Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Протопресвитер Феодор Зисис

О «мирном письме» архиепископа Элладской Православной Церкви Иеронима и подлинном мире в мировом Православии

Вчера вечером на греческом сайте «Ромфея» появилась публикация известного ревнителя Православия почетного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета протопресвитера Феодора Зисиса, продолжающая строгую линию неприятия канонического произвола Константинопольского Патриархата по отношению к юрисдикции Православной Церкви на Украине (см. публикацию митрополита Серафима Пирейского). Мы предлагаем читателю актуальный русский перевод.

 «Мирное письмо» архиепископа Иеронима оправдывает захватнические действия Патриарха Варфоломея[1].

 1. Вторжение Патриарха Варфоломея на чужую церковную территорию.

Предоставление автокефалии украинским раскольникам Патриархом Варфоломеем составляет нападение, агрессивное действие по захвату территории юрисдикции другой Церкви, которое священными канонами строго осуждается как действие, выходящее за дозволенные границы, как вторжение.

С 1686 г. Вселенский Патриархат предоставил эту юрисдикцию Русской Православной Церкви, и в течение трех и более веков никто не сомневался в этом факте, включая саму Вселенскую Патриархию до самого последнего времени.

Еще в диптихах Элладской Церкви 2019 г. и всех предшествующих лет Украинская Православная Церковь указывается как относящаяся к Русской Православной Церкви.

Каждый киевский митрополит, а теперь почтенный Онуфрий, является всегда постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Для того, чтобы оправдать это антиканоничное вторжение в чужую юрисдикцию, Фанар возложил на своих собственных вступивших на стезю «воинского» служения историков, богословов и канонистов утверждение следующего суждения, что будто бы Константинополь никогда не передавал Украину Русской Православной Церкви и что она всегда относилась к Константинополю – тезис, который опровергается церковной практикой и церковным сознанием всех Поместных Церквей в течение трех с половиной веков.

Некоторые рьяные и невнимательные к истине исследователи изыскали патриаршие документы, будто бы подтверждающие юрисдикцию Константинопольского Патриархата, который стал распространять на основании этих документов брошюру под названием «Вселенский Престол и Церковь Украины – говорят тексты» (The Ecumenical Throne and the Church of Ukraine. The Dokuments speak)[2].

Мы показали в нашем исследовании, которое включено в нашу книгу «Украинская автокефалия. Антиканоническое и разделяющее вторжение Константинополя», что данные документы были неправильно поняты, в то время как были проигнорированы десятки других документов. Согласно многочисленным документам подтверждается, что всегда была единая митрополия Киева и Москвы, помимо маленьких исторических периодов иностранных вторжений, которые их разделяли, и, что особо важно, Константинополь твердо выступал за единство Киева и Москвы[3].

Нашу собственную аргументацию укрепил неоспоримым образом прекрасный специалист в области канонического права протопресвитер Анастасий Гоцопулос, который показал, что в течение веков сам Константинополь на основании мнений его собственных историков и канонистов признавал юрисдикцию Русской Православной Церкви над Украинской Православной Церковью.

И самый сильный и неопровержимый, с научно-исследовательской точки зрения, аргумент: отец Анастасий обнаружил, в «Синтагматии» (списки иерархии – Συνταγμάτια) Константинопольской Церкви, которые описывают по иерархическому чину митрополитов, архиепископов и епископов, подчиняющихся Патриаршему престолу с XVII в. до сегодняшнего дня, не включена Киевская митрополия[4].

Нужны ли нам еще свидетельства? Показано предельно ясно, что Украинская Православная Церковь с XVII в. до настоящего времени не подчиняется Константинопольскому Патриархату, который, вступая в чужую юрисдикцию, совершает тяжелый канонический грех: он по-боевому и агрессивно-захватнически вторгается на чужую церковную территорию и создает расколы и разделения.

Поэтому являются ошибочными решения Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви, который проходил в августе этого года, и октябрьского Синода иерархии, которыми признается право Вселенского Патриархата предоставлять автокефалию.

Несомненно, Вселенский Патриархат имеет право предоставлять автокефалию, но только для церковных территорий, которые относятся к его юрисдикции.

Когда были предоставлены автокефалии Церквям Сербии, Болгарии, Румынии, Эллады, Албании, эти области относились к Константинопольской Церкви.

Может ли Вселенский Патриархат предоставлять автокефалии областям патриархатов Александрии, Антиохии, Иерусалима или новейших автокефальных Церквей? – Никоим образом. Тогда на каком основании он вторгается в юрисдикцию Русской Православной Церкви?

Мы не будем здесь заниматься ставшим особо обсуждаемым в последнее время вопросом о его особом статусе или о праве апелляции. Достаточно сказать, что в данной области действуют те же самые предписания на основании канонического предания Церкви.

Константинополь может выносить судебные решения по вопросам клириков его собственной юрисдикции, если они обращаются к нему с запросом, но не судебные решения по отношению к другим патриархам или предстоятелям, как с сильной канонической аргументацией показал митрополит Пирейский Серафим[5].

Это является также причиной, по которой никакая автокефальная Церковь до настоящего времени не признала ложную автокефалию украинцев. Существует также дополнительная причина, заключающаяся в том, что автокефалия была предоставлена не каноническим епископам, составляющим каноническую часть Церкви, но раскольникам, в то время как была проигнорирована и оказалась в пренебрежении каноническая Церковь, под руководством митрополита Онуфрия. В результате была создана в том же самом месте параллельная юрисдикция – в одном и том же месте два епископа, два Киевских митрополита: канонический и всеми признаваемый митрополит Киевский Онуфрий и раскольнический, созданный Константинополем лжепредстоятель Епифаний, которого признает только Константинопольский Патриархат, создавший его, и теперь, под давлением и при господстве этнофилетических факторов, бессильное руководство Элладской Церкви.

Полное пренебрежение священными канонами и тираническое вторжение церковных и внецерковных центров!

Как бы себя почувствовали элладские епископы, которые не рассудительно и не разобравшись поддержали лжеавтокефалию, если бы какая-нибудь высшая власть интронизировала в их епархии второго епископа с тем же самым титулом, если бы появился когда-нибудь «Второй архиепископ Афин», «Второй митрополит Фессалоник, Димитриады, Гревенский» и т.д. с последующими разделениями и сражениями между клириками и верующими?

2. Специальная и запланированная десятимесячная задержка признания.

Мы все знали и понимали, что в единодушном и монолитном негативном отвержении лжеавтокефалии всеми автокефальными Церквями слабым звеном была Элладская Православная Церковь.

Мы написали соответствующую статью[6]. В течение десяти месяцев Элладская Православная Церковь молчала и откладывала признание.

Мы сочли положительным, что она не поспешила сразу встать на сторону Фанара, и имели некоторые шаткие надежды, что большинство иерархов консолидируется с соборной совестью Церкви через соблюдение священных канонов.

Мы надеялись, что Элладская Церковь будет рассудительной по отношению к тактике Патриарха Варфоломея, действующего как папа Востока, как «первый без равных», который не будет учитывать права других Патриархов и предстоятелей и будет делать то, что хочет, и как хочет, как будто всемирный пастырь и глава Церкви.

Если архиепископ собрал бы быстро Синод иерархии, это произошло бы.

Поэтому для опровержения этой версии развития событий было выбрано откладывание и молчание, чтобы выиграть время и – благодаря действиям некоторых епископов через совместные молитвы, совместные Литургии и посещения – фактически признать раскольников.

Две специальные синодальные комиссии взяли на себя исследование вопроса в нужном направлении и для некоторых епископов, которые будто бы не знали, о чем идет речь, велась разъяснительная работа со стороны специалистов[7].

И когда эти планы продвинулись в достаточной степени, лжепредстоятель Епифаний стал гордиться, что Элладская Церковь уже de facto признала автокефалию, а Патриарх Варфоломей, предваряя мнение, суждение, позицию Элладских епископов, принял сам решение, как владыка по отношению к рабам, и за много дней до Синода иерархии провозгласил с уверенностью, что Элладская Церковь признает первой автокефалию украинских раскольников.

В первый раз архиепископ в Греции позволяет, чтобы была унижена и умалена таким образом иерархия и, конечно, не только по данному вопросу.

Напрасно некоторые руководимые гласом доброй совести епископы до Синода иерархии и особенно митрополит Кифирский Серафим[8], который до конца августа 2019 г. был также членом Постоянного Священного Синода Элладской Церкви, но и другие, а именно: Пирейский Серафим[9], Неамирнский Симеон[10], Керкирский Нектарий[11], а также на Синоде преклонный годами Каристийский Серафим[12] и Илийский Герман[13] с вышеуказанными, как и Дриинупольский Андрей[14], Этолийский и Акарнанийский Косма[15], Кесарьянский Даниил[16] – с особой силой, и Месогейский Николай[17] постарались опровергнуть завершающую фазу реализации зла и добивались того, чтобы принятие решения было отложено или был созван Всеправославный Собор.

Утвержденное заранее на Фанаре и в другом месте решение о признании должно было быть принято, как и произошло. Процедура вынесения решения как крайне сомнительная вызвала бурю протестов. Как подтвердили присутствовавшие епископы, не было проведено голосование, необходимое для важных вопросов согласно Уставной грамоте Церкви. А изготовленная на скорую руку «Декларация» Синода – по заявлениям митрополитов Кефирского и Пирейского – оказалась разрушительной: вместо передачи того, что произошло на заседании, она зафиксировала как решение то, что хотели его составители, без прочтения во всеуслышание.

Конечно, большинство иерархов Элладской Церкви сокрыло происшедшее, и признание раскольников Украины как автокефальной Церкви стало считаться как официальное деяние иерархии.

И, как «черешенку на торт» антиканонических действий, архиепископ Иероним несколько дней назад отправил лжепредстоятелю Епифанию посвященное воссоединению «Мирное письмо», в котором он официально признаёт его каноническим Киевским митрополитом – как будто не существует канонический митрополит Киевский Онуфрий! – и предстоятелем новой автокефальной Церкви. Данная Церковь (Православная Церковь Украины – ПЦУ) создана из недоброкачественного материала раскольников одиночными усилиями Патриарха Варфоломея, без согласия прочих автокефальных Церквей, за исключением Элладской Церкви, поддержавшей это признание после задержки и большой закулисной игры.

3. Патриарх Варфоломей, архиепископ Иероним и те, которые причащаются с украинскими раскольниками, являются подлежащими отлучению и разрыву Евхаристического общения.

«Мирные письма» представляют собой особый жанр церковной переписки и являются действительно мирными, а не псевдоэпиграфами.

При помощи этих писем новоизбранные предстоятели или епископы, как пишет в соответствующей своей статье блаженнейший архиепископ и профессор канонического права приснопамятный Иероним Коцонис, имя которого носит нынешней архиепископ, «стремятся показать также господствующий мир среди предстоятелей Православных Церквей и их нерасторжимое единство, поэтому эти письма называются также мирными посланиями, или взаимными, или мирными письмами, или общественными (письмами)»[18].

Следовательно, они предполагают, что существует и господствуют мир и единство между предстоятелями Православных Церквей, которые, к сожалению, отсутствуют в случае нового предстоятеля раскольничьей автокефальной церкви Украины.

Вступление и вторжение Константинопольского Патриархата на чужую церковную территорию, как враждебное и агрессивное действие, вызвало справедливое противодействие Русской Православной Церкви и автономной Церкви Украины, которые прервали Евхаристическое общение с Константинопольской Церковью и перестали на богослужениях поминать имя Патриарха Варфоломея, а теперь и архиепископа Иеронима.

Отлученных и преданных анафеме украинских раскольников могла восстановить только Русская Православная Церковь, наложившая на них наказание.

В каноническом праве Православной Церкви существует понятие о вселенскости (οἰκουμενικότης), соборности (καθολικότης), тождестве наказаний. Наказания, налагаемые одной Поместной Церковью, действительны на вселенском уровне для всех Церквей. Никакой другой епископ не может их упразднить.

Пишет известный сербский канонист епископ Никодим (Милаш): «Право снятия наказания или прощения приобретает через судебное решение определивший и наложивший наказание». Он опирается особо для подтверждения своего тезиса на 32-е Апостольское правило, которое определяет: «Если который пресвитер или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его…»[19]

Следовательно, раскольники Украины продолжают оставаться раскольниками и отлученными от Евхаристического общения, поскольку Русской Православной Церковью не было упразднено наложенное ею наказание, и всем известно, и множеством канонов утверждено, что те, которые вступают в Евхаристическое общение с отлученными и раскольниками, подлежат отлучению и прерыванию Евхаристического общения.

Патриарх Варфоломей, архиепископ Иероним и те, которые причащаются с украинскими раскольниками, подлежат отлучению и прекращению с ними Евхаристического общения.

Из многих священных правил показательно мы приводим следующее 11-е Апостольское правило: «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам».

12-е Апостольское правило: «Если кто из клира, или мирянин отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительных грамот: да будет отлучен и принявший и принятый».

33-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиками, или раскольниками».

2-е правило Антиохийского Собора: «…Да не будет же позволено, чтобы имели общение с отлученными от общения, ниже сходиться в домах и молиться с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной Церкви не принимать и в другой Церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном».

Так вот, где же видят зло и преувеличение новоявленные канонисты и представители Фанара, осуждая Церковь России, которая соборно наложила запрет на церковное общение и на поминовение Патриарха Варфоломея и архиепископа Иеронима?

4. Вводят войну в Церковь и после смеются при помощи «мирных писем».

Мир и благочиние достигается в Церкви, когда соблюдаются священные каноны.

Наоборот, бывают разделения и расколы, теряются мир и единство, когда через антиканонические действия нарушаются права Поместных Церквей.

Тогда начинается война, и происходит смятение и замешательство, как произошло и продолжает происходить в случае Украины.

Многочисленная Русская Православная Церковь в противостоянии с исторической Церковью Константинополя.

Миллионы русских православных в разрыве евхаристического общения с Константинополем.

Миллионы украинских православных канонической Церкви, претерпевающие гонения и поругания от раскольников.

Клирики всех иерархических чинов в атмосфере противостояния и враждебности. На Святой Афонской Горе разделение и гонения.

В Элладской Церкви разделенная иерархия и потерявшая согласие со спорами среди иерархов; паства в напряжении и беспокойстве о том, как избежать причащения с раскольниками.

В состоянии озабоченности все автокефальные Церкви. «Мирное письмо» архиепископа к раскольнику Епифанию не имеет никакого отзвука. Оно похоже на издевательство, когда совокупность остальных Церквей отказывается его признать.

Изобретателями и инициаторами всех этих уклонений и множества других нововведений оказываются Патриарх Варфоломей и находящиеся с ним клирики и оффикиарии (носители церковных наград – ὀφφικία), как храбро провозгласил старец Гавриил с Афонской Горы в эти дни в историческом открытом письме от 24 октября 2019 г., которое он послал Патриарху Варфоломею[20].

Среди этих инициаторов и архиепископ Иероним, который теперь без колебаний в своем «мирном» послании называет митрополитом Киевским, «весьма возлюбленного и любимого» особо, раскольника Епифания, которого он лобызает и к которому «сверхсладостно» обращается.

Куда пропал канонический митрополит Киевский Блаженнейший почтенный Онуфрий, которого еще и в «Диптихах» 2019 г. вы записали как митрополита Киевского?

Вы его низложили, вы его убрали? Однако он находится там с миллионами своей паствы, с тысячами клириков, с сотнями монастырей, и он принял, как предательский меч, ваше «мирное письмо», адресованное к находящимся вне Церкви украинским раскольникам.

Вы не выражаете мнение нас всех, когда посылаете «теплые приветственные молитвы почтенной иерархии, благочестивого клира и христолюбивого народа святейшей Церкви Эллады».

Вы выражаете только самого себя и тех, которые соглашаются с вами. Потому что вам удалось нас разделить: клир и народ, и, несмотря на это, вы предстаете как миротворец.

Как вы осмеливаетесь и указываете, как элемент единства с раскольниками, «те же самые церковные каноны, определенные святыми Вселенскими и Великими Соборами Востока», которые и те, и вы вместе с вашим сообщником Патриархом Варфоломеем упразднили без колебаний?

«Средостение» между раскольниками и православными не разрешено, как вы пишете, но остается и ждет их покаянного возвращения в каноническую Церковь, от которой они отделились.

Эпилог

Я напомню, в порядке завершения, о войне, расколах, изгнаниях, мученичествах, которые вызвало другое вторжение, выходящее за пределы канонических территорий, которое спровоцировал другой Патриарх – Феофил Александрийский против святителя Иоанна Златоуста, которого он осудил на изгнание на печально известном Соборе под Дубом в 403 г. в окрестностях Константинополя и разделил на десятилетия паству столицы и всю Церковь, сотрудничая с политическими правителями и безнравственными клириками, как и теперь происходит в Украинском вопросе.

Его предупредил святитель Иоанн, чтобы он не нарушал священные каноны и не приступал к суду, выходящему за пределы его юрисдикции, обращаясь против своего собрата Патриарха, как сделал Каин с Авелем и как происходит теперь с митрополитом Онуфрием и с гонимыми православными канонической Церкви: «Не разрушай положение дел Церкви и не разделяй Церковь, ради которой Бог пришел во плоти; если же, не подчиняясь, ты нарушаешь каноны, принятые на Никейском Соборе 318-ю епископами, и судишь выходящим за пределы юрисдикции судом, ты перейди к нам в хорошо управляемый город, не нападая на Авеля по примеру Каина в поле[21], чтобы мы тебя прежде услышали»[22].

Церковные и политические правители превращаются во врагов и нападающих на Церковь, вводят войну в Церковь, которая, к счастью, не должна быть побеждена, потому что никакой человек не может победить Бога – Главу Церкви.

Потрясает и пробуждает слово предшественника Патриарха Варфоломея которое, кажется, адресовано к нему: «Нет ничего сильнее Церкви, о человек. Останови войну, чтобы ты не потратил свою силу. Не вводи войну на Небо. А если ты воюешь с человеком, или (твои войска) победили, или ты был побежден. А если ты воюешь с Церковью, тебе невозможно победить, потому что Бог всех сильнее»[23].

И другой великий предшественник патриарха Варфоломея – святитель Григорий Богослов, который не оставался даже двух лет на Патриаршем престоле, но ушел в отставку, когда обнаружил, что из-за него нарушается мир в Церкви, сказал в одном из трех своих слов, действительно мирных: «Мир возлюблен сладкий и по делу, и по имени… мир возлюблен, являясь всеми взыскуемым благом, но мало кем хранимый»[24].

Существует ли лучший путь и лучшее условие для умиротворения Церкви, чтобы «мирные письма» посылались не как псевдоэпиграфы, но как письма подлинные и истинные?

Перевел с новогреческого игумен Дионисий (Шлёнов)


[1] Русский перевод по греческому тексту, опубликованному на сайте «Ромфея»: https://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/32887-to-eiriniko-gramma-tou-arxiepiskopou-dikaionei-tis-kataktitikes-energeies-tou-patriarxi-bartholomaiou.

Некоторые примечания расширены или добавлены без указания авторской ответственности.

[2] См.: https://www.patriarchate.org/theological-and-other-studies/-/asset_publisher/GovONi6kIiut/content/o-oikoumenikos-thronos-kai-e-ekklesia-tes-oukranias-omiloun-ta-keimena?_101_INSTANCE_GovONi6kIiut_languageId=el_GR.

[3] Протопресвитер Федор Зисис. Украинская автокефалия. Антиканоническое разделительное вторжение Константинополя (Πρωτοπρεσβύτερος ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ. Τὸ Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. Ἀντικανονικὴ καὶ διαιρετικὴ εἰσπήδηση τῆς Κωνσταντινούπολης. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις «Τὸ Παλίμψηστον», 2018).  См. русский перевод: http://www.pravoslavie.ru/118002.html.

[4] Протопресвитер Анастасий Гоцопулос. Украинская автокефалия. Вклад в диалог (ΑΝΑΣΤΑΣΙΟΣ ΓΚΟΤΣΟΠΟΥΛΟΣ. Οὐκρανικὸ Αὐτοκέφαλο. Συμβολὴ στὸν Διάλογο. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις «Τὸ Παλίμψηστον», 2019. См. русский перевод: Протопресвитер Анастасий Гоцопулос. Небольшой вклад в диалог по вопросу об украинской «автокефалии» // https://www.sedmitza.ru/text/8665914.html.

[5] См., например, русский перевод одной из актуальных статей: https://mpda.ru/publications/avtokefalija-ukrainy-iscelenie-duhovnoj-problemy-ili-dalnejshee-otkrytie-rany/, а также недавнюю публикацию: https://mpda.ru/publications/vazhnost-stojanija-v-istine-po-povodu-vyskazyvanij-mitropolita-gortinskogo-ieremii/.

[6] Протопресвитер Федор Зисис. «Единство Церкви находится под угрозой. Слабое звено Церковь Эллады» в сети, а теперь и в двойном специальном выпуске журнала Феодромия (Θεοδρομία) 21 (2019). Σ. 436–439.

[7] См. особо: Георгий Папафанасопулос. На отзвук иерархии по Украинскому вопросу (Часть 1). Сокрытие смыслов и незнание внутри и вне иерархии (ΓΙΩΡΓΟΥ ΠΑΠΑΘΑΝΑΣΟΠΟΥΛΟΥ, Στὸν ἀπόηχο τῆς Ἱεραρχίας γιὰ τὸ Οὐκρανικό (Α´ Μέρος). Κρυψίνοια καὶ ἄγνοια ἐντὸς καὶ ἐκτὸς τῆς Ἱεραρχίας), в сети: https://christianvivliografia.wordpress.com/2019/11/05/στὸν-ἀπόηχο-τῆς-ἱεραρχίας-γιὰ-τὸ-ο/. (на новогреческом языке).

[8] Серафим (Стергиулис), митрополит Кифирский (хиротония 2 июля 2005 г.). Здесь и далее приводятся кратчайшие данные о перечисляемых митрополитах Элладской Православной Церкви с указанием даты их епископской хиротонии.

[9] Серафим (Мендзелопулос), митрополит Пирейский (21 января 2001 г.; на кафедре с 19 марта 2006 г.).

[10] Симеон (Куцас), митрополит Неасмирнский (12 октября 2002 г.).

[11] Нектарий (Довас), митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийский (13 октября 2002 г.).

[12] Серафим (Рорис), митрополит Каристийский и Скиросский (24 ноября 1968 г.).

[13] Герман (Параскевопулос), митрополит Элеаский (3 октября 1981 г.).

[14] Андрей (Трембелас), митрополит Дриинупольский, Погонианский и Коницкий (28 января 1995 г.).

[15] Косма (Папахристос), митрополит Этолийский и Акарнанийский (8 октября 2005 г.).

[16] Даниил (Пурцуклис), митрополит Кесарьянский, Виронский и Имиттский (22 января 2000 г.).

[17] Николай (Хадзиниколау), митрополит Месогейский и Лавриотикский (30 апреля 2004 г.).

[18] См. слово «Письмо» (Γράμμα) // «Религиозная и нравственная энциклопедия» (Θρησκευτικὴ καὶ Ἠθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία). Т. 4. Στ. 637.

[19] Никодим Милаш, Православный епископ зары Долмации. Церковное право Православная Церковь. Афины, 1906. Σ. 727 (издание на греческом языке).

[20] В сети: http://aktines.blogspot.com/2019/11/blog-post_73.html.

[21] См.: Быт. 4, 8. «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».

[22] Епископа Елинопольского Палладия Диалог исторический о жизни и жительстве блаженного Иоанна, епископа Константинопольского Златоуста 8 // PG. Т. 47. Col. 28.

[23] Иоанн Златоуст, свт. Гомилия до изгнания, 1 // PG. Т. 52. Col. 429.

[24] Григорий Богослов, свт. Слово 22, мирное 2, сказанное в Константинополе при происшедшем в народе споре о некоторых епископах 1 // Έλληνες πατέρες Εκκλησίας. Τ. 1. Σ. 328.