Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Епископ Кирилл возглавил торжества праздника Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Сергиевой лавре

27 и 28 августа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли торжественные богослужения в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Всенощное бдение и Божественную литургию в Успенском соборе возглавил наместник обители епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

За Литургией владыка наместник совершил диаконскую хиротонию студента 3 курса бакалавриата Сретенской духовной академии Михаила Горояна.

По окончании Литургии архипастырь обратился к молящимся со словом наставления:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником, дорогие отцы, братья и сестры, с двунадесятым праздником Успения Пречистой Владычицы наше Богородицы и Преснодевы Марии! Окончив святой пост, мы приготовились к этому торжеству, которое зачастую называют Второй Пасхой, ибо этот праздник напоминает нам о победе над смертью, победе над тлением, которая совершилась прежде всего в Господе нашем Иисусе Христе, но также сегодня мы вспоминаем об этом событии по отношению к Пречистой Деве Богородице. Пречистая Дева, по слову святого Иоанна Кронштадтского, может быть даже теперь названа всемогущей, потому что является Матерью Всемогущего Бога, а также потому, что Она всю Свою жизнь подражала Господу Иисусу Христу в несении креста. Духовная сила Ее проявилась особенно в победе над смертью, а основанием Своим Она имела великие добродетели веры, любви, смирения и преданности воле Божией. 

Святые отцы отмечают, что подвиг крестоношения Божией Матери был сокровенным, незаметным, в глубине сердца совершаемым, ибо Она познала тайны Священного Писания и осознавала, что ожидает Ее возлюбленного Сына. Она была лишена даже возможности минутной материнской радости от зрения того, как возрастает Ее Младенец, потому что осознавала, что Его взросление ведет Его всё ближе к страшной Голгофской Жертве. Ее страдания, Ее подвиг трудно вместить обычному христианину, любому человеку. Ее подвиг показывает нам, что Она была избрана не только потому, что Бог так решил, но и особенно потому, что Господь видел Ее способность к величайшим духовным подвигам. Ее готовность молиться за врагов Ее Святейшего и Прекраснейшего Сына, Ее бесконечное страдальческое терпение, Ее неописуемая чистота мыслей и чувств, Ее подвиг молчания, Ее сокрытость в жизни, даже на страницах Евангелия, — это образ для всякого христианина, и для монахов особенно, и для женщин, живущих в миру, и для мужчин. 

Язык, который мы часто не можем остановить, часто осуждает нас на большую и великую ответственность перед Богом. Мы часто не задумываемся, что говорим. Можем пошутить так, что другой человек будет нести большое страдание. Даже на горе Афон был случай, когда один схимник подумал, что его спрашивают как бы в шутку. И бесноватый человек, открыв, что у него есть помысл кинуться в бездну, услышал ответ схимника (после длиннейшей многочасовой всенощной службы) — «Да прыгай»! Схимник просто подумал, что это шутка, а человек прыгнул. И этот схимник потом страдал долгие годы за одно неосторожное свое слово. А таких примеров можно привести еще множество, не всегда с таким страшным концом, но с тяжелыми последствиями ответственности пред Богом и пред людьми. 

Пречистая Божия Матерь, в молчании изучавшая Священное Писание, в молчании предстоящая Богу, — это образец для нас того, как в нашей душе может и должно созреть некое духовное сокровище христианина. Святая Церковь учит, что через свободное обращение языка разоряется даже то, что мы уже собрали, и не собирается что-то новое. А долгое молчание — это большой подвиг. Из-за нашей как раз худости духовной это молчание становится для нас крестом, потому что нас распирает изнутри сказать что-то назидательное, обличительное, просто любопытное, интересное и множество, множество, десятки и сотни причин что-то говорить, а промолчать кажется иногда невозможным или очень тяжелым. 

Но будем помнить, что подвиг Божией Матери, Ее причастность к нетлению, Ее фактически воскресение, которое мы сегодня празднуем, оно есть для нас хотя и недостижимый пример, но маяк, к которому мы должны идти, ограничивая свой язык, ибо если мы не ограничим свой язык, мы никогда не наведем порядок в своей душе. Это дверь, через которую входит и исходит множество грехов. Если ее не закрыть, человек никогда даже не начнет собирать то самое сокровище, которое мы видим процветшим в душе Пречистой Владычицы Богородицы. И вспоминая Ее славную кончину, которая есть великое торжество, мы также напоминаем себе, что всех нас ждет кончина и как раз земное наше житие будет оценено во многом по нашим словам. Ибо Сам Христос сказал, что «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:37). Кто-то даже посчитал, сколько всего слов осталось от Самого Христа в Евангелии, и оказывается, среднестатистический человек может эти слова сказать всего за несколько дней, а сколько мы говорим за всю жизнь? И эта книга наших слов, а точнее, многотомные собрания наших слов пойдут с нами на Суд Божий. Господь не то что даже укажет, а мы сами будем, не дай Бог, гореть от стыда. А что мы наговорили? Что это за тома слов и сколько из них действительно сказано по Богу, а сколько из них будут нас осуждать? Дай Бог, чтобы молитвами Пречистой Божией Матери мы сподобились христианской кончины и радостной встречи со Спасителем и Пречистой Богородицей. Аминь».

Пресс-служба ТСЛ/Пресс-служба МДА