Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях» в контексте античной и византийской литературы Часть I
Игумен Дионисий (Шленов)
кандидат богословия
профессор кафедры филологии Московской духовной академии
141300, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, Академия
dionysij@mail.ru
Богословский вестник. 2019. Т. 32. № 1. С. 172-180.
doi: 10.31802/2500-1450-2019-32-192-209
Аннотация
В XI в. монах Студийского монастыря прп. Никита Стифат в аскетико-богословском корпусе своих сочинений неоднократно пользовался выражениями «главные добродетели» и «главные страсти». В статье делается попытка раскрыть смысл выражения «главные добродетели», систематизировать представления автора о четырех главных добродетелях, известных ему от античной традиции через посредство христианских авторов, продолжавших и далее свободно пользоваться этим выражением. Общий контекст позволяет выявить своеобразие автора, который сравнивает «четыре главные добродетели» с четырехчастностью человеческой души как великого мира по сравнению с внешним, малым, миром, состоявшим, согласно античным представлениям, из четырех первоэлементов. Особо рассматривается еще более детализированное сравнение четырех добродетелей с четырьмя способностями высшей части души — разума. Наряду с этим, автор сопоставляет пять чувств тела и пять разумных сил души. Для прп. Никиты четыре главные добродетели являются основополагающими, что не исключает особого внимания автора к ряду других ключевых добродетелей, таких как смирение и любовь. Учение о четырех главных добродетелях отсутствует в корпусе сочинений учителя прп. Никиты — прп. Симеона Нового Богослова, что сильнее подчеркивает более «школьный» и компилятивный характер наследия Стифата. Учение Стифата рассматривается в контексте античной и византийской литературы.
Ключевые слова: аскетика, Студийский монастырь, добродетели, страсти, главная добродетель, символика числа четыре, аретология.
Библиография
Источники
Athanasius Alexandrinus. Contra gentes // Athanasius. Contra gentes and de incarnatione / ed. R. W. Thomson. Oxford: Clarendon Press, 1971. P. 2–132.
Aristoteles. De anima // Aristotle. De anima / ed. W. D. Ross. Oxford: Clarendon Press, 1961 (r1967). P. 402a1–435b25.
Basilius Caesariensis. Epistulae // Saint Basile. Lettres, 3 vols. / ed. Y. Courtonne. P.: Les Belles Lettres, 1957. Vol. 1. P. 3–219.
Gregorius Nazianzenus. De Spiritu Sancto // Gregor von Nazianz. Die fünf theologischen Reden /
hrsg. von J. Barbel. Düsseldorf: Patmos‒Verlag, 1963. S. 218–276.
Gregorius Nazianzenus. In Theophania oratio 38, 11 // PG. T. 36. Col. 312–333.
Gregorius Nyssenus. De paradiso [Sp.] // Gregorii Nysseni Opera, suppl. / hrsg. von H. Hörner. Leiden: Brill, 1972. S. 75–84.
Joannes Chrysostomus. De non judicando proximo [Sp.] // PG. T. 60. Col. 763–766.
Joannes Damascenus. Expositio fidei // Expositio fidei / Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 / hrsg. von P. B. Kotter. B.: De Gruyter, 1973 (PTS; Bd. 12). S. 3–239.
Maximus Confessor. Quaestiones et dubia // Maximi Confessoris Quaestiones et dubia / ed. J. H. Declerck. Turnhout: Brepols, 1982 (CCSG; vol. 10). P. 3–170.
Nicetas Stethatus. Centuria // PG. T. 120. Col. 851–1010.
Nicetas Stethatus. Epistula 2 ad amicum // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres /
Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961 (SС; 81). P. 58–63.
Nicetas Stethatus. De anima // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès.
P., 1961 (SС; 81). P. 64–153.
Nicetas Stethatus. De paradiso // Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres / Éd. J. P. Darrouzès. P., 1961 (SС; 81). P. 154–227.
Nilus Ancyranus. Epistulae // PG. T. 79. Col. 82–582.
Procopius. Catena in Ecclesiasten (e cod. Marc. gr. 22) // Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten necnon Pseudochrysostomi commentarius in eundem Ecclesiasten / ed. S. Leanza. Turnhout: Brepols, 1978 (CCSG; 4). P. 5–39.
Ps.-Plutarchus. Placita philosophorum (874d–911c) // Plutarchi Moralia / ed. J. Mau. Vol. 5.2.1. Leipzig: Teubner, 1971. S. 50–153.
Переводы
Никита Стифат, прп. Творения. Т. 1. Богословские сочинения / пер. с древнегреч. игум. Дионисий (Шленов). Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2011.
Добротолюбие на славянском языке. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2001.
Добротолюбие в русском переводе. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1900. Т. 5.
Литература
Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden — Boston: Brill, 2011.
Becker M. Die Kardinaltugenden bei Cicero und Ambrosius: De officiis. Basel: Schwabe, 1994.
Bovendeert J. Kardinale deugden gekerstend. De vier kardinale deugden vanaf Ambrosius tot het jaar 1000. Nijmegen: Radboud Universiteit, 2007.
Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford; New York: Oxford University Press, 2004.
Liddell H. G., Scott R., Jones H. S. A Greek-English Lexicon. Oxford: Claredon Press, 1961–91996.
Mähl S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Koln: Bohlau Verlag, 1969.
O’Connell. Cardinal virtues. Boston (Massachussetts), 1918.
Pieper J. The Four Cardinal Virtues Prudence, justice, fortitude, temperance. New York: Harcourt, Brace and World, Inc., 1965.
Воронцов С. А. Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 108–114.
Воронцов С. А. Рец. на: Bejczy I. P. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden; Boston: Brill, 2011. VIII, 361 p. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. № 3 (41). С. 146–149.
Дионисий (Шленов), игум. Учение о воскресении души у свв. Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата // Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Материалы Второй международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 341–362.
Дионисий (Шленов), игум. Фрагмент о приобщении мудрости и знанию в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата и его контекст // БВ. 2017. № 24–25. Вып. 1–2. С. 199–236.
Дионисий (Шленов), игум. Принцип «Познай себя» у прп. Никиты Стифата в контексте византийской традиции // БВ. 2018. № 28. Вып. 1. С. 96–126.
Дионисий (Шленов), игум. Учение о четырех родовых добродетелях в трактате «De virtutibus et passionibus», приписываемом прп. Ефрему Сирину, в контексте греческой патристической традиции // Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы Четвертой международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 года / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). М., 2019. С. 352–364.
“The doctrine of St. Nicetas Stethatus on the ‘four main virtues’ in the context of ancient Byzantine literature. Part I”
Hegumen Dionysius (Shlenov)
PhD in Theology
professor of the Philology Department of Moscow Theological Academy
The Trinity Lavra of St. Sergios, Sergiev Posad 141300, Russia
dionysij@mail.ru
Theological Herald, vol. 32, no. 1, 2019, pp. 172-180. (In Russian)
doi: 10.31802/2500-1450-2019-32-192-209
Abstract. In the XI century a monk of the Studite monastery St. Nicetas Stethatus in the ascetic-theological corpus of his writings repeatedly used the expressions “main virtues” and “main passions”. The article attempts to uncover the meaning of the expression “main virtues”, to systematize the author’s ideas about the four main virtues, known to him from the ancient tradition through Christian authors, who continued to use this expression freely. The general context makes it possible to reveal the originality of the author, who compares the “four main virtues” with the fourfold part of the human soul as a great world compared to the external, small, world, which, according to ancient concepts, consisted of four primary elements. Particularly, an even more detailed comparison of the four virtues with the four abilities of the higher part of the soul, the mind, is considered. Along with this, the A. compares the five senses of the body and the five rational powers of the soul. For St. Nicetas the four main virtues are fundamental, which does not exclude the A.’s special attention to a number of other key virtues, such as humility and love. The doctrine of the four main virtues is missing from the corpus of St. Nicetas/St. Simeon the New Theologian, which more strongly emphasizes the more “school-like” and compilative nature of St. Stethatus’ heritage. The doctrines of Stethatus are considered in the context of ancient Byzantine literature.
Keywords: asceticism, Studite monastery, virtues, passions, the main virtue, symbolism of the number four, aretology.
References
Athanasius Alexandrinus. Contra gentes and de incarnatione. Oxford: Clarendon Press, 1971, pp. 2–132.
Aristoteles. De anima. Oxford: Clarendon Press, 1961, pp. 402a1–435b25.
Basilius Caesariensis. Lettres. Paris: Les Belles Lettres, vol. 1, 1957, pp. 3–219.
Becker, M. Die Kardinaltugenden bei Cicero und Ambrosius: De officiis. Basel: Schwabe, 1994.
Bejczy, I. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century. Leiden — Boston: Brill, 2011.
Bovendeert, J. Kardinale deugden gekerstend. De vier kardinale deugden vanaf Ambrosius tot het jaar 1000. Nijmegen: Radboud Universiteit, 2007.
Gregorius Nazianzenus. Die fünf theologischen Reden. Düsseldorf: Patmos‒Verlag, 1963.
Gregorius Nyssenus. “De paradiso”. Gregorii Nysseni Opera, suppl. Leiden: Brill, 1972, pp. 75–84.
Joannes Damascenus. “Expositio fidei”. Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2, Berlin: De Gruyter, 1973, S. 3–239.
Lampe, G. A Patristic Greek Lexicon. Oxford; New York: Oxford University Press, 2004.
Liddell, H., Scott, R., Jones, H. A Greek-English Lexicon. Oxford: Claredon Press, 1996.
Lukhovitsky, L., Popov, I. “Michael Psello”. Pravoslavnaja Enciclopedija, vol. 46, 2017, pp. 8–16.
Maximus Confessor. Quaestiones et dubia. Turnhout: Brepols, 1982.
Mähl, S. Quadriga virtutum: Die Kardinaltugenden in der Geistesgeschichte der Karolingerzeit. Koln: Bohlau Verlag, 1969.
Nicetas Stethatus. Opuscules et lettres. Paris, (SС; 81), 1961.
Nikita Stifat. Tvorenija [Works], vol. 1, Sergiev Posad: Troice-Sergieva Lavra (Russian translation), 2011.
Nilus Ancyranus. Epistulae. PG. T. 79, Col. 82–582.
Pieper, J. The Four Cardinal Virtues Prudence, justice, fortitude, temperance, New York: Harcourt, Brace and World, Inc., 1965.
Procopius Gazae (1978) Catena in Ecclesiasten necnon Pseudochrysostomi commentarius in eundem Ecclesiasten, Turnhout: Brepols, 1978 (Corpus Christianorum. Series Graeca; 4), 1978.
Shlenov, D., hegumen. “Fragment o priobshchenii mudrosti i znaniiu v traktate «Ob ierarkhii» (32–40) prepodobnogo Nikity Stifata i ego kontekst” [“A fragment about the accession of wisdom and knowledge in the treatise “On the hierarchy” (32–40) of St. Nicetas Stethatus and its context”], Theological Herald, vol. 24–25, no. 1–2, 2017, pp. 199–236 (in Russian).
‒‒‒ “Princip «Poznaj sebya» u prp. Nikity Stifata v kontekste vizantijskoj tradicii” [“The principle of “Know yourself” in St. Nikita Stifat in the context of the Byzantine tradition”], Theological Herald, vol. 28, no. 1, 2018, pp. 96–126. (In Russian)
‒‒‒ “Uchenie o chetyrekh rodovyh dobrodetelyah v traktate «De virtutibus et passionibus», pripisyvaemom prp. Efremu Sirinu, v kontekste grecheskoj patristicheskoj tradicii” [The doctrine of the four generic virtues in the treatise “De virtutibus et passionibus”, attributed to the venue. Ephraim Sirin, in the context of the Greek patristic tradition], Prepodobnyj Efrem Sirin i ego duhovnoe nasledie. Materialy CHetvertoj mezhdunarodnoj patristicheskoj konferencii Obshchecerkovnoj aspirantury i doktorantury imeni svyatyh Kirilla i Mefodiya. Moskva, 27–29 aprelya 2017 goda [Rev. Efrem Sirin and his spiritual heritage. Proceedings of the Fourth International Patristic Conference of the Church-wide Postgraduate and Doctoral School named after Saints Cyril and Methodius. Moscow, April 27–29, 2017], Moscow, 2019, pp. 352–364. (In Russian)
‒‒‒ “Uchenie o voskresenii dushi u svv. Simeona Novogo Bogoslova i Nikity Stifata” [“The doctrine of the resurrection of the soul in Sts. Simeon the New Theologian and Nikita Stifat”], Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov i ego duhovnoe nasledie: Materialy Vtoroj mezhdunarodnoj patristicheskoj konferencii Obshchecerkovnoj aspirantury i doktorantury imeni svyatyh Kirilla i Mefodiya [the Rev. Simeon the New Theologian and his spiritual heritage: Proceedings of the Second International Patristic General Church Postgraduate and Doctoral Conference named after St. Cyril and Methodius], Moscow: Obshchecerkovnaya aspirantura i doktorantura im. svv. Kirilla i Mefodiya, 2017, pp. 341–362. (in Russian)
Voroncov, S. “Prelomlenie stoicheskoj i patristicheskoj tradicij ponimaniya skhemy chetyrekh dobrodetelej v sochineniyah Isidora Sevilskogo [The refraction of the stoic and patristic traditions of understanding the scheme of the four virtues in the writings of Isidore of Seville], Voprosy filosofii, № 7, 2014, pp. 108–114. (in Russian)
‒‒‒ Rev. of Bejczy I. The Cardinal Virtues in the Middle Ages. A Study in Moral Thought from the Fourth to the Fourteenth Century, Leiden; Boston: Brill, 2011. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya, № 3 (41), 2012, pp. 146–149 (in Russian).