Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

протоиерей Александр Горский

Первые христиане причащались на каждой Литургии

Мы начинаем публикацию научно-богословского наследия выдающихся ученых Московской духовной академии.

Предлагаем первую публикацию из статьи ректора МДА протоиерея Александра Горского «Древнехристианская практика Причащения Святых Таин по памятникам письменности и искусства».

Остановимся прежде всего на вопросе о том, как часто и в какие именно дни древние христиане приступали к принятию Святых Таин. Относящиеся к этому вопросу свидетельства письменности говорят нам, что они причащались почти за каждой Литургией. В 9-м Апостольском правиле, например, мы встречаемся с отлучением от церковного общения всех тех, которые, присутствуя при Литургии, без достаточной причины оставляли собрание, не принявши Причастия. Следовательно, о каждодневной почти практике Причащения говорит нам и целый ряд свидетельств отеческих.

Многие из отцов Церкви, изъясняя 4-е прошение молитвы Господней, выражение «хлеб наш насущный» понимали в духовном смысле; они разумели под ним Тело Христово и указывали при этом на обычай христиан приступать к Святым Тайнам ежедневно. Так, св. Киприан говорит следующее: «Христа ты называешь нашим хлебом, потому что Он есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Даровать же нам этот хлеб просим ежедневно, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в пищу спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, Который Сам возвещает в наше наставление: Аз есмь хлеб животный».

Но уже в конце IV — начале V века этот обычай, по крайней мере на Востоке, начинает ослабевать. Во времена Златоуста начинают встречаться верующие, которые причащались Святых Таин довольно редко, например, только в праздники Богоявления и Пасхи. Называя такой обычай предрассудком, Златоуст восклицает: «Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господним. Никто не приобщается».

Мы рассмотрели одну половину постановленного вопроса о времени Причащения в древней Церкви; теперь постараемся рассмотреть другую, с целью увидеть, в какие дни недели древние христиане приобщались всего более. Свидетельства древнехристианской письменности говорят нам прежде всего о том, что все верующие считали своим непременным долгом приступать к Причастию в «дни Господни» (Dies Dominici). Вот что читаем мы y св. Иустина мученика: «В так называемый воскресный день все верующие, живущие в городах или селах, собираются туда. Здесь раздаются дары, над коими совершены благодарственные молитвы, и оных причащаются все присутствующие».

Помимо дней воскресных верующие в древности причащались и в другие дни. По свидетельству Тертуллиана, такими днями были дни стояний: среда и пятница. «Многие, — говорил он, — полагают, что во время богослужения при дневных стояниях не следует приносить бескровной жертвы под тем предлогом, что Причащение прерывает и даже прекращает стояние. Но не заблуждается ли тот, кто думает, что Евхаристия может останавливать, a не усугублять наши обязанности».

Кроме названных дней в древней Церкви мы видим частое Причащение в дни, посвященные памяти мучеников. Об этом говорит, например, св. Киприан Карфагенский: «Мы всегда, как и вы знаете, приносим о них жертвы, когда только ежегодным воспоминанием празднуем страдания и дни мучеников».

Принимая Святые Дары, каждый причастник, как в первенствующей Церкви, так и в последующее время, должен был произносить слово «Аминь». На существование такого обычая указывает прежде всего Тертуллиан, когда в своем трактате «о зрелищах» говорит: «Братья любезные, вникните, что мы делаем?
Устами, произносившими “аминь” при совершении богослужения, выхваляем мы гладиатора в амфитеатре».

Во время Причащения Святых Таин, в древнехристианской Церкви обычно происходило пение наиболее соответствующих идее таинства псалмов. Так уже в Постановлениях Апостольских предписывается пение 33-го псалма, начинающегося словами «Благословлю Господа на всякое время». В этом псалме особенно знаменательными для данного момента являются слова «вкусите и видите, яко благ Господь». На пение этого же псалма указывает и Кирилл Иерусалимский, когда говорит: «Вы слышите певца, с сладкопением призывающего вас к Причащению Святых Таин словами “вкусите и видите, яко благ Господь”».