Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Протоиерей Александр Задорнов принял участие в Барсовских чтениях

6 декабря 2024 года в СПбДА в очно-дистанционном формате прошли VIII Барсовские чтения — ежегодная научно-богословская конференция по церковному праву, организатором которой является Общество изучения церковного права им. Т.В. Барсова (Барсовское общество) Санкт-Петербургской духовной академии. 

По традиции перед началом чтений участники мероприятия молились за заупокойной литией по Т.В. Барсову (1836–1904).

В связи с тем, что в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры, в которой покоится Т.В. Барсов, в настоящее время проводятся ремонтные работы, заупокойное богослужение было перенесено в храм Двенадцати апостолов исторического здания Академии (наб. Обводного канала, д. 7).

Литию совершил заместитель директора Издательства СПбДА священник Николай Тарнакин в сослужении священника Андрея Тарнакина.

Затем в Книжной гостиной исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии открылось пленарное заседание.

На пленарном заседании с докладом «Борис Николаевич Чичерин как теоретик конфессионального права» выступил заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА протоиерей Александр Задорнов.

Как было отмечено в докладе, одной из основных проблем канонического права в прошлом и настоящем является невозможность его презентации в качестве оформленной правовой системы. Причины такой невозможности лежат как в области теоретической (слабое представление о Церкви как институте sui iuris), так и практической (невозможность кодификации канонических и церковно-правовых источников в силу особенностей современного устройства церковных организаций, проблема единства церковных и гражданских правовых норм в общем правовом поле и т.д.). Помочь в этой ситуации мог бы «взгляд извне» тех юристов, которые, лояльно относясь к самой идее канонического права и не отрицая (в отличие от ряда правоведов и богословов) существование правовых начал в Церкви, рассматривают это право как такую часть юриспруденции, к которой применимы все составляющие последней, но при этом сохраняют независимость в силу особого положения религии в отношениях государства и общества. Примером такого взгляда служит творчество русского правоведа и философа права Б.Н. Чичерина (1828–1904). В своих теоретических работах (особенно «Наука и религия» (1879), «Мистицизм в науке» (1880), «Философия права» (1900), грандиозная «История политических учений» (1869–1902)) и в полемических статьях (спор с В. Соловьевым о природе и назначении государства) Борис Чичерин демонстрирует необходимость религиозного права как специальной области юриспруденции не только в «период теократии» Средних веков, но и в Новое время. Религиозное право в современной правовой теории зачастую рассматривается только как элемент традиционной юридической сферы (например, как вид корпоративного права). Для сохранения самостоятельности той юридической области корректнее говорить о праве конфессиональном. Такое наименование позволяет сохранить самостоятельность предмета правового регулирования с внешней стороны, а также правовую независимость тех религиозных институтов sui iuris, которые взаимодействуют с государством и обществом.
Издательство СПбДА/Пресс-служба МДА