Преподаватели МДА приняли участие в конференции «Русская Православная Церковь в условиях социальных катаклизмов» — Московская духовная академия
Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Преподаватели МДА приняли участие в конференции «Русская Православная Церковь в условиях социальных катаклизмов»

7 октября 2025 года в Омской духовной семинарии по благословению митрополита Омского и Прииртышского Дионисия прошла IX Всероссийская богословская научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в условиях социальных катаклизмов».

На секции «Образование и культура» с совместным докладом выступили доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, помощник проректора по воспитательной работе М.В. Ковшов и старший преподаватель МДА, помощник проректора по воспитательной работе О.А. Суханов.

Тема доклада — «О некоторых проблемах начального этапа деятельности индивидуальных наставников (тьюторов) в современных духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви».

В своем выступлении Михаил Всеволодович и Олег Анатольевич пояснили, что тьютор в системе профессионального образования, включая духовные школы Русской Православной Церкви, относительно новая роль, сочетающая функции педагога, куратора и наставника. В светских учреждениях тьютор помогает выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, тогда как в духовных школах его деятельность ограничена конфессиональными рамками и направлена на формирование церковного сознания. Однако молодость тьюторов (20–25 лет) и подчас недостаток у них жизненного и духовного опыта создают проблему «опытного незнания», когда теоретические знания сложно применить на практике. Для преодоления этой проблемы используются воспитательные ситуации, такие как привлечение друзей нарушителя к ответственности за его проступки, что способствует накоплению опыта как у студентов, так и у тьюторов.

Спикеры отметили, что в духовных учебных заведениях тьютор играет ключевую роль в сохранении традиций, обеспечивая доступ к духовному опыту. Однако его работа осложняется необходимостью глубокого понимания биографии студентов, включая семейное положение, материальные трудности и социальный контекст, которые влияют на их поведение и выбор образовательного пути. Например, материальные проблемы могут подтолкнуть студента к раннему завершению обучения или поиску подработки, что затрудняет продолжение образования и духовной карьеры. Тьютору требуется сочетание педагогических, духовных и административных навыков, чтобы эффективно поддерживать студентов и решать их проблемы, часто выходящие за рамки его компетенций.

Пресс-служба МДА