Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия
title image

Академическая семья молилась на первых великопостных богослужениях (+ВИДЕО)

11 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, архиепископ Верейский Амвросий, учащие и учащиеся Московской духовной академии молились за первыми великопостными богослужениями.

Ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий начал богослужение чтением утренних молитв, ктиторских псалмов и шестопсалмия в Покровском академическом храме.

По окончании первого часа ректор МДА совершил молитвы на начало Святой Четыредесятницы, в которой все присутствующие на богослужении коленопреклоненно испрашивали у Бога оставления грехов, крепости духовной и достойного причащения Божественного Тела и Животворящей Крови Христовой Великим постом.

После завершения вечерни архимандрит Венедикт (Князев) совершил заупокойную литию.

Богослужения в храме преподобного Иоанна Лествичника совершил иеромонах Клавдиан (Меньшиков).

Вечером того же дня архиепископ Амвросий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

После повечерия владыка обратился с проповедью ко всем присутствующим:

“Наша брань не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.” (Еф. 6:12).

Одним из проявлений христианской духовной жизни является, дорогие братья и сестры, внутренняя борьба за то, чтобы Христос побеждал и царствовал в наших сердцах. Эта брань не против тех, кто вовне, не против людей, а против искушений, помыслов, порывов и побуждений, ведущих к совершению зла. Эта брань совершается с немалым усилием и душевным напряжением. Она бывает и невыносимо тяжелой, но цель её — стремление сохранить верность Христу, ведь только он может укротить бурю и подать спасающую руку, разоблачить те внутренние движения, посредством которых грех входит в человеческое сердце. Сердце… Оно — престол мудрости и благородства; оно заявляет о нас как о личностях и сродни тому, что мы на своем языке называем совестью. Но из него же исходят “убийства, любодеяния, лжесвидетельства, хуления”. Оно по сути — поле боя, на котором непрестанно совершается битва между Богом и дьяволом. Битва за каждое сердце человеческое. Наша брань на стороне Бога против духов злобы представляет собой тот единственный ратный путь, который можно именовать добрым.

Эта брань рождается с отрицанием от сатаны и сочетанием со Христом в Крещении; совершается в уповании на победу, уже одержанную нашим Воскресшим Господом, и приводит к укреплению веры и ещё большему единству с Богом.

В этой брани мы нередко оказываемся побежденными. Тогда, когда рассчитываем на свой ум, силы и опыт; тогда, когда забываем о своих слабых сторонах и об успехах дьявола в борьбе с христианами. Мы проигрываем брань, когда отказываемся внимательно наблюдать за знамениями нашего времени.

Есть три величайших достижения сатаны в его борьбе против нас. Первое заключается в том, что ему удалось извратить дух христианского подвижничества и подменить его внешним формальным исполнением обязанностей. Мы крестились и облеклись во Христа, и жить призваны в Нем, дабы стать причастниками Божественной благодати. Но вместо этого христианская жизнь все больше сводится к внешним формам, некой субкультуре, к формализму, которые порождают нашу удовлетворенность собой и прекращение движения во времени к вечности. Я хожу на утренние и вечерние молитвы, акафисты и богослужения? Конечно. Я исполняю послушание? Исполняю. Выстаиваю службы? Да. Еще и пою на них, и читаю. Разве я не так живу? Я, кажется, не только не имею недостатка, но Бог мне еще остается и должен… Ведь я в Лавре преподобного Сергия. Почти уже предопределен ко спасению… Теплохладность, косность, нежелание работать над своим внутренним миром, вести сердечную брань с усыпляющими миродержителями тьмы века сего, упование на внешние признаки христианской культуры и отсутствие духа христианской жизни — все это свидетельствует о нашем разложении и достижении дьяволом своей цели, которая так замечательно отображена в “Письмах баламута” К. Льюиса.

Вторым достижением лукавого стало то, что ему удалось исказить наше отношение к Божественному Причащению, к принятию Бога в Таинстве Святой Евхаристии. Хлеб насущный, ежедневное пропитание, лекарство от страсти, нерадения, от греховных наклонностей и духовных болезней мы превратили в роскошь. Христиане приступают к Святому Причащению крайне редко. Еще есть немало храмов, где не причащают совсем на Рождество и на Пасху, где сами священнослужители создают препятствия верующим к их соединению со Христом в таинстве Евхаристии, где бытует печально ошибочное мнение, что причащаться часто – чуть ли не грех, и можно лишь в посты, и тогда это спасительно.

Но разве можно любить и не стремиться к встрече и единению? А если не любишь, что смогут дать эти несколько причащений в год, если в жизни не дышишь ожиданием встречи с Богом и желанием причаститься Его Божественных Даров.

В конечном итоге причастие из животворного Таинства, совершаемого для всей христианской общины, нередко становится неким чином, на который приходят попеть, почитать, постоять, а когда Христос приглашает: “Приимите, ядите, Сие есть Тело мое”, “Пийте от Нея вси! Сия есть Кровь моя Нового Завета, яже за вы, и за многия изливаемая”, и Церковь приглашает: “Со страхом Божиим и верою приступите”, делают вид, что не замечают, не слышат… Но если Христос не для вас, кто тогда вы? Чьи? Разве Христовы?

И третьим достижением сатаны стало то, что христиане в большинстве своём не принимают больше Христа как Слово в своем личном духовном делании. Кто из нас ради того, чтобы напитать свою душу живительной влагой и необходимой пищей, читает ежедневно Священное Писание и чувствует в этом непреодолимую потребность? Кто из нас изучает Святых Отцов?

Наше знакомство со Священным Писанием происходит лишь в храме, где ограничивается паремиями, которые мы пропускаем мимо слуха и сердца, апостольскими и евангельскими зачалами. Студенты Духовной академии конечно изучают его. А как часто мы открываем Священное Писание дома? Мы забыли и даже не знаем, что благодаря устным наставлениям и чтению христиане способны приобщаться благодати Святого Духа.

Миряне ограничили чтение церковью, в монастырях и духовных школах — еще и трапезой, хотя за трапезой чтение святых отцов было введено не ради наставления, а в большей  степени ради молчания братии во время еды. Впрочем, конечно, иногда, крупицы мудрости и святых слов попадают на почву нашего сердца, но этого недостаточно для того, чтобы вооружиться на брань против духов злобы поднебесных. Слово Божие — наше непрерывное дыхание. Если мы перестанем дышать, останемся ли мы жить?

Вот эти три огромных достижения врага нашего рода, дорогие братья и сестры, делают нас, христиан, слабыми и немощными. На фоне их жизнеутверждающие слова святого апостола Павла звучат в наших устах как поразительный вопрос: “Для меня жизнь — Христос?”.

Во все времена христиане призваны различать подлинное и подделку,  истину и ложь, формальность и суть. Ум, поглощенный поверхностными, внешними вещами, не способен ни понять, ни оценить вещей духовных.

Зная сильные стороны нашего противника, потщимся, дорогие братья и сестры, исправить наши слабые стороны, мешающие действию Духа Божия в духовной брани на нашей  стороне. Бог желает в каждом из нас видеть благословение для Своей Церкви, а не поражение. Никогда не поздно, пока живем на этой земле, исправить и уврачевать промах, выразить согласие с Божественной волей о нас. Христианин — это борец, подвижник. Подвизаться — значит трудиться, действовать, восставать против воюющего дьявола. Не будем полагать пределов своему пути — он бесконечен. Этот путь, совершаемый в борьбе, ведет нас на вершину. А наша вершина — небо. По этому пути прошли многие святые. Но Бог и нас готов по нему провести. В жизни, где есть труд, подвиг и доверие Богу, нет места ни усталости, ни скуке, ни эгоизму, какой бы тяжелой ни была духовная брань. Пусть каждый день приносит нам радость от устремления к Богу, а вся жизнь будет наполнена ежедневным пребыванием со Христом. Аминь».

Справка:

На богослужениях в Покровском академическом храме пел первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

В семинарском храме пели три смешанных хора под управлением Е.А. Лисициной, В.С. Павловой и С.П. Боровинской.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея