Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Епископ Кирилл совершил воскресные богослужения в Покровском храме Академии

Сегодня, в 15-ю Неделю по Пятидесятнице, Церковь Христова совершает отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Торжественными праздничными песнопениями академическая семья проводила день Рождества Пречистой Девы и начала готовиться к встрече праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Накануне, в субботу вечером, учащие и учащиеся собрались в Покровском храме, чтобы вознести молитвы Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери за праздничным всенощным бдением. Совершил богослужение ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Кирилл в сослужении академического духовенства.

После чтения кафизм с проповедью к молящимся обратился студент пропедевтического курса магистратуры Вениамин Ползиков.

В воскресный день Владыка ректор совершил Божественную литургию, за которой молились преподаватели и студенты.

По запричастном стихе проповедь произнес  студент 1 курса магистратуры Иван Константинов. В своем слове проповедник обратил внимание слушателей на сегодняшний Евангельский отрывок, где Христос говорит о самой главной заповеди, в которой выражена вся сущность ветхозаветного Закона и чаяния пророков, — заповеди о любви к Богу и ближнему.

После отпуста духовенство совершило славление у иконы праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

По окончании богослужения владыка Кирилл обратился к молящимся со словом проповеди:

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем и с отданием двунадесятого праздника Рождества Пречистой Богородицы Марии, с которого начинается круг годичных богослужений, заповеданных нам Святой Церковью.

Сегодня между богослужебными Евангельскими и Апостольскими чтениями образовалась особая смысловая связь. Прочитаны были отрывки из Евангелия от Иоанна и от Матфея. Одно посвящено предпразднству Крестовоздвижения, а другое — рядовое воскресное чтение. И оба они повествуют о домостроительстве спасения людей через воплощение и страдание Господа нашего Иисуса Христа. В первой главе Евангелия от Иоанна евангелист Иоанн нам напоминает, о том, как Моисей вознес змея в пустыне, подразумевая, что это событие является прообразом того, как “подобает быть вознесену Сыну Человеческому”. Как те, кто в пустыне с верой взирал на вознесенного медного змия, спасались от яда змей физических, материальных, так и христианин, взирающий с верой на вознесенного на крест Господа Иисуса Христа, получает единственный способ избавиться от яда духовного, который разливается в этом мире, нас окружающем. Не случайно Христос сказал, что мир во зле лежит. И это действительно так, мы это видим, несмотря на то, что мир себя называет цивилизованным, но он всё больше и больше погрязает в пучинах зла. Во втором Евангельском отрывке повествуется о том, как, спрошенный специально провокаторами (теми людьми, которые хотели подловить в чем-нибудь Спасителя), Господь говорит о двух главных заповедях, а потом самим книжникам задает вопрос, на который они не смогли ответить. Вопрос этот о первой строчке 109-го псалма: “Рече Господь Господеви моему: “сиди одесную Мене”. В греческом тексте стоит “Εἶπεν ὁ κύριος τῷ κυρίῳ μου”. Ясно, что смысл этой строки псалма связан с пророчеством о Мессии. Имя Господь употребленное на греческом с артиклем — это Господь Бог, а без артикля — Мессия. Кто еще может сесть одесную Самого Господа Бога? Только Мессия. Но Спаситель обличил духовную слепоту книжников-фарисеев. Давид называет Мессию Господом, а по иудейскому преданию Христос должен был быть из рода Давидова. Фарисеи хотели посрамить Христа, но сами посрамленные отошли в сторону, не понимая глубины Писания.  По толкованию святых отцов, неслучайно Господь задал именно этот вопрос. Он мог задать им еще миллионы вопросов, на которые бы фарисеи не смогли ответить. Но в этом вопросе содержится указание на то, что Он Единородный Сын Божий, не просто Мессия, не просто пророк, но Господь, Который пришел спасти род человеческий. И святитель Феофан Затворник упоминает, что это неслучайно, потому что эти две заповеди любви, о которых Христос говорит всем нам, возможно исполнить человеку в полноте, в совершенстве, так, как к этому призывает Бог, только тем, кто исповедует, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Действительно это так, потому что о Боге человечество рассуждало всегда, существовали разные мифы, а где-то какие-то были и подлинные прозрения. Но одна из главных болезней человечества после грехопадения Адама и Евы — это недоверие Богу, неверие в Его абсолютную и полнейшую благость. И если мы исповедуем, что Единородный Сын Божий пришел и страдал за всех нас, несмотря на наши бесчисленные грехи, то это единственное спасение для победы над вот этим неверием человеческим. Недоверие пронизывает любого человека, когда он попадает в какую-нибудь трудную ситуацию. Тогда почти сразу рождается в сознании падшего нашего человеческого естества неверие: зачем? Разве нельзя без этого?

Только спасительная вера, как единственное целебное средство, может раскрыть человеку глубину, с одной стороны, падения человечества, которому понадобилось пришествие не просто пророка, а именно Единородного Сына Божия, и, с другой стороны, безмерной любви Божией, которая и сделала возможным этот путь спасения, как сказал сегодня Евангелист Иоанн, “так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного”. Эта вера, братья и сестры, действительно может у нас оскудевать, даже если мы, православные, читаем Символ веры. Насколько сердце и сознание выдерживают исповедание того, что мы читаем? Насколько, встречая какие-то жизненные обстоятельства, мы действительно исповедуем Сына Божия и смотрим на Него, и насколько мы готовы своей верой победить тот яд духовный, который вливается в наше сознание в нынешнюю эпоху каждый день и даже каждый час нашей жизни.

Будем просить, чтобы вера наша не оскудела. Христос Спаситель молился и за апостолов, чтобы не оскудела вера их. И мы должны искренне призывать в молитвах Божию Матерь и наших святых, прося, чтобы наша вера не оскудела. Кто-то из подвижников даже сказал, что сейчас такая эпоха, что человек, который просто сохранит веру и хоть как-то постарается жизнь свою с верой согласовать, будет награжден не меньше, чем великие подвижники древности, которые несли великие недоступные нам подвиги. Пусть эта живая вера будет источником жизни для нашей души.

Приведу последний пример из творений преподобного Амвросия Оптинского, который говорил об этой живой вере. Человек может много согрешать или мало согрешать, накапливать грехи, каяться. Он сравнивал эти грехи с отсечением части тела змеи, а покаяние с регенерацией ее тела. Когда маленький кусочек — небольшой грех — от тела змеи отсекли, восстановление отсеченной части происходит весьма быстро. Даже если пополам некоторых змей рассекаешь, она может выжить и восстановиться. Но если поразить змею в голову, то она погибает. Старец Амвросий сравнивал поражение головы змеи с тем случаем, когда христианин теряет веру. От этого да избавит нас Господь молитвами Пречистой Богородицы и всех наших святых».

После слов Владыки иеромонах Кассиан (Плоский) от имени профессоров, преподавателей, студентов, сотрудников Академии и прихожан храма поздравил Владыку ректора с возведением в сан епископа и преподнес ему памятные дары.

Справка:

За всенощным бдением и Божественной литургией епископу Кириллу сослужили: архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Иларион (Фарковец), архимандрит Лука (Головков), архимандрит Симеон (Томачинский), игумен Мелетий (Соколов), игумен Лазарь (Гнатив), игумен Филипп (Жиляков), игумен Адриан (Пашин), игумен Киприан (Ященко), иеромонах Варнава (Лосев), иерей Димитрий Барицкий, иерей Валерий (Духанин), иерей Александр (Кузнецов), иеромонах Кассиан (Плоский), иеромонах Борис (Зелюченко), иеромонах Афанасий (Итало), иеромонах Иоанн (Мерзляков), иеромонах Михей (Копытов), диакон Димитрий Маслов, диакон Николай Гоюк, иеродиакон Иоанникий (Паджан).

За богослужениями пели хоры под управлением Е.В. Боровинского и К.А. Алексеевой.

Пресс-служба МДА