Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Образец покаяния: в Академии молитвенно почтили память преподобной Марии Египетской

13-14 марта, в Неделю 5-ю Великого поста, архиепископ Верейский Амвросий совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском академическом храме. На воскресных богослужениях ректор, духовенство и учащиеся молитвенно почтили память преподобной Марии Египетской.

«Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демона креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная».

Всей Православной Церкви и каждому христианину известно житие преподобной Марии. Житие юной девушки, некогда запятнавшей себя пороком и страстью и ставшей образцом святости и примером покаяния для всех нас. На примере преподобной Марии Церковь показывает нам, что любая, даже самая безумная, страсть становится бессильной, если человек всем сердцем обращается к Богу и причащается Святых Христовых Таин.

13 апреля в Покровском академическом храме прошло всенощное бдение. Его совершил архиепископ Верейский Амвросий в сослужении духовенства Покровского храма.

Перед чтением кафизм студент 1 курса магистратуры чтец Дионисий Ким произнес проповедь на тему истинного покаяния на примере преподобной Марии Египетской:

«Великий пост подходит к завершению, и пример той, что была вначале блудницей, а затем стала великой подвижницей, призван обратить к покаянию и дать надежду тем, кому кажется пройденной “точка невозврата”, тем, кому кажется, что есть грех, который Бог может не простить. Никогда не поздно принести свое покаяние! Какими бы не был одержим страстями человек».

«Всех нас от падения во страстях удерживает Милосердие Божие. Потому Господь предупреждает: “Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Мф. 26, 41)»,

— сказал он.

14 апреля архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию.

Во время причащения духовенства  проповедь произнёс студент 4 курса бакалавриата чтец Михаил Быков. В ней он в частности  сказал:

«Когда человек находится ближе всего к Богу, он явственно и четко осознает свою греховность, свое недостоинство, а чтобы приблизиться к этому осознанию — нужно действенно переступить через себя, показывая это своими поступками на деле. Чтобы достигнуть Царства Небесного, нужно приложить немало усилий, и самая страшная борьба – это борьба с самим собой».

После богослужения архиепископ Амвросий обратился с проповедью к прихожанам храма:

«Всех   вас, дорогие   отцы, братья и   сестры, сердечно приветствую   и поздравляю с воскресным днем  и днем памяти преподобной матери   нашей Марии Египетской.

Сегодняшнее   евангельское чтение  каждому из нас, носящему   христианское имя, показывает честный путь в направлении к той вечности, к которой мы идем по земному пути. Оно показывает тот итог, который нам доверяет Бог. И это не Царство Небесное, это не вечное блаженство, это не всё то, что мы можем своими земными категориями в качестве образа себе представлять как некий результат, как плод неких наших заслуг и как кажущуюся нам благодарность Бога за все наши молитвы и посты, подвиги, аскетические усилия, добрые дела, веру.

Господь очень просто и очень ясно сказал своим ученикам: “Можете ли пить чашу, которую Я пью? Или креститься крещением, которым Я крещусь?” Эти ученики подобно нам – людям живущим сегодня — захотели быть рядом с Богом и занять какое-то особое место в том царстве, которое они сами себе представляют. Может потому, что они чаще всего были свидетелями уединения своего Учителя, ведь именно Иаков и Иоанн видели преображение Христа на Фаворе и Его беседу с явившимися из вечности ветхозаветными праведниками. Может потому, что они в своем обществе занимали лучшее положение нежели другие апостолы: были более образованы, имели большие материальные возможности. Об этом можно лишь рассуждать. Но они, а следом за ними и мы сегодня очень часто хотим быть лучше других, занять более почетное место, восседать вместе с Богом и как бы взирать на всех остальных свысока.

Но Господь отрезвляет и учеников, и нас с вами. И Он говорит о том, что ничего нам не обещает, кроме чаши, которую Он испивает Сам, и крещения, которым Он крестится. Крещение не в водах Иордана. Крещение как погружение. Погружение в воды бесславия,   бесчестия, неблагодарности, поругания, злобы, клеветы, несправедливости, неприязни — всего того, что Господь испытал в Своей земной жизни от людей. Именно в эти воды полностью, без всякого остатка Он обещает погрузить всех тех, кто за Ним последует, и подобно царю, который в свое время от своей чаши давал пить гостям, предлагает нам испить Свою чашу. Чашу отвержения, чашу Гефсимании и чашу Креста. И больше ничего не обещает. И лишь говорит: “Я не могу определить вашу дальнейшую судьбу, но вас ждет то, что уготовано вам Отцом моим Небесным. А Я предлагаю лишь чашу и крещение”.

Поэтому всякий раз, когда мы приступаем служить Богу, мы должны понимать, что христианский путь не возможен без этого погружения в воды отвержения и скорби. Мы должны понимать, что не восходить от силы в силу в виде славы, в виде каких-то земных плодов, в виде очередной ступеньки на лестнице карьерной жизни, как сейчас говорят в миру, мы должны стремиться, идя за Христом, а помнить, что Он обещал только чашу страданий и погружение в воды Его бесславия и Крестного пути.

Вся жизнь исполнена потерь: чем человек дольше живет, тем больше он ощущает потери; теряет способность хорошо видеть, как в молодости слышать, теряет способность быть более энергичным и здоровым, теряет близких людей, родных и дорогих ему. Он теряет то, что, казалось бы, пришло в его руки навсегда, то, что он считает своим, но таковым не является: можно восстановить храм и его заберут, можно иметь очень многое и остаться  вмиг ни с чем. Это и есть путь, который каждый из нас на протяжении всей жизни должен осмыслять, потому что эти потери и есть погружение в Христовы воды, и есть питие от Его горькой, но живоносной чаши. Именно с этим словом обращается к нам, дорогие отцы, братья и сестры, сегодня Святая Церковь и позволяет нам вновь и вновь на нынешнем отрезке своего жизненного пути проверить свое сердце и понять, чего мы желаем, какие ожидания наполняют его, с кем оно: с учениками, желающими славы, власти и почета, или со Христом, Который ведет нас по иной дороге жизни, по дороге, на которой мы подчас забываемся.

Но Церковь вновь и вновь отрезвляет нас Его словами и позволяет нам вновь вспомнить о нашем призвании, о тех чувствах, с которыми многие из нас в Церковь пришли – в Церковь гонимую, отверженную, не обещающую ничего, но сегодня внешне торжествующую, а внутренне все более оскудевающую. Оскудевающую нашей   скупостью, нашей слабостью, нашими нафантазированными никчемными ожиданиями, которые не имеют никакой ценности в сравнении с тем Крестом и с тем крещением, о которых сказал Господь в сегодняшнем Евангелии. Пусть это напоминание будет действенным в каждом из нас, дорогие братья и сестры».

Справка:

Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил архиепископ Верейский Амвросий. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонах Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, игумен Дионисий (Шленов), иеромонах Варнава (Лосев), игумены Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Мелетий (Соколов), Пантелеимон (Бердников), Герасим (Дьячков), иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонах Аполлинарий (Панин), иерей Виталий Шелестенко, иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Фаддей (Прядун), Онуфрий (Сонькин), Василий (Муса), Дамиан (Воронов), иерей Евгений Кутырев; диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, иеродиакон Борис (Зелюченко), диакон Сергий Пуртов, иеродиакон Иннокентий (Глазистов).

Божественную литургию совершил архиепископ Амвросий. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), иеромонахи Марк (Святогоров), Варнава (Лосев), игумены Адриан (Пашин), Филипп (Жиляков), Мелетий (Соколов), Пантелеимон (Бердников), Герасим (Дьячков), иеромонах Феодор (Юлаев), иереи Александр Кузнецов, Дмитрий Барицкий, иеромонах Аполлинарий (Панин), иерей Виталий Шелестенко, иеромонахи Вячеслав (Сорокин), Фаддей (Прядун), Онуфрий (Сонькин), иерей Евгений Кутырев, иеромонахи Дометиан (Курланов), Нектарий (Райкович), Дамиан (Воронов); диаконы Иоанн Зорин, Ексакустодиан Герасимович, Сергий Шумских, иеродиакон Борис (Зелюченко), диакон Сергий Пуртов, иеродиакон Иннокентий (Глазистов).

На воскресных богослужениях пели первый академический хор под управлением игумена Никифора (Кирзина) и второй академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Пресс-служба МДА

Фотогалерея