Кафедра библеистики МДА провела межвузовский научный семинар, посвященный богословскому осмыслению военных конфликтов
30 ноября на кафедре библеистики Московской духовной академии в очно-дистанционном формате состоялся межвузовский научный семинар Сообщества преподавателей и исследователей Священного Писания.
Сообщество объединяет преподавателей и исследователей Библии ведущих духовных и светских вузов России, среди которых представители кафедр библеистики МДА, СПбДА, СретДА, ПСТГУ, РГСУ. В общей сложности Сообщество включает в себя представителей из 24 учебных заведений.
Настоящая встреча является продолжением целого цикла встреч, посвященных библейскому и богословскому осмыслению военных конфликтов. На предыдущем семинаре, который состоялся 26 октября, старший преподаватель, помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии Олег Анатольевич Суханов представил доклад «“Война и Библия” святителя Николая Сербского в свете военной антропологии».
Основным докладчиком нынешнего семинара выступил доцент кафедры библеистики МДА протоиерей Андрей Рахновский. Тема доклада отца Андрея была посвящена актуальной экзегезе шестой заповеди Закона Моисея «не убивай» в контексте военных конфликтов.
В начале выступления отец Андрей подчеркнул, что христианин должен ответственно подходить к выработке своего мировоззрения и частного мнения по различным вопросам современности. При этом важно, чтобы личные взгляды всегда были основаны на Священном Писании и Священном Предании.
В качестве небольшого вступления к основной части сообщения докладчик предложил ответ на вопрос, который был задан ему еще до семинара: «Каким образом в новозаветные времена можно узнать отношение Бога к той или иной военной кампании, которую собираются вести или уже ведут христиане? Ведь, как известно, критерием легитимности войны для ветхозаветного Израиля было либо непосредственное повеление Господа (сюда же относятся слова пророков, говорящих от имени Бога), либо ответ, посылаемый вопрошающим через “урим и туммим”».
Отвечая на данный вопрос, отец Андрей заметил, что для человека Нового Завета сама постановка вопроса является некорректной. Дело в том, что Бог намеренно не дает никакого откровения людям о том, есть ли Его воля на ту или иную войну или этой воли нет. Если бы Бог предложил нам готовый ответ или готовое повеление, то у нас отпала бы необходимость осмыслять свой выбор, свои поступки, свою жизнь. Крайне поспешное желание узнать волю Божию по каким-либо жизненным вопросам означает отказ от христианской этической рефлексии, от личных волевых усилий человека, от личной ответственности. Иными словами, если Бог благословил, нам и думать об этом не следует.
Такое «молчание» Бога сподвигает человека думать, размышлять над ситуацией, искать пути решения, сообразуясь с Писанием и Преданием Церкви. Причем в своем размышлении человек не замыкается на себе. Он обращается со своими проблемами и интеллектуальными томлениями к Богу, вопрошает Его в молитве и получает некий внутренний личный ответ. Господь хочет, чтобы христианин жил в постоянном духовном напряжении, которое помогает восходить от силы в силу к совершенству во Христе.
Особое внимание в своем докладе отец Андрей уделил размышлению о том, что́ есть воля Божия в рамках христианского мировоззрения. Благоволение Божие к какой-либо стороне военного конфликта совершенно не означает того, что эта сторона непременно одержит победу. Господь может благоволить к народу и через поражение в битве, окончательное посрамление этого народа призвать его к покаянию. Если обратиться к аскетическому наследию святых отцов, то можно увидеть, что довольно часто подвижники воспринимают беды, несчастья и болезни как особое посещение Божие. Подобное восприятие справедливо и тогда, когда мы говорим о жизни целых народов. Поэтому утверждение «с нами Бог» следует рассматривать не как гордое заявление о победе, а как надежду на Бога, несмотря ни на какие обстоятельства. Главное — самим людям быть с Богом и исполнять Его волю, выраженную в Евангелии.
В этой связи докладчик упомянул об известной выдержке из письма святителя Феофана Затворника о Балканской войне 1877 года: «Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы…, что сделали свое дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею…, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падет Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны».
В основной части доклада отец Андрей на основе филологического анализа избранных мест библейского текста показал, что еврейский термин רצח (raṣaḥ), который употребляется в шестой заповеди Декалога и переводится как «убийство», не имеет однозначной коннотации. Причем данный термин употреблялся исключительно в отношении убийства человека. Например, в ряде мест רצח будет относиться к непредумышленному убийству (Втор.19:4), а в других местах этим словом обозначается законная казнь осужденного (Числ. 35:30). Однако термин רצח не связан с убийством на войне. Во всех библейских эпизодах, где описывается военное сражение, термин רצח ни разу не упоминается.
Чтобы выяснить, как Христос и апостолы относились к воинскому служению, отец Андрей обратился к новозаветных текстам. К сожалению, как признает докладчик, прямых свидетельств, которые бы давали четкую и однозначную оценку войне и военному служению, в Новом Завете нет. Тем не менее по некоторым косвенным данным можно сделать вывод о том, что Христос, а за Ним и апостолы не осуждали воинов за их службу. Более того, ни Христос, ни апостолы не запрещают воинам исполнять свое воинское служение, сопряженное с вынужденным насилием.
После обстоятельного рассмотрения библейских текстов докладчик уделил особое внимание трудам раннехристианских авторов и попытался проанализировать высказывания отцов и учителей Церкви, относящиеся к оценке военных конфликтов и воинского служения.
В ходе изучения мнений древних христианских авторов по данному вопросу отец Андрей пришел к выводу о том, что в среде церковных писателей есть как положительное отношение к войне и воинскому служению, так и резко отрицательное. Несмотря на это, церковные авторы согласны между собой в ключевых вопросах богословского характера. У Бога есть определенный замысел о человеке, в этом замысле нет места греху и всему тому, что грех за собой влечет, — ненависти, смерти, убийству. Следовательно, война, несомненно, является злом, поскольку она всегда инициирована не благой Божественной волей, а греховным человеческим намерением. Бог может пропустить войну и претворить ее результаты во благо воюющим сторонам. В мире, где царствует грех, человеку подчас необходимо выбирать не между добром и злом, а между большим и меньшим злом. Святые отцы постоянно подчеркивают в своих произведениях кардинальный разрыв между идеальным миром и миром после грехопадения. Этим и обусловлена антиномичность церковного отношения к войне и воинской службе. С одной стороны, война — зло, а убийство — грех. С другой стороны, человек живет в условиях падшего мира, где война и конфликты, как болезни и смерть, являются его постоянными спутниками.
При этом докладчик замечает, что святые отцы в вопросе конкретных военных конфликтов никогда не рассуждали абстрактно, отстраненно от человеческой личности. Будучи пастырями и предстоятелями христианских общин, они всегда старались персонально подходить к разрешению проблемы. В вопросе об убийстве на войне отцы стремились увидеть боль и страх обычного человека, рядового гражданина, который вынужден отправиться на войну по приказу правителя. Причем известно, что войны, которые вела Византия, носили не только оборонительный характер, но и захватнический.
Интересно, что, с точки зрения канонов Церкви, воин, пришедший с поля сражения, может участвовать в церковных Таинствах. Он не отлучается от Божественной Евхаристии и не стоит в пространстве церкви среди кающихся, в отличие от людей, совершавших тяжкие грехи. Таким образом, очевидно, что убийство на войне никогда в церковной практике не приравнивалось к убийству в мирное время. В свою очередь 13 правило святителя Василия Великого носит рекомендательный характер.
Однако наиболее важная мысль, которой отец Андрей подытожил свои рассуждения, заключается в том, что обычный гражданин, отправленный государством на войну, не несет никакой ответственности перед Богом за сам военный конфликт. Даже если война будет носить не оборонительный характер, а захватнический. Однако он будет ответственен лишь за те поступки, которые совершил в рамках военного времени. Если человек мародерствовал, убивал невинных, блудил, он, несомненно, соделал тяжкие грехи, за которые понесет наказание, в том числе и церковное прещение.
После доклада состоялось обсуждение, в котором приняли участие заведующий кафедрой библеистики МДА протоиерей Олег Мумриков, заведующий библейским кабинетом протоиерей Александр Тимофеев, доцент МДА иерей Андрей Выдрин, старший преподаватель кафедры богословия и библеистики Тульской ДС А.А. Горбачёв.
Пресс-служба МДА