Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия
title image

Чтец Иоанн Кривоногов

Учителя и неминуемая разлука

Возлюбленные братья и сестры! Тот, кому хотя бы однажды посчастливилось побывать в Лавре преподобного Сергия, уже не сможет забыть её никогда. Непередаваемое очарование Лавры, великий дух её создателя, живые примеры исполнения Евангельских заповедей – всё это смягчает даже самые чёрствые сердца и делает их чище. Здесь будто бы само время замедляет своё движение и даёт возможность уставшему путнику отдохнуть от нескончаемых забот и переживаний. «В Лавре, — пишет священник Павел Флоренский, — мы чувствуем себя дома более, чем в своем собственном доме»[1].

Кто в молитве перед Лаврскими святынями не испытывал святого трепета, порождающего в душе желание, никогда более не покидать Дом Пресвятой Троицы?

После того, как благоговейный паломник склонит свою главу перед ракой со святыми мощами преподобного Сергия, куда бы он ни шёл, его душа всё время будет обращать свой взор в сторону Лавры. Почему? Это загадочное явление пытались объяснить многие русские мыслители: Ф.М. Достоевский, В.О. Ключевский, Е.Е. Голубинский, священник Павел Флоренский и многие другие. Каждый из них по-своему объясняет это удивительное свойство Лавры, но все они ключ к разгадке этой тайны видят в личности преподобного Сергия[2]. Священник Павел Флоренский говорит: «Чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым и при жизни, «чудного старца, святого Сергия»[3], как свидетельствуют его современники». Всё дело в том, что в своей келии Преподобный принимает каждого, и всякий приходящий в Троицкий собор находит там мудрого учителя.

С учителем всегда легче. Он наставит, объяснит, подскажет, терпеливо укажет на ошибки и никогда не прогонит. Свой собственный опыт учитель передаёт ученикам, делая их богаче и мудрее. Насколько богаче становятся люди, почерпнув из благодатной сокровищницы преподобного Сергия! Именно эта неоскудевающая мудрость порождает непреодолимую жажду вновь и вновь побывать в Лавре.

Но не всегда эту жажду удаётся утолить. Могли ли предполагать русские мыслители, что через несколько десятилетий после их попыток разгадать тайну Лавры её лампады погаснут, над мощами Преподобного надругаются, и многовековой поток богомольцев в келию угодника Божия прекратится? Благоговение перед древними соборами оскудеет, и на месте, где мы сейчас стоим, будет устроено сначала общежитие, затем клуб, а после и кинотеатр, который будет осквернять эти святые стены антицерковной пропагандой. Игумена земли Русской великого Сергия выгнали из его собственной келии, его святые мощи вынесли из Троицкого собора. Что нужно было делать ученикам аввы Сергия, когда их учителя прогнали? Открыть двери своей души для уныния? Предать себя в распоряжение непомерной печали? Опустить руки под действием тяжёлого отчаяния?

Ответы на эти вопросы, кажется, не знали и сами апостолы, когда наблюдали за тем, как их Божественный Учитель возносился с Елеонской горы. Даже когда Христос уже был недоступен их взгляду, апостолы стояли и продолжали смотреть на небо. О чём они думали в тот момент? Вероятно, глубокая печаль о разлуке с Учителем пронизывала их сердца. Мы не знаем, как долго пробыли святые апостолы в таком состоянии, но знаем, что для их вразумления с неба были посланы два ангела, которые сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1:11) В словах ангелов содержится призыв оставить слёзы, не предаваться унынию, а все силы направить на исполнение того, чему учил их Спаситель. Посланники неба возвестили о том, что лучшей реакцией на разлуку с учителем является выполнение того, о чём он учил. Лучше всех понимала это Пресвятая Богородица, ведь Она вместе с апостолами отправилась на проповедь Божественного учения. Как бы ни было ей тяжело, больно и тоскливо от разлуки со Своим Божественным Сыном, Она продолжала исполнять Его волю и через это всегда пребывать с Ним.

Взирая на пример Пресвятой Богородицы, ученики преподобного Сергия, которым Бог судил нести мученический крест среди ужасающих гонений XX века, не озлобились, а продолжили исполнять волю Христа и этим победили проливших море крови гонителей. Своей верой, страданиями, любовью святые новомученики вновь зажгли лампады Лавры Сергиевой, и наше дело — эти лампады не погасить.

Возлюбленные братья и сестры! У каждого из нас есть земные учителя, которые привели нас к Учителю Небесному. Разлука с ними всегда неизбежна, но она не является поводом к тоске и унынию. Она даёт нам шанс исполнить всё то, чему они нас научили, и всецело полагаться на Учителя Небесного, Который пребывает везде и всегда. Аминь!

Список использованной литературы:

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательский совет РПЦ. – 2010.

2. Павел Флоренский, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия [электронный ресурс]: официальный сайт СТСЛ. URL: http://www.stsl.ru/news/all/troitse-sergieva-lavra-i-rossiya-svyashch-pavel-florenskiy (Дата обращения: 3.03.2019г.).

3. Буданова Н.Ф. Федор Михайлович Достоевский и преподобный Сергий Радонежский: ко дню преставления великого писателя / Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы международной конференции. 29 сентября – 1 октября // М.: издательский дом «Подкова». – 2000.


[1] Павел Флоренский, свящ., Троице-Сергиева Лавра и Россия.

[2] См. Буданова Н.Ф., Федор Михайлович Достоевский и преподобный Сергий Радонежский: ко дню преставления великого писателя.

[3] Павел Флоренский, свящ., Троице-Сергиева Лавра и Россия.