![title image](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/kss_3647.jpg)
Ректор МДА поделился воспоминаниями на концерте Хора Троице-Сергиевой Лавры в Зарядье (ВИДЕО)
15 сентября 2019 года в Москве отметили 10-ю годовщину преставления главного регента и уставщика Хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» прошел торжественный концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/kss_3577.jpg)
Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Репертуар программы составили на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за долгие годы его служения. В эту программу вошли не все известные песнопения Концертного хора Троице-Сергиевой Лавры, а преимущественно этапные фрагменты творческой деятельности отца Матфея и его коллектива.
В начале концерта хор пропел «Вечную память» великому регенту.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8529.jpg)
На экране появился видеофрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране Хор на сцене запел «Приидите, поклонимся». Все песнопение Хор пропел под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).
С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8530.jpg)
Хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения прошли обработку архимандрита Матфея (Мормыля) для мужского хора.
В течение концерта на экране показали фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, советским российским хоровым дирижером, народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8551.jpg)
Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7 гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова).
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8670.jpg)
Во втором отделении Концертный хор Троице-Сергиевой Лавры исполнил светилен основателю Обители преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси». Воспоминаниями со зрителями поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:
Удивительным педагогом был отец Матфей, тонким, внимательным, очень любящим. Я, к своему ужасу, оказался в его хоре. Это я, который, когда начинал петь, меня умоляли, чтобы я замолчал. На прослушивании мне достался тропарь Успению. По-моему, это был единственный тропарь, который я мог спеть небезобразно.
Потом, когда вывесили списки, я узнал, что меня взяли в хор отца Матфея. Для меня это было пыткой. Я никогда не забуду первые спевки. Один стоит, повязанный шарфом или платком, как заяц с ушами. У другого на губе висит клочок бумаги, чтобы он губой не шлепал. У третьего кусок бумаги засунут под верхнюю губу. Я с ужасом ждал, когда до меня дойдет очередь и мне придется петь, и молился: «Господи, хоть бы мне только не опозориться!»
Дошли наконец до басов, и мне нужно было петь. Я спел – хор покатился со смеху. Я смотрю на отца Матфея – а у него в глазах страх. Он почувствовал мое душевное состояние, тут же прекратил общий хохот и перешел на кого-то другого. Больше он меня никогда не трогал.
Но мне то все равно нужно было петь. Прошло два месяца. А уйти из хора отца Матфея было невозможно, если только «выкинут». Я к нему подхожу: «Батюшка, я себя чувствую в Вашем хоре как грешник в раю, отпустите меня». Он: «Сколько тебе лет?» – «33», – «Ну да, староват уже». В общем, он меня отпустил: «Иди, ищи другое послушание».
Потом мы с ним встретились уже на 4 курсе семинарии, когда он преподавал Новый Завет, послания апостола Павла. Послания апостола Павла сложно преподавать. А отцу Матфею это удавалось – причём строго в святоотеческом духе. У него это получалось. И вновь я увидел внимательное, личное отношение к каждому ученику. Он каждого раскрывал, к каждому был внимателен. Я его так полюбил, что взял у него дипломную работу по антропологии апостола Павла.
За эти десять лет я стал все больше и больше понимать – он нас любил сильнее, чем мы его. Как апостол Павел обращался к христианской общине: «Я вас люблю больше, чем вы меня». Большое видится на расстоянии, тем более такое великое явление, как отец Матфей. По прошествии десяти лет понимаешь, как ты его любил, и сейчас любишь еще больше.Сохраним эту любовь в своих сердцах, передадим ее потомкам – это именно та благодатная любовь, которая “никогда не перестает”.
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/kss_3647-1-1024x693.jpg)
Хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева).
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8646-1024x707.jpg)
С торжественным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин).
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/dscf8733-1024x682.jpg)
Закончился концерт исполнением Пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского).
![](https://mpda.ru/wp-content/uploads/2019/09/kss_3675-1024x684.jpg)
Справка:
В 1961 году регентом Хора братии Лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея Хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей, культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.
Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов. Имя архимандрита Матфея вдохновляет даже тех, кто с ним не работал. Он воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы. А главное — воспитал благодарных учеников, которые вдохновляются его примером и несут его слово и звук по всему миру.
Пресс-служба МДА / Пресс-служба фонда “Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)”
[justified_image_grid preset=c1 flickr_user=164238858@N03 flickr_photoset=72157710883611242]