
Два студента Академии приняли монашеский постриг
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною», — говорит Господь, обращая Свое слово ко всем, кто ищет подвижнической жизни и совершенства (Мф. 19:21). Но ради чего человек призывается оставить всё, что он имеет? О каком небесном сокровище говорит Христос? Неслучайно этот же вопрос волновал и апостола Петра: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27).

В своем знаменитом труде «Лествица» преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, рассуждая о цели монашеского делания, пишет о том, что монах призван стяжать в своем сердце три добродетели: веру, надежду и любовь. Триединство этих добродетелей преподобный Иоанн возводит на самую высшую ступень духовной лестницы. Лишь достигнув веры, надежды и любви, человек становится в высшей степени счастливым, ведь он уподобился Самому Богу. Суета мира лишает христианина возможности непрестанно пребывать с Богом. Именно поэтому люди, стремящиеся к единению с Творцом, облекаются в монашеские ризы, дают обеты и возлагают на свои плечи крест иноческого, то есть иного неотмирного жития.

Вечером 28 марта академическая семья собралась в Троицком соборе Лавры у мощей аввы Сергия, чтобы стать свидетелями духовного рождения. Два студента Московской духовной академии Алексей Прошкин и Илья Симулик приняли монашеский постриг. Сегодня они встали у подножия духовной лестницы, ведущей к Богу; лестницы, восхождение по которой станет делом всей жизни. Совершил постриг наместник Троицкой обители и ректор Академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.

В знак новой жизни, нового рождения при постриге человеку дают новое имя. Алексей получил в постриге имя Иоанн в честь преподобного Иоанна Лествичника. Илья получил имя Лука в честь святителя Луки, архиепископа Крымского.

Помолиться о новых монахах Иоанне и Луке пришли монашеская братия Академии, преподаватели и студенты духовной школы, а также родные постриженников.

После пострига епископ Кирилл обратился к монахам Иоанну и Луке с напутственным словом:
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Поздравляем вас, дорогие братья, новопостриженные монахи Иоанн и Лука, с принятием ангельского образа. Брат Иоанн был наречен в честь древнего подвижника преподобного Иоанна Лествичника, неделя которого приближается и который является образцом для всех монашествующих. Своей “Лествицей” святой наставляет нас к духовному восхождению, к бдительности, осторожности, трудолюбию и многим другим добродетелям. Брат Лука получил имя известного святителя и исповедника XX века — святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который удивительным образом сочетал в себе два служения — медицинское и архипастырское. Это исповедник, не боявшийся свидетельствовать о своей вере среди тяжелейших гонений, среди насмешек и презрения. Ваши покровители да будут вам в помощь вместе с теми святыми, которых мы постоянно призываем.
Вспомним, как много веков назад здесь, на этом месте, принял монашеский постриг игумен земли Русской авва Сергий. В пустом глухом лесу, где не было людей, предстояла ему большая борьба, и физическая, и духовная. Удалившись от мира сего, святой Сергий стал великим столпом, основанием для духовной жизни целого народа. Его пример напоминает нам в наш непростой век суеты и информационной смуты, где находить источник сил каждому христианину, а тем более монашествующему: в уединении келии, в храмовой молитве претерпеть ту борьбу, которая неизбежна для любого человека, для монашествующего особенно. Это тот тесный путь, которым христианин, монах, должен следовать, борясь за концентрацию своего сознания, за очищение своей души и сердца долгими часами, долгими днями, долгими годами, не переставая верить, что этот путь имеет особое благословение. Никто из того века так не славен, как преподобный Сергий, хотя люди гордились своими знаниями, своими способностями, своей властью, своими какими-то свершениями. Человек, ушедший вглубь леса, стал духовным вождем для целой эпохи и для нас до сих пор таковым и остается.
Пространство современного мира заполнено суетой помыслов, образов, картин, слов пустых. В виртуальном мире человек подчас живет, как ему кажется, какой-то полной жизнью, а на самом деле его душа заполнена мусором, от которого потом в его душе и сердце вообще ничего не остается, кроме грязи и греха.
Взирая на святую гробницу с мощами аввы Сергия, призываем на вас благословение Божие и просим в молитве, чтобы претерпеть вам все трудности и тяготы жизни. Чтобы ваша жизнь в Церкви стала действительно прославлением Самого Господа и Спасителя, Святой Троицы, Церкви нашей в то непростое время, когда народ хотя и приходит в храмы, но это все-таки еще малая часть тех людей, которых мы можем призвать и поддержать, которым можем помочь.
Первая часть вашего пути должна быть собиранием ваших сил, но это собирание послужит во спасение и вам, и всем тем, кто встретится на пути вашего служения Богу и Церкви. Понимая, что эта лестница духовного восхождения длиной во всю нашу жизнь, будем осознавать, что никогда мы не сможем спокойно вздохнуть и сказать, что вот теперь я, пожалуй, могу спокойно оценить свой земной путь, вот я уже что-то сделал, слава Богу, что-то я смог. Постараемся иметь такое устроение духа, которое заповедовал Сам Христос: “Аще и все повеленное вам сотворите, говорите, что рабы неключимые”. Здесь простой евангельский образ сеятеля, который сеет, трудится, делает все на поле необходимое, но понимает, что если Господь Бог не даст должной погоды, то все его труды могут оказаться ничтожными и не принести плода. Так же и христианин, подвижник, монах. В наше время, когда все обо всех все знают, человек часто не может спрятаться. Но и спрятаться от самого себя трудно. В былое время тысячи монахов подвизались в пустынях, в лесах. Если человек совершал значительный подвиг, то он понимал, что есть еще другие монахи и даже миряне, кто подвизался и поболее. А сейчас — хоть немножко понесет подвигов монах, и ему начинает казаться, что вокруг таких постников и подвижников и нет: “Я, пожалуй, уже какой-то особенный”. И здесь очень важно хранить ту добродетель, которой наставляет нас святитель Игнатий (Брянчанинов). Он говорит, что для монахов, да и для всех христиан, но для монахов особенно, необходима добродетель нищеты духа, когда человек не дает оценки сам себе, а точнее, дает самую низкую оценку всем своим трудам, осознавая, что никто из нас не может принести Богу чистого дара. В любом нашем деле примешивается какой-либо грех, какое-то лукавство. Если даже не во время дела, то после него бывает в такой тонкой мере искушение, что для человека это и незаметно. Но неизбежно червоточина греха присутствует во всяком деле, и внутреннем, и внешнем. Именно поэтому святые отцы заповедали, что покаяние должно быть дыханием монаха, дыханием всякого христианина. Я не случайно повторяю: и монах, и христианин, потому что монахи — это те, кто постарались сохранить ревность первых христиан.
Стараясь сохранить верность заповедям Христа, не будем забывать о заповеди нищеты духовной. Все наши труды, если мы что-то смогли сделать ценного, важного, будем приписывать помощи Божией. Ведь так оно есть на самом деле, ибо человек по неразумию своему может приписать что-то сам себе. Один старец Афонской горы говорил: “Если ты сделал что-то, не используя рук, и ног, и головы, то это твое, а руки, ноги, голову и сердце дал тебе Бог; ты не сам себе их придумал, создал. Ты обязан их использовать во славу Божию”. И пожалуй, зачастую видно, что по глупости, обманутый лукавыми мыслями и духами христианин думает, что он что-то сделал, а на самом деле он похож на десятиклассника, который стал гордиться тем, что он научился читать по слогам. Но к десятому классу ты должен был сделать намного больше. А он этого даже не понимает. Он гордится тем, чего бы следовало стыдиться. Он добился того, что должен был десять лет назад уже уметь, а по обману лукавого он гордится этим. Дай Бог, чтобы такого с нами не случилось и в вашей монашеской жизни. Потому мы и носим черные одежды — это траур по своей душе, которая лишена рая достойно, по грехам нашим. Мы должны эту мысль вместить в свой ум. Часто человек узко думает: либо он мнит себя тяжким грешником, либо считает себя праведником. Но и то, и другое является неправдой. В каждом из нас, по мысли святого Макария Великого, символически можно представить 100 комнат, часть из них занята светом, а часть тьмой. Бывает, человеку кажется, что он весь во свете. Но та тьма, которая прячется в нескольких комнатках, ему незаметна бывает. Другому кажется, что он весь во тьме, но тот свет, который остался в нем, тоже бывает незаметен. И оба состояния весьма и весьма опасны. Надо всегда помнить, что там есть и то, и другое, и наш длинный жизненный путь для того и дан, чтобы познать самого себя, крепко покаяться пред Богом в том безумии, которым страдает все человечество, приписывая себе что-то и забывая о своей темноте и мраке, живущем во внутреннем нашем мире, и научиться благодарить Бога по-настоящему, что возможно только как раз при искреннем покаянии.
Большая часть людей живет, к сожалению, так узко: они на 5 граммов осознают свои грехи и, может быть, на столько же или чуть больше, на 10 граммов, милость Божию. Великие угодники Божии познавали океан своих согрешений и безмерное, бесконечное милосердие Божие, и душа созерцала тайны этого мира и становилась неприступной для пустого, мелкого тщеславия, глупых страстей, которыми дышит и живет, к сожалению, большая часть человечества и даже христиан.
Постараемся, дорогие братья, не ради своей славы, а ради славы Христа потрудиться во спасение душ и послужить Русской Церкви и мыслями, и чувствами, делами во все дни жизни. Аминь».
Справка:
Песнопения чина монашеского пострига исполнил 1-й академический хор под управлением Е.В. Боровинского.
Пресс-служба МДА