Архиепископ Амвросий совершил утреню с чтением 12 Евангелий в память о Страданиях Господа Иисуса Христа
Посреди невысокого холма за городской чертой Иерусалима стоят три креста. На них висят преступники, которых обвиняют в государственной измене. У креста посередине собралась небольшая группа соболезнующих. К этому кресту прибита табличка, на которой написано Его преступление: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Вокруг стоят римские воины, знатные иудеи и простые зеваки.
Казнь на кресте — самая жестокая в римском арсенале. Осужденному сгибают ноги в коленях и прибивают ступни; руки пробивают не в ладонях, а чуть дальше, между костями. Висящий на кресте провисает под тяжестью собственного веса и давит на пробитые ноги. Чтобы вздохнуть, нужно подтянуться на пригвожденных руках, опираясь на прибитые ноги. У осужденного разрываются раны там, где гвозди. Он начинает задыхаться, сбивается сердечный ритм. Умирать на кресте человек может от нескольких часов до нескольких дней. Если нужно поскорее закончить его мучения, осужденному перебивают голени, и он задыхается. Либо сердце само не выдерживает нагрузок и боли и разрывается.
Между распятыми на Голгофе завязывается разговор. Один из разбойников упрекает висящего посередине Иисуса:
Если Ты Мессия, спаси Себя и нас!»
Его одергивает другой разбойник:
Ты не боишься Бога, поскольку и сам осужден на то же! Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!»
Он смотрит на Иисуса и просит:
Вспомни обо мне, Господи, когда придешь в Царство Твое!»
Иисус приподнялся и ответил ему:
Истинно говорю тебе: сегодня же будешь со Мной в Раю».
Эту просьбу благоразумного разбойника Церковь повторяет на каждой службе. Усиленно она произносит ее в дни Великого поста, и как никогда часто — в дни Страстной седмицы. Вспомни о нас, Господи, спаси и помилуй! Все наши ссоры, споры, разногласия — ничто перед тем, как Ты мучительно страдал и умер за нас на Кресте. Ты поднялся на Крест для того, чтобы каждый смог достичь Царства Небесного. Символ Твоих страданий стал символом победы. Крестом Ты победил смерть и открыл людям Свое Царство; крестом мы побеждаем в себе грех и находим путь в Небесное Царство. Которое Ты нам дал.
Ты искупил нас от законного проклятия драгоценной Твоей Кровью: будучи пригвожден ко Кресту и пронзен копьем, Ты источил бессмертие людям. Спаситель наш, слава Тебе!»
События Распятия Господа Иисуса Христа происходили утром и днем. Поэтому богослужебное последование Святых и Спасительных Страстей вплетено в чинопоследование утрени, которую в Покровском академическом храме совершил архиепископ Верейский Амвросий. При пении тропаря «Егда славнии ученицы» он вынес на центр храма Евангелие. Главная особенность богослужения Святых Страстей — чтение 12 Евангелий, которые вставлены в последование утрени. Это рассказы четырех евангелистов о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа. Вместо обычных кафизм на утрене сегодня поются особые антифоны и седальны. Их положил на ноты архимандрит Матфей (Мормыль). Уже много лет эти глубоко трогающие душу распевы звучат в Троице-Сергиевой лавре и в Покровском храме Московской духовной академии на Утрени Великой Пятницы.
На пятнадцатом антифоне «Днесь висит на древе» архиепископ Амвросий вынес Крест Господень из алтаря и водрузил в центре храма.
Часть антифонов и трипеснец на утрене читал ректор МДА. Трипеснец написал известный гимнограф VIII века Косма Маюмский — один из величайших творцов церковной поэзии. В тропарях он обличает предателя Иуду, осуждает неверный иудейский народ и удивляется Божественному Промыслу и тайне спасения.
После богослужения ректор попросил молящихся попытаться сохранить внутренний настрой, который они получили во время богослужения Страстей Христовых:
Расходясь из храма, постарайтесь соблюсти ту тишину и то молитвенное состояние, которое мы приобрели в эти священные часы чтения Страстных Евангелий и пения удивительных стихир, что вновь перенесли нас на две тысячи лет назад. В память о Великой Пятнице у многих народов существует традиция молчать. Пусть это молчание будет сопровождать нас хотя бы первые часы после утрени Великой Пятницы».
Христос предстает сегодня не в образе Царя или Победителя, Спасителя или Вседержителя. Он Распят, висит на Кресте, побежден торжествующей толпой. Вокруг Него только горстка самых преданных и любящих людей. Для них это мучительный и скорбный день. Для ветхозаветных иудеев — торжество и праздник победы.
Люди у главного креста на Голгофе заволновались и пришли в движение. Громче закричали и зарыдали женщины, о чем-то начали перешептываться воины. Знатные иудеи, фарисеи и священники, засуетились и куда-то засобирались.
Иисус умер.
Справка:
На утрене Великой Пятницы с чтением 12 Страстных Евангелий архиепископу Верейскому Амвросию сослужили архимандрит Венедикт (Князев), архимандрит Иларион (Форкавец), архимандрит Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумен Адриан (Пашин), игумен Дионисий (Шленов), игумен Пантелеимон (Бердников), игумен Герасим (Дьячков), протоиерей Сергий Забелич, иеромонах Аполлинарий (Панин), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Таврион (Смыков), иеромонах Онуфрий (Сонькин), диакон Иоанн Зорин, диакон Ексакустодиан Герасимович, диакон Сергий Шумских, диакон Даниил Салищев, диакон Иоанн Шилов, диакон Роман Наводкин.
Песнопения службы пели второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.
В семинарском храме прп. Иоанна Лествичника служили: архим. Михаил (Борей), иеромонахи Федор (Юлаев), Филофей (Артюшин), Клавдиан (Меньшиков), Дамиан (Воронов), иеродиаконы Павел (Полевой), Иннокентий (Глазистов).
На богослужении пел первый смешанный хор под управлением К. А. Тарелкиной, второй смешанный под управлением В. С. Павловой и третий смешанный хор под управлением К. А. Алексеевой.
Пресс-служба МДА