На кафедре библеистики МДА обсудили проект новой научной школы — Московская духовная академия
Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

На кафедре библеистики МДА обсудили проект новой научной школы

26 марта на кафедре библеистики Московской духовной академии прошло очередное заседание, в ходе которого профессор Р.М. Рупова выступила с докладом о создании научной школы «Православная библейская наука в современном мире».

В своем выступлении Розалия Моисеевна обозначила ключевые доминанты будущей школы: 

  • сочетание строгости православного богословского мышления с открытостью к диалогу с современной наукой;  
  • апологетическая заостренность всех плодов научной деятельности школы.

По итогам обсуждения было принято решение о создании новой научной школы. Для детальной проработки ее деятельности 9 апреля 2025 года запланирован научный семинар «Вопросы по формированию научной школы кафедры».

Таким образом, на кафедре библеистики теперь будут действовать две научные школы: «Православная паулинистика» и «Православная библейская наука в современном мире». Их работе будут посвящены отдельные рубрики на кафедральном сайте.

В рамках заседания аспирант МДА диакон Иоанн Змиев прочитал пробную лекцию на тему «Проблематика соотношения тем Божественного суда и спасения в пророческих книгах». 

Диакон Иоанн исследовал ключевую проблему пророческого богословия — соотношение тем Божественного суда и спасения и пришел к важному богословскому синтезу через концепцию остатка.    

Антиномия суда и спасения составляет центральную проблему пророческих книг, где суд предстает как неизбежное следствие нарушения завета, а спасение — как следствие Божией верности завету и непреложности Его обетований. Анализ пророческих текстов выявил диалектическую триаду:

  • тезис (Божественный суд);  
  • антитезис (Божественное спасение);  
  • синтез (концепция остатка как разрешающего звена).

Было отмечено, что в основе тем суда и спасения лежит экзистенциальная проблема человеческого существования — проблема жизни и смерти. Именно в напряжении, связанном с этой проблемой, возникает мотив остатка (G.F. Hasel).  

Остаток предстает не просто как уцелевшая в бедствии часть народа, но как духовное ядро народа и носитель обетований. Поскольку остаток функционирует как мост между судом и спасением («functions as the bridge between disaster and salvation» — K.D. Mulzac), он оказывается в самом центре библейского богословия.

Этот мотив тесно связан с Божией милостью во время Его суда. В библейской истории во всех случаях Божественного суда над Его народом присутствует милость, благодаря которой не происходит полного уничтожения и сохраняется жизнь. В этом смысле остаток представляет собой явленную в суде Божию милость.  

В Священном Писании концепция остатка прослеживается от Ноя и Авраама к истории Израиля, демонстрируя постепенное сужение круга избранных (В.Н. Лосский) и трансформацию понятия «народ Божий» (Ис. 6:13). Можно сказать, что остаток — это форма существования народа Божия в истории.  

В Новом Завете этот мотив продолжается в образах малого стада (Лк. 12:32), узкого пути (Мф. 7:14), в притчах о пшенице и плевелах (Мф. 13:30), неводе (Мф. 13:47–50) и др. Проблема остатка также отражена в Послании святого апостола Павла к Римлянам (Рим. 9–11).

Диакон Иоанн продемонстрировал, что концепция остатка становится тем богословским синтезом, который разрешает кажущееся противоречие между Божественным судом и спасением. В этом раскрывается парадокс Божественного действия: Бог одновременно и Судия, и Спаситель, а остаток оказывается ключом к пониманию Его промысла.

Лекция вызвала оживленную дискуссию, в ходе которой были затронуты вопросы герменевтики пророческих текстов и их актуальности для современной богословской мысли. Полная текстовая версия лекции будет опубликована в научном журнале кафедры.

Пресс-служба МДА