Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Епископ Питирим совершил Литургию в день своего тезоименитства и первый день учебного года

1 сентября, в первый день нового учебного года, Православная Церковь совершает память священномученика Питирима, епископа Великопермского.

Святитель Питирим жил в XV веке и был настоятелем Чудова монастыря. Он после мученической кончины святителя Герасима Пермского принял на себя управление Пермской кафедрой и продолжил несение креста своего предшественника. Являясь архипастырем всей Пермской земли, святитель особенно заботился о мире в ее пределах и потому посвятил всего себя делу проповеди среди местных враждующих народностей: зырян и вогулов. Своей проповедью он обратил ко Христу множество людей, и в 1456 году, во время освящения вод, отдал Богу свою душу от руки языческого предводителя Асыки.

1 сентября епископ Звенигородский Питирим совершил первую Божественную литургию в качестве ректора Московской духовной академии, а накануне – всенощное бдение в Покровском академическом храме.

Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился игумен Дионисий (Шленов):

Жизнь во Христе, жизнь в Церкви — это жизнь благодатная. Это жизнь, которая ведется не в страхе перед наказанием, а жизнь, которая ведется стремлением к Божественной милости.

Сегодня, в начале учебного года, откроем наши сердца для того, чтобы вмещать в себя Божественную мудрость, чтобы уметь жертвовать, уметь отдавать себя, уметь проникаться богословием с полной самоотдачей, потому что иначе нам не взять ее неприступной твердыни.

Будем помнить стих из священной Псалтири: «Научитесь и уразумейте, яко Аз есмь Бог». Потому что школа – это место научения. Это место открытия своей души для Бога и Божественной правды.

По окончании Литургии иеромонах Марк (Святогоров) зачитал поздравительное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю начала учебного года, а затем владыка ректор совершил молебен на начало 2019-2020 учебного года.

После молебна епископ Питирим обратился с поздравительным словом ко всем присутствующим, профессорам, преподавателям и студентам Академии:

Ваши высокопреподобия и преподобия, уважаемые профессора и преподаватели, дорогие студенты, братья и сестры! С чувством светлой радости и сильного волнения приветствую всех вас в стенах родной alma mater, в которой прошли, нет, пронеслись самые лучшие годы моей жизни — двенадцать счастливых лет ученичества и учительства! Чтобы в полной мере ощутить, насколько блаженной была эта пора, мне нужно было пережить семь очень трудных, но незабываемо прекрасных лет вдали от родины, в среде иноплеменников-иноверцев с их древними традициями и культурой, познать загадочный пыльный и знойный Восток, нежно полюбить и мучительно возненавидеть его. Таково одно из непостижимых свойств русской души — одновременно любить и ненавидеть.

Приобретя бесценный опыт созидания новой епархии, подъяв по мере своих немощных сил бремя апостольское, я вновь оказался Промыслом Божиим в стенах, казалось бы, потерянной и вдруг счастливо обретенной любимой и дорогой моему сердцу Московской духовной академии. Не передать словами, как мне не хватало в моей горной пустыне динамичной, остроумной, пытливой, иногда пугающе строгой, но чаще добродушно-веселой академической среды — этих умных глаз, ученых речей, захватывающих дискуссий и незабываемых историй из уст убеленных сединами академических старцев. С каким словом может обратиться к вам, уважаемые учителя и наставники, тот, кто сам готов слушать ваши мудрые речи день и ночь? Какое назидание способно тронуть души молодых людей, каждый день слушающих множество назиданий?

Еще будучи студентом Академии, знакомясь с трудами знаменитых церковных историков, наших и особенно зарубежных, я не раз претыкался на одном месте, касающемся жизни выдающихся учителей Церкви, таких как святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, или преподобный Иоанн Дамаскин. Получив блестящее светское, как правило, языческое образование, эти столпы Церкви оставляли мир и уходили в монастырь с суровым уставом в послушание к невежественным, грубым, но святым старцам. Подорвав свое здоровье в суровых аскетических подвигах, став практически инвалидами, те, кого Церковь будет именовать Вселенскими учителями, как бы отказывались от всех своих знаний, отрекались от учености, принося ее в жертву Богу.

Характерное свойство человеческого ума состоит в том, что нам легче познать и запомнить то, что мы любим. Но то, что мы любим, пленяет нас и начинает обладать нами. Сколько удивительных шедевров создал человеческий гений в литературе, искусстве, архитектуре! Сколько чудных открытий совершает просвещенный дух в самых разных областях науки! Способность к творчеству и научным исследованиям раскрывает в нас образ Творца и таит в себе источник пленительного наслаждения, столь упоительного, что вкушающие от него становятся вечно алчущими и жадущими. Свобода творчества раскрывает бесконечные горизонты познания. Но святой апостол Павел — пламенный проповедник христианской свободы — предупреждает: «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Столь значимая для светской науки и культуры свобода мысли и творчества в духовном измерении может оказаться настоящим пленом, когда ученый, писатель или художник обладают знанием, талантом и мастерством, а годами накопленные знания, трудами взращенный талант и филигранно отточенное мастерство начинают властвовать над ученым, писателем или художником. Чтобы сбросить с себя бремя этой зависимости, чтобы самим стать свободными обладателями этих сокровищ, подвижники уходили в пустыни, отдавая все накопленные ими знания, опыт и мастерство Богу, и Бог возвращал им это богатство, очищенное от магии земной привлекательности. Этим обоженым знанием святые отцы просветили весь мир, заслужив звание Вселенских учителей. Оставили потомкам богатейшее богословское наследие — океан Божественной, святой мудрости. Но и море мудрости человеческой продолжает пениться своими волнами. Конечно, безопаснее плавать в мирных водах святоотеческой мудрости. Но Господь заповедал Своим ученикам ловить души пловцов бурного житейского моря. И для этого ловцы душ человеческих должны уметь бороться с его волнами, дерзать ходить по его водам, не пасовать перед ловкостью и смелостью тех, кто считает его своей стихией.

Современные проповедники Слова Божия в стенах духовных школ должны научиться искусству кормчего, ведущего корабль через девятый вал информационного шторма. В открытом бушующем море от знаний и навыков капитана зависят жизни людей. Но утишить разбушевавшуюся стихию может только Бог, спящий на корме корабля. Спящий, чтобы испытать тех, кому Он вверил корабль, научить их самой первой молитве апостолов: «Наставниче, наставниче, погибаем!» (Лк. 8:24). Искусство молитвы — самое трудное и важное в жизни христианина — совершенно забытое светским образованием, в духовных школах имеет первостепенное значение. Находясь в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, учащие и учащиеся Московской духовной академии имеют уникальную возможность получать духовное окормление у лаврских духовников. Синергия Лавры и Академии продолжается более двух веков с перерывом в тридцать лет с 1919 по 1949 год. Из большой кельи преподобного Сергия ежегодно выходят особые люди, даже внешне отличающиеся от своих современников. Эта инаковость отражает состояние просвещенного духа и дисциплинированного ума. Очень важно сохранить ее, пронести через все трансформации реформы духовных школ, чтобы образование в них оставалось именно духовным. Для этого необходимо поддерживать воспитательную работу на высоком уровне, свято чтить многолетние традиции духовного образования, завещанные нашими великими предшественниками — митрополитом Филаретом Московским и протоиереем Александром Горским, при которых Московская духовная академия достигла своего расцвета.

В последние годы Академия заметно расширилась, обустроилась, стала современным научно-образовательным центром Русской Православной Церкви стараниями двух ее ректоров — архиепископов Верейских Евгения и Амвросия. Первый — мой главный духовный наставник, сформировавший меня как монаха и священника, подготовивший к архиерейской хиротонии. Рекордно долгий период возглавлял владыка Евгений Московскую духовную академию. У нас, его подчиненных, складывалось убеждение, что сам преподобный Сергий желает, чтобы этот светильник как можно дольше горел на свешнице духовного образования. Ректорство же владыки Амвросия было столь ярким и насыщенным, что за самый короткий срок ему удалось сделать то, на что у менее одаренных людей ушли бы годы. Принимая штурвал управления Академией у таких опытных капитанов, я молю Бога, чтобы Он укрепил мои слабые руки, малодушное сердце и унывающий дух.

Руководитель должен быть смелым, бодрым и уверенным в успехе того общего дела, которое он совершает вместе со своими подчиненными. Только при этом условии рождается сплоченная команда единомышленников. Надеюсь, что все мы станем такой командой — начиная от заслуженных профессоров и заканчивая студентами подготовительного отделения. Я очень не люблю давать обещания, но все же хочу заверить вас всех, что приложу все свои силы, знания и опыт, чтобы и хозяйственно-бытовая жизнь Академии оставалась на должном уровне, и научная сфера развивалась, не уступая светской науке, и воспитательный процесс формировал в стенах духовной школы нравственно ответственных и духовно одаренных личностей, которыми Академия сможет гордиться. Прекрасно понимаю, что одних моих усилий будет недостаточно. Поэтому надеюсь на вашу помощь, дорогие профессора, преподаватели, студенты и сотрудники Академии. Ведь мы с вами находимся под тройной защитой и покровительством — в обители Пресвятой Троицы, под покровом Царицы Небесной и молитвенным заступничеством преподобного Сергия Радонежского.

Затем, по случаю тезоименитства епископа Питирима, архимандрит Венедикт от лица всего академического духовенства поздравил ректора Московской духовной академии:

Ваше Преосвященство, дорогой владыка Питирим, позвольте мне сказать несколько слов приветствия в связи с Вашим назначением ректором Московской духовной академии. Промыслом Божием и определением Священного Синода бывший ректор архиепископ Амвросий будет нести церковное послушание непосредственно в Москве, в Сретенской духовной семинарии, а Вам определено быть ректором Московской духовной академии.

Духовная академия отличается от светского учебного заведения тем, что наши школы помимо образования дают и воспитание. Вот эти два аспекта должны быть усвоены выпускниками и студентами нашей школы. Это будет определять дальнейшее церковное служение.

Сегодня день памяти святителя Питирима, епископа Великопермского, и начало учебного года. С этими датами мы приносим Вам поздравление и желаем Вам от Господа Божией помощи, крепости сил и успешного несения своего нелегкого церковного послушания на поприще церковного образования.

Также с поздравительным словом епископу Питириму выступил иеромонах Марк (Святогоров) от лица архиепископа Верейского Амвросия, ректора Сретенской духовной семинарии:

Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка ректор, позвольте принести Вам слова поздравления по случаю начала учебного года, а также Вашего личного праздника, дня Вашего тезоименитства от ректора Сретенской духовной семинарии архиепископа Верейского Амвросия. Он просил Вас принять в дар архиерейский двойник с изображением Христа, а также образом явления Пречистой Владычицы преподобному Сергию. Пусть этот архиерейский двойник, когда Вы будете налагать его на себя для совершения богослужений, напоминает Вам о молитве за Вас владыки Амвросия.

Поскольку время скоротечно, и оно не позволило владыке Амвросию совершить прощальное богослужение здесь, он просил передать каждому из нас — профессорам, преподавателям, сотрудникам, студентам — свою благодарность за этот год, в который каждый из нас трудился, кто как мог. Он просил передать, что ремонт верхнего этажа академического корпуса и первого зала трапезной – это подарок к первому сентября, в деле формирования которого потрудились несколько человек: Андрей, Сергий, Константин и Ирина. Их непосредственным участием всё это удалось, и он просит помолиться о них. Также, дорогой владыка, от имени профессорско-преподавательской корпорации и всей нашей академической семьи примите в дар это святое умывало для совершения богослужения по случаю Вашего дня тезоименитства.

Справка:

Всенощное бдение в Покровском академическом храме совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Пантелеимон (Бердников), Лазарь (Гнатив), Адриан (Пашин), Дионисий (Шленов), Никифор (Кирзин), иеромонахи Варнава (Лосев), Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Феодор (Юлаев), иерей Александр Кузнецов, иеромонахи Аполлинарий (Панин), Фаддей (Прядун), Вячеслав (Сорокин), Кассиан (Плоский), Дометиан (Курланов), Варлаам (Череп), иерей Сергий Шумских, иеродиакон Борис (Зелюченко), диакон Димитрий Болычев, иеродиакон Иннокентий (Глазистов), диаконы Георгий Шабалов, Василий Вылчу.

На всенощном бдении пели первый академический хор под управлением Марка Качанкина и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

Божественную Литургию совершил епископ Звенигородский Питирим. Ему сослужили: архимандриты Венедикт (Князев), Платон (Игумнов), Иларион (Форкавец), Лука (Головков), игумены Адриан (Пашин), Дионисий (Шленов), Никифор (Кирзин), иеромонахи Варнава (Лосев), Марк (Святогоров), иерей Павел Лизгунов, иеромонах Феодор (Юлаев), Таврион (Смыков),  иерей Стефан Домусчи, иеромонах Аполлинарий (Панин), иерей Димитрий Барицкий, иеромонах Фаддей (Прядун), иерей Александр Кузнецов, иеромонахи Василий (Муса), Вячеслав (Сорокин), иереи Михаил Словцов, Даниил Алыев, иеромонахи Дометиан (Курланов), Варлаам (Череп), иерей Сергий Шумских, иеродиакон Борис (Зелюченко), диаконы Димитрий Болычев, Георгий Гуторов, иеродиакон Иннокентий (Глазистов), диаконы Василий Вылчу.

На Литургии пели первый академический хор под управлением Марка Качанкина и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

Пресс-служба МДА

Фотогалерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: