Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

митрополит Московский Филарет (Дроздов), святитель

Значение церковной молитвы о соединении Церквей

При начале Божественной литургии, между первыми молитвенными прошениями к Господу Богу, Православная Церковь произносит следующее: «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». 

Слыша сие, некоторые, расширяя сердце свое любовью, миролюбием и веротерпимостью, молятся не только о «благостоянии и соединении», то есть о сохранении в единстве «Святых Божиих Церквей» Православных, частных, составляющих Вселенскую Церковь, например Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Российской, но и воссоединении Церквей, уклонившихся от Православия, например, Римской, Армянской.

А некоторые, ограждаясь строгой ревностью о Православии, молятся при сем только «о соединении Святых Божиих Церквей» Православных.

Кто не уважает ревность о Православии? Кто не признаёт достоинства всеобъемлющей любви? Которого же, однако, из двух вышеуказанных значений молитвы преимущественно должен держаться соединяющий молитву свою с молитвой Православной Церкви? Или, лучше сказать, которое из двух значений преимущественно внушает нам сама Православная Церковь словами своего чиноположения?

Точно ли Православная Церковь молится только о Православных Церквях? Уча нас в сей самой молитве простирать нашу любовь до пределов «всего мира», стесняет ли она пределы своей любви к Церквям? Не желает ли она спасения инославным Церквям, чрез возвращение их в соединение с Православной Церковью?

Как выражает Православная Церковь свою молитву о соединении церквей? – «О мире всего мира, и благостоянии Святых Божиих Церквей, и соединении всех, Господу помолимся». Если бы молитва должна была иметь ограниченное значение о Православных только Церквях, то надлежало бы поставить слова так: «О благостоянии и соединении всех Святых Божиих Церквей Господу помолимся». Но не так поступлено, а разделена молитва на две части: 1) «о благостоянии Святых Божиих Церквей», 2) «и соединении всех». Молитва сия приносится всегда — и в мирное, и в немирное для Церквей время. Следовательно, первая часть молитвы имеет следующее значение: «о благостоянии», то есть о состоянии мира и единства «Святых Божиих Церквей» Православных, чтобы «благостояние», уже им дарованное, было сохранено, а если где-либо чем-либо нарушено — было вновь даровано благодатью Божией. 

Согласно с сим и вторую часть молитвы должно разуметь «о соединении Церквей», чтобы оно было сохранено, поскольку существует, и восстановлено было, поскольку где-либо нарушено. В сей второй части молитвы поставлено слово «всех», которого нет в первой, а сие дает разуметь, что значение второй части обширнее, нежели первой. Из того, что вторая часть не соединена с первой, а отделена, должно заключить, что не всё, содержащееся в первой, должно быть отнесено ко второй, и потому нет нужды дополнять вторую так: «о соединении всех Святых Божиих Церквей», а надлежит дополнить так: «о соединении всех Церквей».

Посему Православная Церковь молится о соединении Церквей так, чтобы соединение Православных Церквей, существующее, было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех Церквей, которые отделило от нее какое-либо неправое учение.

Против сего изъяснения молитвы не представят ли в качестве возражения то, что в диптихах, на проскомидии, неправославных не поминают? – Ответствуем: это дело иное.

Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных Церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии. Неправославные самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви, сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии и исключение из диптихов.

А что и в Литургии верных можно молиться о воссоединении Церквей, отделившихся от Православной, о том зри в Литургии Василия Великого молитву: «Утоли раздоры Церквей». Раздоры Церквей оттого, что иная Церковь не покоряется в некоторых частях православному учению и, следовательно, впадает в состояние раскола: святой Василий и такую Церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры Церквей». 

Когда Антиохийский Патриарх Иоанн со своими епископами не покорился православному определению Ефесского Собора и на председателя его, святого Кирилла Александрийского, произнес осуждение, и, следовательно, впал со своей Церковью в состояние раскола, можно ли подумать, что святой Прокл и Константинопольская Церковь, молясь о соединении всех Церквей, не молилась сей самой молитвой и о воссоединении Антиохийской Церкви?

Итак, пусть благочестивая ревность молится преимущественно «о благостоянии Святых Божиих Церквей» Православных и о сохранении в них благодатью Божией «единения духа в союзе мира». Но пусть и всеобъемлющая любовь христианская молится и «о соединении всех» Церквей, и о воссоединении с Православной Церковью уклонившихся от нее неправыми учениями, да будет, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, едино стадо, как уже есть Он Единый Пастырь (Ин. 10:16) и Владыка Своей Церкви на земли и на небеси, во времени и в вечности.

Из статьи святителя Филарета Московского (Дроздова), опубликованной в 1860 году.