Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

title image

Доценты и студент Академии приняли участие в Третьих Международных Рупышеских чтениях

В Москве в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке 23 — 24 января 2019 года состоялись двухдневные Третьи Международные Рупышеские чтения, посвященные жизни и духовному наследию протоиерея Понтия Рупышева (1877 – 1939) и жизни основанной им и уже около века непрерывно существующей поныне уникальной церковной общины в с. Михново в Литве.

Доцент МДА М.В. Первушин выступил с докладом на тему: «Взгляд на совершенное христианство в трудах протоиерея Понтия Рупышева», в котором отметил, что сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни. Европейская цивилизация переживает постепенный возврат в язычество с характерным для него культом потребления. Вектор движения человечества, по сравнению со временем Константина Великого, изменился на противоположный. Мы вновь подошли к границе между эпохами. Именно потому так актуальны сегодня взгляды отцов Церкви и церковных писателей (в их числе и приснопоминаемый протоиерей Понтий) на христианскую жизнь, которые способны многое объяснить в христианстве для людей нашего времени — времени смены типа цивилизации. Доклад посвящен попытке увидеть в письменном наследии отца Понтия его отношение к монашеству, выявить каково понимание им совершенного христианства, и разобраться, что могло повлиять на его мнение об этом церковном институте.

Доцент МДА П.К. Доброцветов выступил с докладом на тему: «Воскресение души по учению блаженного Августина Иппонского и протоиерея Понтия Рупышева», в котором рассказал о различиях в понимании смерти и воскресения (относящихся не только к телу, но и к душе) у этих двух авторов. Если у блаженного Августина в его сочинениях (в особенности в «Толковании на Евангелие от Иоанна») говорится, зачастую, о душевной смерти от греха и последующем воскресении через покаяние и праведность, то у протоиерея Понтия речь идет преимущественно о добровольном аскетическом «умирании» – распятии себя «плотью» или «естеством» (т.е. низшей частью души) — страстям и миру для последующего прижизненного воскресения-преображения души в духе, сообразованном с благодатью Божией, и обретения новых, духовных сил для души и тела в последующей жизни во Христе. Свойствами воскресения души или духа по отцу Понтию являются радость и внутренняя свобода от стеснения тварной и греховной ограниченностью телесности, невлияния на душу скорбных обстоятельств, что несомненно является притягательным для сознательного христианина и должно служить ориентиром в духовной жизни и предметом церковной проповеди и пастырского руководства.

Студент 4 курса бакалавриата МДА чтец В. Юрченко выступил с докладом на тему: «Путь духовного возрастания по Духовному дневнику протоиерея Понтия Рупышева». Целью выступления было показать, каковы основные стадии духовного развития человека согласно взглядам отца Понтия. В основной части доклада были раскрыты три ступени духовного совершенствования: «Обращение ко Христу», «Крестный путь» и «Вселение Бога в человека». Первый этап предполагает отвращение человека от прежней греховной жизни и обращение его к новой – добродетельной. На начальной ступени меняется только ум человека. Средняя стадия является самой трудной и требует от христианина усиленной работы над собой, иными словами, аскезы, или очищения от греха. На этом этапе путем борьбы со страстями человек сообразует тело и душу со своим духом. Основными аскетическими средствами для достижения такого состояния служат различные подвиги (пост, терпение очистительных скорбей и др.). Конечная стадия – вселение Бога в человека, или исполнение Святым Духом, наступает при окончательном освобождении человеком всех своих сил от греха и достижении совершенства в добродетелях. Осветив основные моменты духовного становления христианина, автор сделал вывод, в котором подчеркнул следование отца Понтия святоотеческому принципу поэтапности духовной жизни. Особенно заметно во взглядах отца Понтия влияние святителя Феофана Затворника, который делит путь христианина на следующие этапы: обращение, очищение и освящение. Основной акцент отец Понтий делает на среднем этапе. И это является особенно актуальным в наше время, когда многие христиане останавливаются только на первой стадии – обращении. И только пройдя «Крестный путь»  возможно прийти к заключительному этапу – «Вселению Бога в человека».

Пресс-служба МДА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: