
Прошло третье заседание студенческого научного общества «Православная Паулинистика»
12 февраля 2025 года в Библейском кабинете Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялось третье заседание студенческого научного общества «Православная Паулинистика».
Участниками заседания стали аспиранты и студенты магистратуры кафедры библеистики МДА.
Начало мероприятию положила вступительная речь руководителя общества — доцента кафедры библеистики М. В. Ковшова.
Затем студент пропедевтического курса магистратуры кафедры библеистики Ростислав Пантюхин выступил с докладом на тему «Историко-филологическое понимание терминов ἱλαστήριον (Рим. 3:25) и ἱλασμός (1 Ин. 2:2) в контексте сотериологической полемики с неопротестантизмом (по материалам исследований в русской библейской науке конца XIX — начала XX вв.)».
Предваряя выступление, докладчик сформулировал основное направление своего научного исследования: сравнительно-богословский анализ учения апостола Павла о спасении, которое включает в себя темы искупления, оправдания, греха в православии и протестантизме.
Была озвучена проблема отсутствия конкретного учения о значении данных терминов. Доклад стал попыткой выяснения подлинного значения понятий ιλαστήριον в Послании к Римлянам (Рим.3:25) и ιλασμός в первом Послании апостола Иоанна (1Ин.2:2). Русская богословская наука пришла к заключению, что данные термины имеют значение очищения. Иными словами, правда Божия состояла не в наказании, а в очищении людей от последствий грехопадения. Протестанты рассматривают умилостивление как удовлетворение правде Божией, гневу Бога Отца за преступление Адама и всех людей. В то же время отечественная дореволюционная библеистика показала, что подлинный смысл этих слов состоит не в наказании грешника, а в очищении его от последствий греха.
После доклада состоялась оживленная дискуссия. Участники встречи задавали докладчику вопросы, высказывали свои точки зрения и обсуждали представленные в докладе положения, например:
1. Какой смысл вкладывал в термины, относящиеся к искуплению, св. апостол Павел?
2. Повлияла ли Церковь на богословское понимание текста послания к Римлянам?
3. В чем состоит различие в понимании искупления у православных, католиков и протестантов?
Следующий семинар состоится 19 февраля в 15:50 в Библейском кабинете МДА. Запланирована онлайн-трансляция.