Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Игумен Дионисий (Шлёнов) выступил с лекциями о соборной экклесиологии Русской Церкви в Кузбасской и Томской духовных семинариях

С 23 по 26 апреля 2024 года наместник Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы, профессор Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) посетил Кузбасскую и Томскую митрополии, где прочитал лекции, посвященные соборной экклесиологии Русской Православной Церкви и критике теории первенства Константинопольского патриарха.

23 апреля в Новокузнецке игумен Дионисий выступил перед преподавателями и учащимися Кузбасской духовной семинарии с лекцией на тему «Теория первенства чести и власти Константинопольского патриарха и ее критика».

24 апреля в Кемерове состоялись две встречи, посвященные аналогичной теме: с духовенством Кузбасской митрополии и со студентами теологических направлений Кемеровского государственного университета, Кемеровского государственного института культуры и слушателями Центра подготовки церковных специалистов.

26 апреля в актовом зале Томской духовной семинарии игумен Дионисий прочитал лекцию «Гармония Церквей и ее искажения со стороны Константинопольского Патриархата». На лекции присутствовали митрополит Томский и Асиновский Ростислав, ректор Томской семинарии архимандрит Иосиф (Еременко), преподаватели, студенты и сотрудники семинарии. 

Игумен Дионисий (Шлёнов) в своих лекциях отмечал, что претензии Константинопольского патриарха на первенство в судебной и административной области не соответствуют его реальным полномочиям, исходя из критериев богословия, канонического права и истории Церкви. Важным критерием оказывается также Священное Предание или святоотеческое наследие, поддерживающее принципы соборной экклесиологии, которых строго придерживается Русская Православная Церковь.

Так, в сфере богословия сторонники неумеренного первенства обращаются к аналогии Церкви с евхаристическим служением: подобно предстоятелю на Литургии и у Церкви будто бы должен быть земной глава. Однако данная аналогия не может иметь абсолютной силы, поскольку в истории Церкви первенствующие по чести иерархи неоднократно уклонялись в ереси, а Церковь оставалась оплотом истины.

В сфере канонического права делаются утверждения, что Константинопольский патриарх обладает правом высшего суда в Церкви, однако в действительности ключевые 9-е и 17-е правила Халкидонского Собора (451) описывают внутриюрисдикционный суд, то есть судебные права Константинопольского патриарха по отношению к своей собственной юрисдикции.

В сфере истории делается попытка представить Константинопольского патриарха как реального главу всей Восточной Церкви с чрезмерными полномочиями и ответственностью, в то время как в действительности все Православные Поместные Церкви пребывали и пребывают друг с другом в гармонии. Константинопольский патриарх, даже как архиерей столичного града в Византии или как этнарх в период туркократии, оставался одним из Предстоятелей Поместных Церквей без существенного приоритета или с ситуативным малым приоритетом. Игумен Дионисий также отметил, что ряд западных ученых и публицистов пытается исказить историю России и Русской Православной Церкви. 

В Кемерове и Томске игумен Дионисий после лекций провел презентацию своей книги «Пасхи радость да пребудет с вами. Строфы о Распятии и Воскресении», подготовленной издательством Андреевского монастыря. В книгу вошли стихотворные предпасхальные и пасхальные произведения автора. Экземпляры книг были переданы в библиотеки духовных учебных заведений и вручены архиереям. 

Андреевский монастырь/Пресс-служба МДА