Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия
title image

Выпускники Регентского отделения МДА провели итоговый концерт-экзамен по дирижированию

16 мая 2019 года в Большом актовом зале Московской духовной академии прошел итоговый концерт-экзамен по дирижированию выпускников Регентского отделения Московской духовной академии.

Началось мероприятие вечером — в 16:30. С четырех часов зал стал наполняться зрителями. Посмотреть концерт-экзамен учащихся Регентского отделения собрались жители Сергиева Посада, студенты, выпускники, преподаватели и ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий, а также родные и близкие выпускников. С особым волнением все ожидали появления на сцене участников концерта. И вот, этот момент настал.

Под объявление ведущего о начале первого отделения концерта на сцену выходит однородный женский хор. Друг за другом, по цепочке учащиеся Регентского отделения встают на свои места. Ведущий называет произведение, имя регента, его преподавателя, и одна из выпускниц встает на дирижерский подиум.

Регент берет камертон. Зал замирает. Хор предельно концентрирует внимание на каждом движении дирижера: тон, взмах рукой… И начинается концерт.

Концерт-экзамен открывает пасхальное произведение Д. Бортнянского «Приидите, воспоим».

Начинать всегда непросто. Особенно страшно дирижеру, когда он впервые встает перед огромным хором. Но так как концерт-экзамен проходит у выпускников духовного заведения — поддержку и облегчение они находят в словах молитвы. Именно они помогают оставаться стойким и делать главное в церковной музыке — доносить содержание текста до слушающих:

«Как будто выходишь и говоришь всем: “Христос Воскресе!” Когда мы перед началом выступления трижды пели Пасхальный тропарь, молитва помогла мне лучше настроиться на выступление; стало легче сказать свое «Христос Воскресе!». Ведь песнопение тоже звучит, как Пасхальный призыв: «Приидите, воспоим, людие, Спасово тридневное восстание”»,

 рассказала Мария Соколова.

Торжественная мелодия и пасхальная радость песнопения быстро развеяли страхи регента и участников. Хору и следующим выпускникам стало легче выступать.

Также пасхальным песнопением женский однородный хор завершил первое отделение концерта. Задостойник Воскресения Христова «Ангел вопияше» подарил собравшимся светлую радость.

Несмотря на ставшую за время проведенных спевок уже привычной обстановку, третьекурсницы все равно чувствовали волнение и страх.

«…Но я увидела горящие глаза, улыбки и поняла, что сейчас всё будет хорошо»,

— вспоминает София Левко.

Первое отделение содержало в себе богослужебные песнопения различных характеров. Присутствующие услышали хоровое исполнение пасхальных произведений, рождественских, песнопений, используемых на богослужениях особых праздников и святых. Также прозвучали песнопения, которые настраивают на покаяние, выражают упование и надежду на Бога и Его Пречистую Матерь.

После исполнения хором последнего песнопения, ведущий объявил антракт. Выступление вызвало большое количество эмоций и у зрителей, и у сдающих экзамен. Сойдя со сцены учащиеся выпускного курса обсуждали свое выступление, поздравляли уже сдавших экзамен и подбадривали к нему готовящихся.

Спустя 10 минут небольшого отдыха, в коридоре перед Актовым залом Московской духовной академии вновь стали выстраиваться певцы хора. На этот раз к женскому составу присоединился мужской: к выходу на сцену готовится объединенный смешанный хор.

Началось второе отделение концерта. На дирижерский подиум теперь выходят девушки, управляющие большим смешанным хором. Все повторяется: объявляют номер, регент берет камертон, задает тон, показывает ауфтакт — взмах и задержку рук, подготавливающие хор к началу пения. И снова тот же страх. Но регент обязан взять и себя в руки, и дать правильный настрой хору.

«Волнение, конечно, присутствовало, но оно было творческим. Когда перед тобой большой хор, и все ожидают твоего ауфтакта, приходит чувство ответственности за данную возможность быть здесь и сейчас», 

— поделилась Ирина Селезнева.

Подобно первой части концерта, во второй также звучали разнохарактерные произведения.

Строго и взволнованно хор спел тропарь «К Богородице прилежно» (в редакции П. Чеснокова). Слова «Потщися, погибаем от множества прегрешений», пропетые в высокой тесситуре, глубоко проникли в душу.

«Девочкам, управляющим смешанным хором, было страшно брать сложные произведения, потому что была некоторая неопределенность с мужским составом. Но так хотелось закончить учебу исполнив красивое произведение, что мы, рискуя, взяли то, что хотели. И ребята нас поддержали. Некоторые после учёбы и работы приходили проучивать партии. И, выходя к хору на концерте, мы были уверены, что певчие сделают всё, чтобы нам помочь», 

— сказала Мария Чебан.

Контрастно прозвучало песнопение А. Кастальского «Свете тихий» №3 под руководством Анастасии Лёгкой. Технически сложные моменты произведения были удачно выполнены:

«Больше всего я переживала за теноров.  На словах “Достоин еси” подтекстовка и ритм отличаются от женской партитуры. На этом месте тенора всегда ускоряли и получалось так, что мы просто расходились…  Но на концерте все спели правильно», 

— вспоминала регент.

Хорошо запомнился публике кондак Крещению Руси диакона Сергия Трубачёва. Хором управляла Анастасия Мурзюкова:

«Когда я вышла к хору, я чувствовала его желание спеть так, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений и вопросов, для Кого и зачем мы это поем».

Понимание смысла, торжественное и яркое исполнение песнопения вызвали восторженную радость и у зрителя, и у певчих.

«Стоя там, на сцене, я поймала себя на мысли: а ведь эти минуты в Академии — последние в моей жизни… Все эти лица, преподаватели, это произведение — настоящее чудо, которое могло произойти только здесь!», 

— сказала Анастасия Мурзюкова.

Заключительным произведением итогового экзамена-концерта стало песнопение П.Г. Чеснокова «Ты моя крепость, Господи» под управлением Дарьи Дзюбы:

«Слова “Ты моя крепость, Господи!” помогли мне ещё до экзамена. Этот учебный год был довольно трудным. Когда я случайно услышала это произведение, была тронута тем, как музыка обрамляла здесь такие важные для меня слова. Решила, что именно со словами «Ты моя крепость, Господи»  я буду заканчивать свое обучение здесь, преодолев все искушения и испытания без страха, но с победой, потому что Господь всегда с нами и воистину Человеколюбец».

В завершение мероприятия к участникам концерта обратился заведующий Регентским отделением Московской духовной академии игумен Лазарь (Гнатив). От имени всех собравшихся в зале он поблагодарил преподавателей за их работу, а также весь певческий состав за нелегкие труды. В заключение игумен напомнил о смысле богослужебного пения:

«Выход к церковному хору — это своего рода проповедь. А проповедовать всегда непросто. Хотелось бы пожелать вам, чтобы Господь умножил ваши таланты. Чтобы Он сохранил вас от превозношения. От духовных опасностей, которые подстерегают всякого человека, обладающего такими талантами, которых нет у других. Мы знаем слова блаженного Августина: “Тот, кто поёт, тот дважды молится”. Я желаю, чтобы в вашей жизни это было действительно так: чтобы клирос и клиросное послушание для вас не было очередным искушением. Чтобы вы всегда шли на него с большой радостью. Потому что вы будете идти и славить Бога. Славить Матерь Божию и святых Его».

Справка:

Концерт-экзамен — итоговый экзамен по дирижированию, который показывает, чему научились студенты за 3 года обучения. Раньше в Московской духовной академии итоговая аттестация по дирижированию проходила в два этапа: первый был на Филаретовском вечере в декабре, а второй — весной выпускного года. В зависимости от успеваемости и желания студенты выбирали себе выпускную программу и выступали с ней в середине или конце 3 курса.

Первый этап — Филаретовский вечер — проходил в Большом актовом зале Московской духовной академии. На этом мероприятии выступал объединённый смешанный хор, в состав которого входили учащиеся МДА. Управляли хором выпускники Регентского отделения. Это и было для них экзаменом по специальности.

Второй этап — управление однородным женским хором из учащихся РО. Экзамен проходил весной выпускного класса в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника или в Малом актовом зале Академии. В комиссию входили преподаватели и заведующий Регентским отделением.

В связи с подготовкой к государственной аккредитации духовной школы, экзамен с Филаретовского вечера перенесли на окончание учебного года, а выступление в семинарском храме и Малом актовом зале — в Большом актовый зал. Теперь проводится единый концерт-экзамен для всех учащихся музыкального класса в середине мая. На нем выступает как однородный женский состав из учащихся Регентского отделения, так и объединенный смешанный хор Московской духовной академии.

Программа произведений однородного женского состава:

1. «Приидите, воспоим людие» (Д.С. Бортнянский) — Соколова М., класс преподавателя В.С. Митрофанова.

2. «Малое славословие» (диакон Сергий Трубачев) — Григорьева Е., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

3. «Блажен муж» (П.Г. Чесноков) — Сологуб С., класс преподавателя Н.Б. Волчковой.

4. «Кондак святителю Николаю» (Н.С. Голованов) — Кочергина Д., класс преподавателя В.С. Митрофанова.

5. «Свыше пророцы» (диакон Сергий Трубачев) — Алистратенко Е., класс преподавателя М.П. Шошина.

6. «Дух Твой Благий» (С.А. Дегтярев) — Горячева К., класс преподавателя С.И. Романенко.

7. «Воскресный тропарь 5 гласа» (диакон Сергий Трубачев) — Зубова З., класс преподавателя М.П. Шошина.

8. «Стихира по 50 псалме на Рождество Христово» (Б.М. Ледковский) — Шепельская С., класс преподавателя Н.Б. Волчковой.

9. «Под Твою Милость» (А. Копылов) — Очетова А., класс преподавателя А.А. Родионова.

10. «Предварившия утро» (П.Г. Чесноков) — Онищенко Е., класс преподавателя Н.Б. Волчковой.

11. «Светилен пророку Илии» (С. Бакай) — Ямпольская А., класс преподавателя Н.Н. Зиберт.

12. «Единородный Сыне» (А. Гречанинов) — Чумерина М., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

13. «Камо пойду от Духа Твоего» (В.С. Калинников) — Александрович Н., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

14. «Достойно есть» (П.Г. Чесноков) — Тихонова И., класс преподавателя С.И. Романенко.

15. «Ангел вопияше» (Н. М. Уваров) — Левко С., класс преподавателя М.П. Шошина.

Программа произведений объединенного смешанного хора:

1. «Хвалите Имя Господне» (А.В. Александров) — Селезнёва И., класс преподавателя В.С. Митрофанова.

2. «Предначинательный псалом» (диакон Сергий Трубачёв) — Ершова А., класс преподавателя С.И. Романенко.

3. «О Тебе радуется» (диакон Сергий Трубачёв) — Захарова А., класс преподавателя М.П. Шошина.

4. «Свете Тихий №3» (А.Д. Кастальский) — Лёгкая А., класс преподавателя А.А. Родионов.

5. «Тебе необоримую стену» (П.Г. Чесноков) — Полозова А., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

6. «Буди благословен день и час» (диакон Сергий Трубачёв) — Северина К., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

7. «Богородице Дево» (А.Т. Гречанинов) — Ихсанова З., класс преподавателя С.А. Серафимович.

8. «Отче наш» (В.С. Калинников) — Кривоногова М., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

9. «Воскликните Господеви» (А.Т. Гречанинов) — Панасюк А., класс преподавателя А.С. Стрельцовой.

10. «О, Пресладкий и Всещедрый» (П.Г. Чесноков) — Емельянова А., класс преподавателя С.И. Романенко.

11. «О Сладкаго Твоего гласа» (диакон Сергий Трубачёв) — Анисимова Е., класс преподавателя  М.П. Шошина.

12. «К Богородице прилежно» (П.Г. Чесноков) — Чебан М., класс преподавателя С.И. Романенко.

13. «Кондак Крещению Руси» (диакон Сергий Трубачёв) — Мурзюкова А., класс преподавателя А.А. Родионова.

14. «Ты моя крепость» (П. Г. Чесноков) — Дзюба Д., класс преподавателя А.А. Митрофанова.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея