание членов причтов и другие проекты по «демократизации» церковной жизни Тульской епархии.
Работе отдела «О монастырях и монашестве» на Поместном Соборе 1917–1918 гг. посвящен доклад студента магистратуры Московской духовной академии С.В. Судакова. Главной задачей отдела была выработка проекта Положения о монастырях и монашествующих, которое бы всесторонне регулировало данную сферу и служило своего рода общемонастырским уставом.
Доцент Курского государственного университета кандидат исторических наук М.А. Адамов представил доклад об архимандрите Вениамине (Федченкове) как члене отдела о духовно-учебных заведениях Поместного Собора 1917–1918 гг. Автор отметил большую роль архимандрита Вениамина (Федченкова) в отделе в процессе подготовки проекта реформы духовных школ, его взгляды по вопросу преодоления проблемы недостатка священнослужителей в Русской Церкви.
Литургическому творчеству митрополита Сергия (Страгородского) и его влиянию на современную практику был посвящен доклад магистранта Екатеринбургской духовной семинарии А.В. Соколова. Согласно докладчику, митрополит Сергий и проводимые им реформы показывают, с одной стороны, как действовать современным реформаторам, а с другой — те подводные камни, которые могут возникнуть на пути.
Аспирант Московской духовной академии И.М. Константинов рассмотрел вопросы о браке на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Автор рассказал о наиболее интересных дискуссиях по вопросам семьи, брака, о поводах (и их увеличению) к разводу и расторжению браков, об отношении Церкви к гражданскому браку, а также о важнейших соборных постановлениях о браке, обсуждавшихся на пленарных заседаниях и в отделах Собора.
Завершило работу секции сообщение старшего преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета кандидата исторических наук диакона Константина Ковырзина о реформе пенсионного обеспечения приходского духовенства в трудах Поместного Собора 1917–1918 гг. Автор представил обсуждавшийся на Поместном Соборе проект обеспечения духовенства постоянным определенным содержанием, некоторые положения которого касались пенсионного обеспечения приходского духовенства.
В рамках работы девятой секции «История духовного образования и церковного просвещения» участники обсудили круг научно-богословских вопросов по теме истории духовного образования, просветительской и миссионерской деятельности Церкви.
Секцию открыл доклад магистранта МДА Я.С. Тюрина, посвященный роли малороссийского епископата в формировании системы духовного образования в первой половине XVIII в. В выступлении были рассмотрены особенности образовательной модели, сложившейся в Малороссии, и вклад ключевых иерархов — выпускников Киево-Могилянской академии в распространение и адаптацию этой модели в епархиях Российской империи.
Тему духовного образования продолжил иерей Дмитрий Ларионов, старший преподаватель Казанской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии. Его доклад был посвящен известному церковному историку — профессору Казанской духовной академии П.В. Знаменскому.
Священник Александр Быканов, старший преподаватель Тамбовской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии, в своем докладе рассказал о работе школ грамотности в Тамбовской епархии. Анализируя деятельность школ, он отметил, что основными проблемами было плохое финансирование, дефицит учебников, нехватка преподавателей.
Иеромонах Иов (Шебитченко), магистр богословия, соискатель степени кандидата богословия Московской духовной академии, свое выступление посвятил деятельности «Кружка ищущих христианского просвещения». В докладе были рассмотрены публичные чтения, которые проводил кружок. Основной формой чтений были лекции и дискуссии, главное внимание уделялось святым отцам.
Далее участники секции перешли к теме миссионерской работы Церкви. Иерей Михаил Березин, магистр богословия, преподаватель Алматинской духовной семинарии, в своем докладе проанализировал пастырскую и миссионерскую деятельность священника Виктора Ананьевича Иванова (будущего епископа Вениамина) в Херсонской епархии (1914–1917).
Миссии в Русской Америке было посвящено следующее выступление. А.М. Азова, аспирантка Санкт-Петербургской духовной академии, на основании регламентирующих документов и наставлений миссионерам правящего архиерея — святителя Иннокентия (Вениаминова) рассмотрела основные принципы миссионерского и пастырского служения.
Иерей Максим Маслаков, аспирант Московской духовной академии, свой доклад посвятил деятельности братства святителя Петра Митрополита, он проанализировал журнал «Братское слово», который выпускало братство. Как отметил исследователь, в журнале за 15 лет выпуска большая часть материалов была отведена антираскольническим материалам.
Об истории миссии среди корейцев рассказал Г.А. Сон, студент магистратуры МДА. В своем докладе он проанализировал различные аспекты организации православной миссии среди корейцев, переселившихся в Российскую империю. Докладчик отметил, что положительные перемены в систематизации работы с корейцами произошли после назначения начальником миссии епископа Павла (Ивановского).
Работа секции продолжилась рассмотрением церковной просветительской деятельности, выраженной в церковной периодике. Иерей Дмитрий Лавров, аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии, в своем докладе рассмотрел публикации святителя Макария (Невского) в духовных журналах и способы их донесения до аудитории.
«Донским епархиальным ведомостям» был посвящен доклад иерея Александра Почтового, студента магистратуры МДА. В своем докладе магистрант отметил, что ведомости представляют интересный памятник, отражающий жизнь не только епархии, но и всего региона. За время существования издание прошло путь от сугубо церковного журнала до площадки, имеющей влияние на общественно-политическую позицию общества.
Диакон Сергий Лаврентюк, студент магистратуры МДА, рассмотрел подходы к изучению Брестской унии и униатства в Московской духовной академии до революции. Магистрант проанализировал взгляды ученых, которые касались данной темы.
Следующий доклад был посвящен миссионерской работе Церкви в Сибири. Диакон Алексий Ефремов, студент магистратуры МДА, рассмотрел методы распространения Православия в Сибири со стороны Церкви и государства в первой половине XVIII в. Магистрант отметил, что действия Церкви можно охарактеризовать как осторожные и мягкие, а обвинения в насилии над местным населением лишены основания.
Завершил секцию доклад, посвященный актуальной теме для стен Академии. Диакон Сергей Панченко, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, соискатель степени кандидата теологии Московской духовной академии, рассказал о мерах дисциплинарного воздействия в МДА до революции.
В рамках работы Х секции «Военное служение Церкви в прошлом и настоящем» обсуждались темы, связанные со служением Церкви на сложном поприще военного служения не только в прошлом, но и в настоящее время.
Первый доклад А.Н. Гребенкина, доктора исторических наук, профессора Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, был посвящен религиозному образованию будущих офицеров императорской армии в правление Александра I.
Взаимодействие Русской Православной Церкви с государством всегда было тесным по разным направлениям, одному из них, а именно сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, и был посвящен доклад С.В. Иванченко, кандидата юридических наук, старшего преподавателя Московской академии Следственного комитета Российской Федерации им. А.Я. Сухарева.
Следующие три сообщения были посвящены духовенству, так или иначе связанному с Великой Отечественной войной. Иерей Виталий Гуляев, кандидат богословия, доцент Новосибирской духовной семинарии, рассказал о вкладе священнослужителей Новосибирской епархии в дело достижения победы в Великой Отечественной войне в период с 1943 по 1945 год. В свою очередь, М.И. Реброва, кандидат богословия, кандидат исторических наук, в своем докладе отметила сложность служения священнослужителей Донбасса, возрождавших церковную жизнь в период немецкой оккупации, и рассказала о послевоенной судьбе клириков. О вкладе иноков Троице-Сергиевой лавры рассказал иеродиакон Пимен (Шеин).
Говоря о священнослужителях, находящихся на фронте и их подвиге окормления военнослужащих, Н.А. Бояров, студент магистратуры МДА, описал обязанности, взаимодействие с солдатами и влияние на боевой дух полкового священника, учувствовавшего в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг.
Делая исторический обзор социального обеспечения военного духовенства в конце XIX — начале XX в., священник Вячеслав Краснов, студент магистратуры МДА, показал в своем докладе сложность служения священников на указанном поприще.
Во время работы секции также были затронуты непростые взаимоотношения Псковской епархии с государством после Великой Отечественной войны. Студент магистратуры МДА К.С. Кривоногов на примере статистики продемонстрировал сложное положение епархии в это время.
С.А. Мальцев в своем сообщении рассказал о трудах Патриарха Алексия II по организации памяти российских воинов, павших в сражении за Отечество, и его непосредственном деятельном участии в увековечивании подвига героев.
Завершающий доклад диакона Павла Казакова, магистранта МДА, был посвящен личным историям и мотивации полковых священников во время Первой мировой войны. Служение Церкви и любовь к Родине — на эти основные черты духовенства был сделан акцент в сообщении.
В рамках работы одиннадцатой секции «Исследование церковной повседневности в XIX–ХХ вв.» обсуждались различные стороны и особенности церковной жизни, характерные для развития приходской жизни рубежа XIX–XX столетий.
Секция открылась докладом доцента Тульского государственного педагогического университета О.В. Шевелевой на тему «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, как исторический источник русской агиографии XIX в.». Привлечение составителями сборника житий широкого круга исторических источников, по замечанию автора исследования, позволило создать первый научно обработанный справочник о святых подвижниках Русской Церкви.
Об особенностях приходской жизни православного духовенства Новосибирской епархии в 1943–1953 гг. рассказал участникам секции соискатель степени кандидата теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия епископ Биробиджанский и Кульдурский Лука (Волчков).
В продолжение работы секции с докладом, посвященным рассмотрению деятельности Московского комитета духовной цензуры в XIX в., выступил соискатель ученой степени кандидата богословия епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев). Владыка Мефодий подчеркнул, что в современной исторической науке преобладает внимание к общероссийским цензурным учреждениям, тогда как региональные структуры (включая Московский комитет) остаются недостаточно изученными.
Об изменениях церковно-государственных отношений, происходивших в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, рассказал участникам конференции преподаватель средней общеобразовательной школы № 2 г. Тамбова Д.В. Камнев.
Об истории развития приходской жизни в храмах Вичугского края на рубеже XIX–XX вв. приготовил доклад аспирант Шуйского филиала Ивановского государственного университета диакон Сергий Беззубов. В своем сообщении автор не только подробно описал структуру деятельности приходов, но и рассказал об интересных фактах, связанных с историей церквей Вичугского края.
Богослужебную жизнь Русской Православной Церкви в условиях эпидемии холеры 1830–1831 гг. рассмотрел в своем докладе студент магистратуры МДА П.О. Березин. Автор доклада рассказал не только об осмыслении государственной и церковной властями причины возникновения эпидемии, но и о предпринятых ими мерах против распространения смертельной инфекции.
О повседневной жизни иноков и ее дисциплинарных основах при святителе Филарете (Дроздове) подготовил доклад клирик Нижегородской епархии магистр богословия иеромонах Николай (Чеботарев). В своем сообщении отец Николай подробно осветил три основных направления деятельности святителя Филарета (Дроздова) по организации монастырей Московской и Коломенской епархии.
Об особенном культурном явлении в церковно-приходской жизни советской эпохи — рукописных акафистах — сообщил в своем докладе студент магистратуры МДА диакон Сергей Коньков. Автор доклада не только рассказал об особенностях написания и оформления акафистов верующими, но и обнаружил причины содержащихся в них ошибок.
Взаимоотношения духовенства и прихожан в Орловской губернии в пореформенный период (1861–1905) проанализировал ассистент Российского технологического университета О.А. Музыченко. Докладчик на основании источников отметил, что отношения между священнослужителями и верующими являлись близкими и доверительными.
Особенности служения епископа Серафима (Голубятникова) на Екатеринбургской кафедре в 1914 г. описал в своем докладе студент магистратуры Московской духовной академии протоиерей Максим Миняйло.
С докладом о месте духовного образования в период Хрущевской антирелигиозной кампании выступил студент магистратуры МДА иерей Иоанн Глазунов. Докладчик подробно описал положение духовных учебных заведений в условиях гонений на Церковь, трудности деятельности очного и заочного отделений семинарий и академий, общее количество учащихся за определенный год.
Результаты исследования публикаций митрополита Никодима (Ротова) в церковной периодике для участников конференции представил студент профиля магистратуры «История христианства в новейший период» Московской духовной академии К.С. Маратканов.
В завершение заседания секции с докладом о борьбе за трезвость в начале XX в. выступил студент профиля магистратуры «История христианства в новейший период» иерей Глеб Шеин. Автор исследования акцентировал внимание на роли священномученика Митрофана (Краснопольского), который предпринял целый комплекс мер, направленных на искоренение недуга пьянства среди жителей России.
Пресс-служба МДА