Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Ректор, преподаватели и студенты МДА поднялись в пещеру преподобного Антония Великого

Рано утром 11 мая, в 6 часов, делегация Московской духовной академии поднялась на гору Колзим. Там в пещере подвизался человек, которого принято считать основателем еремитского монашества, основоположником отшельничества, — преподобный Антоний Великий.

Святому Антонию было двадцать лет, когда он однажды вошел в храм и услышал: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Он раздал наследство нищим и поселился возле одного праздного старца. Вскоре Антоний ушел в Фиваидскую пустыню и 20 лет жил в развалинах военного укрепления на берегу Нила. Он претерпел много искушений от диавола. Во время гонений в 311 году Антоний пришел в Александрию и ободрял христиан. После Миланского эдикта он поселился в пещере у Красного моря, в Писпирских горах на берегу Суэцкого залива. 37 лет Антоний подвизался в этой пещере.

Внизу под горой и сейчас находится монастырь, который посвятили преподобному Антонию после его смерти. Его построили ученики святого еще при жизни подвижника. Сюда Антоний спускался на богослужения и общие трапезы. Наверх от монастыря ведёт лестница примерно в 1700 ступеней. Путь в пещеру святого Антония составляет около 2,5 км.

Перед входом в пещеру делегация Академии спела молебен преподобному Антонию Великому, и ректор МДА архиепископ Верейский Амвросий прочитал молитву святому подвижнику. В пещеру ведет узкий проход шириной 0,5-1 метр и длиной метров пять. Ректор, преподаватели и студенты пролезли внутрь и спели там тропарь и величание святому Антонию. Свет внутри только от свечей. Там стоит маленький престол и несколько икон. За престолом — место, где преподобный Антоний Великий спал.

Пока делегация пела молебен, вниз с горы спустился отшельник Лазарь, который живет здесь уже 25 лет. Он с радостью рассказал о себе и ответил на все вопросы.

Лазарь — австралиец, много лет он преподавал философию в университете в Австралии. Когда приходил новый курс, он спрашивал: есть ли верующие? Находилось несколько человек, чаще всего девушки. Тогда он предлагал им уйти: «После моего курса вы перестанете верить в Бога». Так христианскую Церковь покинуло много людей, о чем отшельник переживает до сих пор.

Но потом у Лазаря от рака умерла мама. Он почувствовал, что остался совсем один, что источник его жизни исчез. Философ затосковал. Однажды один студент отвез его в сербский православный монастырь в Австралии, где была икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». Все клали перед ней три земных поклона и прикладывались. Лазарь тоже решил сделать поклон, раз все их делают.

Он сделал первый поклон. Коснувшись лбом пола, он почувствовал себя ребенком в утробе матери — слабым, беззащитным, — который чувствует любовь своей мамы и дышит с ней одним дыханием. Лазарь заплакал.

Второй поклон. Прикоснувшись к полу, Лазарь услышал голос за спиной: «Я буду тебе мамой». Он обернулся, решив, что какая-то добрая женщина утешает его. Но сзади никого не было.

Лазарь сделал третий поклон перед иконой. Склонив голову, он снова услышал: «Я буду тебе мамой». Он поднял глаза и увидел, как от иконы отделилась Матерь Божия и протянула свои руки к нему. Рыдающий философ бросился к иконе.

После странствий по миру в поисках места, где он мог бы остаться навсегда, Лазарь услышал о подвиге святого Антония Великого. Он приехал в Коптскую Церковь и просил Святейшего Патриарха Шенуду III, чтобы он позволил ему поселиться возле кельи Антония. После долгих колебаний Патриарх благословил. Сейчас Лазарь живет в пещере неподалеку от пещеры святого Антония. Пару раз в неделю он спускается в монастырь за пищей и водой. У себя в келье Лазарь совершает богослужения, молится и трудится. Его лицо светло, а в глазах — детская радость. Он обрел свою Маму и нашел друга и наставника в лице Великого Антония.

Справка:

Анахорет — монах, который живет уединенно, вдали от всех, ни с кем не пересекается и несет свои подвиги в полном одиночестве. Этот вид монашества появился во время гонений, когда люди в одиночестве уходили в пустыню и не возвращались. Пример такого монашества — святой Павел Фивейский.

Еремит — монах, который живет уединенно и несет свои подвиги в полном одиночестве, но по воскресеньям и праздникам он собирается вместе с другими еремитами в храм, участвует в богослужении и в общей трапезе. Основателем такого вида монашества считают святого Антония Великого. Еремиты могли жить в пещерах, кельях или скитах. Объединение всех мест подвижничества еремитов, привязанных к одной церкви или одному святому, называлось лаврой.

Киновит — монах, который живет в монастыре вместе с другими киновитами. Это совместная жизнь, при которой монахи выстраивают из монастыря настоящий экономический центр ближайших регионов. Основателем такого монашества считается святой Пахомий Великий, а примерами монастырей — лавра Пахомия и монастырь Шенуды в Верхнем Египте. Это были настолько развитые монастыри, что они оказывали решающее влияние на жизнь всего Верхнего Египта и практически не зависели от государственной и церковной власти.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея