Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Академия

Билет 20

Пятая заповедь Закона Божия. Обязанности детей в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших по возрасту, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчинённым.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

«Отче наш…»

Почему отношение к родителям так важно для Господа?

Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?

Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…

Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»

Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит.

В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», — отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.

Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.

В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.

Грех Хама.Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме.

Ной выглядел очень плохо, он был пьян, лежал голый, его, наверное, вырвало – несложно представить, как это некрасиво выглядело. Ной был очевидно неправ. Хам позвал старших братьев и стал смеяться: мол, смотрите, пророка из себя строит, а что себе позволяет!

Сим же и Иафет вошли к отцу спинами, не глядя на его грех, и накрыли его, чтобы не видеть его наготу и его срам. Они не позволили себе даже глядеть в сторону отцовского греха.

Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Есть только одно исключение – когда родитель становится между Богом и своим ребенком, и мы знаем такие примеры из житий святых. Во всех остальных случаях надо смиряться.

Господь дал заповедь, но не сделал сноски, что в таком-то и в таком-то случае, вот при таких грехах родителей можно их не почитать. Поэтому если кто-то при вас начинает поносить своих родителей, даже если они пьяные, плохие, это, конечно, признак, что в душе этого человека, как в душе Хама, что-то разрушено.

Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!

Ханаанские народы – это народы, которые Господь заповедал Израилю полностью истреблять, когда Иисус Навин занимал Землю Обетованную. Это народы, в которых – и это знаменательно и очень страшно – в жертву приносились старшие сыновья. Понятно, что это была жертва не Богу – Ему такая жертва не нужна, это была жертва сатане. Хамство, заложенное Хамом, человеком, давшим название этому греху, дало такой результат.

А если сегодня посмотреть по сторонам – и речь здесь не только о почитании родителей, а об отношении к старшим в целом, — то мы увидим, как это хамство буквально разъело все вокруг. И это страшный показатель нашего народа.

Послушание Христа. Заповедь Божья – это когда Господь говорит человеку: «Будь подобен Мне». Каждая заповедь показывает, в чем и как человек может быть подобен Богу, дает возможность погружения в то, как живет Сам Господь. Открытие заповеди для человека – это богоуподобление. То есть, в том числе почитая родителей, человек открывает для себя законы внутри-Троической жизни.

Если с этой точки зрения мы прочитаем Евангельские тексты, мы увидим, сколько Христос говорит о Своем послушании Отцу. Апостол Павел говорит, что Он был послушен до Своей Крестной смерти.

Мы читаем в Евангелии, что Христос был в послушании у Иосифа и, наверное, работал подмастерьем, выносил стружки, подметал и прочее-прочее, что ребенок обычно делает.

А в Евангелии от Иоанна читаем потрясающий рассказ о чуде в Кане Галилейской. На свадьбе – есть предание, что это было у апостола Марка, он был родственник – кончилось вино. Это же позор на всю жизнь, завтра все будут говорить: «а, это тот Марк, у которого кончилось на свадьбе вино», кроме того, это просто потеря какого-то праздничного настроения, хотя они, конечно, не напивались там так, как это бывает сейчас на наших свадьбах. И Богоматери, бывшей там, не хотелось, чтобы было так нехорошо, чтобы омрачилась радость, и она говорит об этом Христу.

Христос говорит Своей Матери: «еще не пришел час Мой». Пресвятая Богородица с ним не спорит, она дает указание прислуживающим людям и таким образом мягко подталкивает Его к выполнению своего желания. И хотя в замысле Божьем этого не было, и «еще не пришел час», но Христос покоряется и творит чудо в послушание Своей матери.

В замысле Бога этого не было, представляете? Но Он это делает за послушание Матери!

Когда приходит понимание. Наше отношение к родителям очень сильно меняется при двух обстоятельствах. Когда они становятся старыми и немощными, а мы в силе, и когда у нас рождаются свои дети.

В первом случае мы возвращаем то, что когда-то получили сами. Может быть, нам придется кормить своих родителей с ложечки, как когда-то они кормили нас, переодевать их, может быть, они будут так же бессмысленны, как были когда-то мы…

Антихристианское общество борется за эвтаназию потому, что старик для него – это человек, который задержался, который мешает, от него уже нет пользы, он мешает обществу развиваться, как оно считает.

Но эта позиция не учитывает, что для того чтобы человек стал нормальным, ему порой нужно ухаживать за немощным родителем. Если я в течение своей жизни не понял, кто мне этот человек, давший мне жизнь, то Господь меня так научит. И я совершенно по-другому все увижу и почувствую, когда у меня на руках будет беспомощный человек. И это тоже такое Божие воспитание.

Во втором случае, когда растут наши дети, мы начинаем многое оценивать иначе и в своих родителях, потому что появляется перспектива посмотреть на себя с их точки зрения[1].

Грехи детей против родителей

Холодность и равнодушие к родителям. «Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них и что можешь ты воздать им, как они тебе?» (Сир. 7, 29-30). Любовь к родителям – естественное чувство каждого нормального человека. Поэтому согрешает тот, кто холодно и равнодушно относится к возрастившим его. Явная холодность – это редко навещать дом родительский, когда отделился от него; чуждаться родительской заботы и ласки; не стараться жить рядом с ними, если это возможно; не заступаться за родителей, когда на них говорят напраслину или плохо отзываются. Противно сыновней любви не оберегать родителей от малейшей досады и неприятности, говорить и делать то, что может вызвать их гнев или раздражение, не быть предупредительным к родителям или говорить, «что ничем не обязаны родителям за их заботу и воспитание, потому что, это есть их прямой долг и обязанность». Всегда надо помнить, что жизнь, дарованная нам, есть такое благо, за которое дети не могут отплатить родителям никакими благодеяниями. Прежде чем родится ребенок, сколько понадобиться матери забот и осторожности, чтобы сохранить его утробную жизнь! Сколько мук должна вытерпеть при рождении младенца! А затем, не родителям ли своим человек обязан сохранением своей жизни в детстве, часто знанием первой молитвы к Богу и тому подобному?

Непослушание родительской воле, согласной с христианскими заповедями. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе: ибо сего требует справедливость» (Еф. 6,1), – говорит апостол Павел. Это праведно и справедливо во всех отношениях. Нет древнее и естественнее власти, чем власть родительская: отцы как главы семейств (патриархи) явились раньше, чем стали известны народные правители и цари. Таким образом, они для детей лица священные, окормители, приставленные от Самого Бога (естественно, что все вышесказанное относится только к православным родителям, которые ищут во всем волю Божию). Господь даже отказывается от принятия той жертвы, при которой дети отнимают что-либо необходимое у своих родителей под предлогом дара или жертвоприношения Ему (Мф. 15, 5-6). Сын непослушный в доме родительском и нигде не будет послушным и уступчивым: ни в службе, ни в частной жизни, ни в общежитии (2 Тим. 3,2). Словом, послушание родителям – такая естественная и священная обязанность, что непокорность и упорство перед ними, когда они благонамеренно и согласно с законом Божиим чего-либо требуют, есть признак последних времен (2 Тим. 3,2). Отсюда и суд Церкви непокорным детям самый грозный: «иже родителей своих в какой-либо благочестивой вещи преслушает, при жизни и смерти проклят да будет» (Номоканон при Большом требнике пр. 114).

Худое, грубое, непочтительное обращение с родителями, укоры и злословие их. «Всем сердцем твоим почитай отца твоего» (Сир. 7, 29), говорит премудрость Божия. А некоторые даже не хотят обращаться к отцу или матери почтительно, так, как полагается благочестивым чадам. Грех отвечать родителям грубо, колко, с криком или насмешкой. Грех без всякой нужды противоречить им, угрюмо общаться или надменно молчать. Грех укорять их за недостатки, имея целью только уязвить их. Грех осуждать их или «перемывать кости», даже в семейном кругу. Грех упрекать их напрасно в скупости или в неумении собрать для детей достаточного наследства. Грех распространять о них худые вести. За это, по слову Священного Писания, «погаснет светильник среди глубокой тьмы» (Притч.20, 20), то есть дерзкий сын (дочь) будет жить как в непроходимой темноте, нигде не найдет себе счастья.

Пренебрежение родительским благословением и молитвами. «Молитвы родителей утверждают основания домов» (Молитва при венчании) и «благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9), – говорит Священное Писание. У кого родители благочестивы и богобоязненны, тот может быть уверен, что своим благополучием во многом обязан родительским молитвам. Причина силы родительского благословения заключается в следующем: за труды родителей по рождению и воспитанию детей Господь Бог дает им награду – особую благодетельную силу их молитвам о детях и благословениям детей. Родители, становятся орудием творческой и промыслительной силы Божией по отношению к своим чадам. Неразумны и грешат пред Богом те дети, которые не признают силу родительских молитв за них и пренебрегают родительским благословением.

Оставление молитвы за родителей. Проклятие своих родителей. Молитва за родителей – прямая обязанность каждого ребенка и уже взрослого человека. Для несовершеннолетних детей здоровье и долголетие родителей является своего рода гарантом их благосостояния и безмятежной жизни. Для уже взрослых детей, молитва за родителей как своих первых и искренних благодетелей, является необходимой и естественной обязанностью. Кроме того, мать никогда не оставит чад своих, это преданная и любящая душа, всегда готовая помочь своим чадам. Как же не молиться и не просить Бога за их здоровье и долгую жизнь! Взрослые дети должны также молиться о спасении души своих родителей, о достижении ими вечного спасения. Что же касается проклятия своих родителей, то оно свойственно только самым злым детям, не имеет силы и, как правило, возвращается на голову проклинающего.

Нежелание слушать и исполнять родительские наставления. «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей…» (Притч. 1, 8). Родители желают своим детям только хорошего. Они более умудрены опытом и, кроме того, часто родительское сердце подсказывает им что хорошо, а что плохо для детей. Поэтому следует всегда слушать и по возможности исполнять благочестивые родительские наставления.

Выходы и отлучки из дома без ведома родителей. «Не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами?» (Тов. 5, 18). Дети, особенно несовершеннолетние, не должны уходить из дома, не взяв на то благословения у родителей. Совершеннолетние же дети, живущие в доме родительском, по крайней мере, должны говорить, куда и на сколько часов уходят, чтобы не беспокоилось сердце родительское. Такое поведение очень полезно и самим детям, ибо здесь у последних рождается послушание, которое сопровождается родительским благословением и молитвой, что уберегает детей от многих скорбей и бед. Так что грешат те дети, которые по самоволию, гордости, легкомыслию или дерзости отлучаются из дома родительского без всякого спроса.

Неправильные, уничижительные отзывы о строгости и взысканиях со стороны родителей«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15, 5). Строгость и наказания родительские совершенно необходимы детям по причине первородного греха, действующего в каждом новорожденном. Каждый человек рождается с расположенностью ко греху, и дело родителей – пресечь дурные расположения, использовав арсенал педагогических средств, включая наказание. В ребенке необходимо воспитать смирение, послушание, терпение и другие добродетели, которые помогут ему стать настоящим христианином и стяжать Царство Небесное. А для этого иногда бывает необходимым проявить разумную строгость и телесно наказать ребенка. Поэтому злиться на родителей за строгость воспитания в детстве, считать это капризом их характера, злоупотреблением родительской власти, жаловаться на это посторонним людям – греховно. Пусть иногда и при строгости воспитания не вышел умным и порядочным из-под крова родительского ребенок, но без строгости он был бы еще хуже.

Оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и при старости. «Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» (Сирах. 3,16). Грех – оставить родителей без помощи в случае какого-либо несчастья, с ними происшедшего. В тюрьме, ссылке, болезни родители всегда, остаются родителями, и греховно стыдиться их и отказывать в помощи. Грех – покинуть родителей при их болезненном состоянии, не лечить их, не ухаживать за ними, не обеспечивать всем необходимым, роптать, что они долго живут и отягчают своим содержанием, повелительно или свысока относиться к ним, как к никчемным нахлебникам. Все это – результат низкого своекорыстия и неестественного жестокосердия. Нужно помнить, что беспомощные и престарелые родители возвращаются к младенчеству, и дети должны быть для них тем же, чем они были для детей при младенчестве последних.

Непредоставление престарелым родителям возможности достойной подготовки к будущей жизни (условий жизни, средств, духовных книг, священника для совершения таинств и т.п.). Праведный Иосиф оказывал всевозможные услуги своему престарелому отцу, когда отец его хотел выполнить долг богопочитания (Быт. 48,9-20). Священный долг каждого чада – служить лично и предоставлять со стороны других все удобства престарелым своим родителям, в особенности, помощь в подготовке к смертному часу и вечной жизни. Нужно обеспечить родителей необходимой духовной литературой, иконами, помочь им, по возможности часто, бывать в церкви, подавать милостыню через их руки. Если они не в состоянии сами ходить в церковь, то необходимо периодически приглашать священника на дом, для соборования и причащения родителей.

Ложная стыдливость за простых и малограмотных родителей. «Помни об отце и матери твоей, когда сидишь среди вельмож…»(Сир. 23,17). Стыдиться нужно не простоты родителей по должности, образованию или бедности их, а своей гордости, которая боится, что посторонние узнают о родителях, что они не «великие» люди. Это низость души – вести себя высокомерно по отношению к родившим и воспитавшим тебя.

Непочтительное отношение к тестю, свекрови, теще, отчиму или мачехе. В книге Товит мы читаем о том, что жена Рагуила говорила своей родной дочери, выдавая ее замуж: «…почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» (Тов. 10, 12). Почтительные отношения к тестям, свекровям, отчимам и мачехе, кроме как на словах, должны проявляться и на деле. Муж и жена, как сказано в Священном Писании, составляют одну плоть. Поэтому родственники жены становятся родными мужу и наоборот.

Поднятие руки на родителей. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21, 15). И эта казнь над буйным сыном (побиение камнями) по закону Моисееву совершалась торжественно, всеми теми лицами, которые были в народном собрании. Действительно, бить родителей – это необыкновенная дерзость, даже если она будет допущена не в полном сознании, например, в нетрезвом виде или даже в справедливом гневе. По церковным законам отцебийца подлежит эпитимии даже и в том случае, если бы обиженные родители простили его (Номоканон пр. 128). А в древности был еще и такой закон: «если кто возьмет палку и ударит отца или мать, то отсечена будет рука его». Родители, когда терпят оскорбления и обиды от дерзких детей своих, знают, что эти непотребства даром не проходят. Но это-то сознание и приносит новую скорбь жалостливому родительскому сердцу.

Отцеубийство или убийство матери непрямое: убийственной печалью, наносимой родителям своим поведением, пьянством, наркоманией или каким-либо греховным поступком. «Сведете вы седину мою с печалью во гроб» (Быт. 42, 38). Губят родителей те дети, которые беспорядочной жизнью (подобно евангельскому блудному сыну), своими преступлениями и пороками огорчают и расстраивают родителей. Так, например, могут ли не убиваться горем почтенные отец и мать, если дочь их предалась блуду или сын – пьянству? Эта безутешная печаль подрывает их здоровье, и неразумные дети не могли не знать и не предвидеть, какой страшный удар они наносят своим благочестивым родителям, подобным поведением. Следовательно, они – отцеубийцы. Кроме того, отцеубийство может быть и прямое: ради получения наследства, по злобе, из-за денег, в состоянии опьянения или наркотических ломок. Безусловно, убийство родителей есть самая безжалостная жестокость человека и самый вопиющий грех перед Богом.

Неотдание последнего долга родителям (отказ в участии и организации их погребения). «Сын мой! когда я умру, похорони меня …. Когда она умрет (матерь твоя), похорони ее подле меня в одном гробе» (Тов. 4,3). И Товия, которому это было сказано, похоронил как родных своих родителей, так и «тестев своих» славно. Земле должно быть предано то тело (а не сожжено ради удобства в крематории), от которого жизнь была передана детям, и как же не позаботиться о приличном погребении своих родителей. Грешат те сыновья и дочери, которые заранее слагают с себя хлопоты по погребению отца или матери, а также тестя или тещи, отчима или мачехи, пересылая эти заботы другим родственникам.

Непоминовение родителей в церковных и домашних молитвах за упокой, в случае их смерти, особенно в церковно установленные памятные дни. Грешат также те, кто не заботится об организации очного отпевания, устройстве могилы, отказываются от церковных молитв и поминовений, особенно на девятый и сороковой день. Не поминают родителей своих по лени, а также по забывчивости или скупости. Не молятся об упокоении их дома, не подают милостыни, не служат панихиды, не поминают их в родительские субботы. Загробная участь усопшего во многом зависит от молитв Церкви и от личных молитв родных и близких. И как можно оставить без духовной помощи лицо, самое близкое тебе в этой жизни, и оставить именно тогда, когда оно больше всего в этом нуждается?

Нарушение родительского завещания. ……….. Долг каждого сына или дочери – исполнить завещания своих родителей, если они не противоречат закону Христову. Духовная сила завещания во многом заключается в том, что оно сказывается или пишется непосредственно перед смертью, а в это время не самые ли лучшие и беспристрастные желания бывают у человека? Оставить или изменить родительское завещание -это значит обмануть усопших родителей, оскорбить их память, что, безусловно, навлекает на беззаконников гнев Божий.

Почитание воли родительской и послушание ей более, чем заповедям Божиим. « Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10, 37). Так, например, грех: из-за родительского благословения или желания, оставаться в какой-либо религиозной секте или инославной церкви. Здесь благословение не имеет силы, потому что оно дано по заблуждению, и если родители уже умерли, то дух их не только не успокоится исполнением греховного пожелания детьми, но, наоборот, будет страдать, видя, как погибают родные из-за их неразумного благословения. Дочь Иродиады, конечно, поступила бы правильно и сама не погрешила бы смертным грехом, если бы не исполнила пожелания своей матери относительно главы Иоанна Предтечи. С другой стороны, правильно поступил сын Саула Ионафан, противореча своему родителю, когда нужно было доказать последнему его несправедливость по отношению к Давиду (1 Цар. 19 , 20)[2].

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже в земной жизни благословение, благополучие и многолетие. Чтить родителей это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботится о них в старости, молится о их здравии и спасении, а когда они умрут, молится о упокоении их души.

Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжелые грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких родителей? Для того чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, научиться прощать.

Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но преимущественно перед природой, по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это, награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога, Отца нашего небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров – дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на церковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово традиция как раз и происходит от латинского tradition — передача), цементирует общество, делает народ крепким.

Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мк.7:10Исх.21:17). 

   Господь Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, почитал Своих плотских родителей, повиновался им, помогал Иосифу плотничать. Господь упрекал фарисеев за то, что они под предлогом посвящения своего имущества Богу, отказывали своим родителям в нужном содержании и этим нарушали прямое требование пятой заповеди (Мф.15:4-6). 

   Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали…». «Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу» (Еф.5:22-23, 6:1-4Кол.3:18-201Тим.5:4). 

   Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью: «Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим.13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия — отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: «Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:32). 

   Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деян.4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало[3]

Ектении, их виды и содержание.

Ектения — (греч. «усердие, протяжение распространение, тянуть») общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает молитвенные прошения.

Ектения́ — молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится диаконом или священником, заключительный возглас — священником. Каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: «Господи помилуй, подай Господи, Тебе Господи».

Употребление в богослужении ектений начинается со II — III вв.

Ектении различаются по содержанию и числу прошений. Главные виды ектений:

Также есть ектении:

  • Об оглашенных (остаток глубокой древности)
  • Об умерших (заупокойная).

Обе эти ектении произносятся на Литургии, а последняя, кроме того, — на панихидах и при погребении умерших.

Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т.д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

По числу припеваемых «Господи, помилуй» особыми являются:

Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований.

Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

О молитвенных прошениях: ектении

1) Что такое ектения

2) Виды ектений

3) Содержание великой ектении

 4) Содержание малой ектении

5) Содержание сугубой ектении

6) Содержание просительной ектении

1) Что такое ектения. Среди всех молитв в ходе богослужения есть особенные по своему строению и содержанию. Это ектеньи. Само слово «ектения» происходит от греческого слова εκτενηζ, которое означает «усердный». Ектения – это усердное моление, и притом моление совместное. Вы помните форму: диакон произносит прошения, и хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»; завершает ектенью возглас священника. Ектеньи произносит дьякон, поэтому ектения редко содержит саму молитву. Практически можно выделить одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» – это, собственно, сама молитва. Обычно же дьякон лишь приглашает к молитве: «Миром Господу помолимся» – давайте помолимся Господу. Следует запомнить четыре основных вида ектений, употребляемых в Православной Церкви.

2) Виды ектений.

Первый вид – это великая ектения. Место в службе ее – первое, это первая ектения на каждой службе: на литургии, на вечерне, на утрени, и отличается она особенной полнотой и возвышенностью содержания. Прошения выстроены в ней как бы сверху вниз. Сначала мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших – самое главное прошение, а потом уже о плавающих, путешествующих, недугующих; ектения спускается от самых высоких к самым простым нуждам человеческим.

Следующий вид – малая ектения. Она всегда начинается словами «Паки и паки» – снова и снова, давайте еще раз Господу помолимся. Малая ектения содержит всего два прошения. Эта ектения чаще всего появляется на службе, и чередование ее с другими богослужебными текстами создает особый ритм богослужения.

Просительная ектения начинается словами «Исполним молитву нашу Господеви», могут добавляться слова «вечернюю» или «утреннюю». И отличается она тем, что, начиная со второго или с третьего прошения, хор поет не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». Прошения здесь уже другого характера, чем в великой ектенье.

И, наконец, сугубая ектения. Само слово «сугубый» означает «двойной», «усиленный». Хотя ектения называется двойной, но «Господи, помилуй» там поется трижды. Она может быть полной, т. е. начинаться словами «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем…» – давайте скажем от всей души, от всего помышления – или сокращенной: сразу с прошения «Помилуй нас, Боже», после которого трижды поется «Господи, помилуй».

3) Содержание великой ектении. Великая ектения состоит обычно из 10 прошений или отделов.

1. Миром Господу помолимся. «Великая ектения» часто называется по ее первым словам «Мирной ектенией». Мир – необходимое условие для всякой молитвы, как общественно-церковной, так и личной. О мирном духе, как основе всякой молитвы, говорит Христос в Евангелии от Марка: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец вам Небесный простил вам согрешения ваши» (Марк; 11:25). Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи себе мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот почему в начале большинства своих богослужений Церковь приглашает верующих молиться Богу со спокойной, мирной совестью, примирившись с ближними и с Богом.

2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. «Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.

 3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших). Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ. Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» (1 Кор.15:28).

4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам. Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии. Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся. Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

 6. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. В буквальном переводе с церковнославянского «благорастворение» — это соединение веществ, а в иносказательном – прекрасная погода в сочетании с ароматами плодов и цветов. То есть мы просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

7. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся. В этом прошении Святая Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть находящихся под судом, в трудах, в тяжких работах, в болезни и во всякой скорби и нужде) и 3) о находящихся в плену.

8. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

 9. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

10. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Святая Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

4) Содержание малой ектении. Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

5) Содержание сугубой ектении. Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

 3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве. Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем. Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. Еще молимся о святых православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Святого храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего. В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

6) Содержание просительной ектении. Читается просительная ектения так:

1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви. Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

 3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Испросим у Господа Святого Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим. Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном судищи Христовом, просим. Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Святых Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года. Эти ектении с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пений[4].

Период   Римского  владычества. Борьба Гиркана II и Аристовула II за обладание престолом. Взятие Иерусалима Помпеем, Гиркан II и идумеянин Антипатор, Антипатор – прокуратор Иудеи, его сыновья – Фессаил и Ирод, смерть Антипатора, взятие Иерусалима Антигоном, взятие Иерусалима Иродом. Ирод – царь Иудейский. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя (устроение религиозно-нравственней жизни, священные книги, фарисеи и саддукеи, ессеи, книжники, синагоги, гражданское управление).

Период Римского Владычества

Когда умерла царица Александра, ее сыновья Гиркан II и Аристовул II начали вести между собой борьбу за обладание царским престолом. После нескольких сражений братья обратились с жалобой друг на друга к римскому полководцу Помпею, который со своими легионами находился тогда в Сирии. Помпеи воспользовался сложившейся благоприятной для него политической ситуацией, ввел свои легионы в Иудею и в 63 году с боем взял Иерусалим, где укрывался Аристовул II. Римский полководец увел Аристовула и его детей с многочисленными пленными иудеями в Рим, а Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. С этих пор Иудея окончательно потеряла свою самостоятельность.

Вскоре слабохарактерный первосвященник Гиркан попал под влияние знатного и богатого идумеянина Антипатра, который от имени Гиркана управлял Иудеей. Римский император за заслуги перед Римом удостоил Антипатра звания римского гражданина и назначил его прокуратором, т.е. правителем Иудеи. Таким образом, династия Маккавеев перестала существовать, а Иудея вошла в состав Римской империи.

Царь Ирод

После смерти Антипатра власть в Иудее перешла к его старшему сыну Фессаилу, а младший сын Ирод управлял Галилеей. Вскоре сын Аристовула II Антигон бежал из Рима и с помощью парфян захватил Иерусалим. Своему дяде Гиркану II он обрезал уши, чем лишил его права по физическим недостаткам быть первосвященником. Фессаила он заключил в темницу, где тот покончил с собой. Но правитель Галилеи Ирод успел убежать в Рим. Сенат объявил его царем Иудеи и дал ему военную помощь. С помощью римских легионов Ирод овладел Иерусалимом, казнил Антигона и сделался единодержавным царем Иудейским. Это произошло в 37 году до Рождества Христова. Чувствуя непрочность своего положения на престоле, Ирод начал беспощадно истреблять весь род Маккавеев и даже членов Синедриона, которых он подозревал в недостаточной преданности его престолу. Его подозрительность и жестокость дошли до того, что он казнил свою любимую жену Мариамну, тещу и трех сыновей. Народ не любил Ирода Великого и с нетерпением ожидал рождения Мессии, наследника Давида, Который бы низверг этого кровожадного похитителя престола. За это Ирод ненавидел своих подданных и жестоко расправлялся с ними. И в такое-то время до царя дошел слух, что какие-то восточные мудрецы из далеких стран пришли в Иерусалим поклониться не ему, Ироду, а новорожденному царю Иудейскому, истинному Сыну Давида, звезда Которого взошла на востоке.

Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя

Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все те беззакония и то идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься над своей судьбой. После периода славного могущества народ израильский вдруг опять оказался, как некогда в Египте, жалкой партией рабов, отведенных в плен, где могла погибнуть и сама память о нем. Это тяжелое испытание невольно пробудило в евреях сознание того, что сила их, как избранного народа, заключается именно в избравшем его Боге и в строгом соблюдении Завета, который Он заключил с ним. И вот в иудейском народе начинается религиозно-нравственное возрождение. В нем крепнет вера в Бога, вспыхивает пламенный патриотизм и все больше усиливается ожидание Мессии, Который должен, наконец-то, прийти и исполнить все обетования, данные Богом их отцам. Такое настроение естественно побуждало ревностно исполнять закон Моисеев. Возвратясь из плена, евреи прилежно начали изучать Священное Писание, собираясь для этого каждую субботу в синагоги. В это время появляется много ученых людей, так называемых книжников, которые толковали закон Моисеев и учили народ, как лучше его исполнить. Советы и обрядовые постановления книжников впоследствии стали называть преданием старцев. Когда же Сирийский царь Антиох IV Епифан хотел уничтожить иудейскую религию, на ее защиту стало много ревностных людей. С этого времени в Иудее начинает зарождаться и проявлять себя в общественной жизни две религиозные секты – фарисеев и саддукеев. К этим двум сектам можно присоединить и секту ессеев, которая появилась немного позже.

Фарисеи

Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или: «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими представителями иудейского народа, настоящими хранителями всех истинных религиозно-национальных традиций. Фарисеи считали, что спасение иудеев состоит в том, чтобы как можно строже соблюдать правила своей веры, и ревностно выступали против иноземных языческих влияний на избранный народ. Исходя из этого, они твердо хранили основные начала истинной веры, заключенные в Священном Писании.

Фарисеи верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение праведных, в существование ангелов и демонов. К этим истинам примешивалось, однако, заблуждение, и в первую очередь, ложное учение о грядущем Мессии, Которого они представляли в образе воинствующего монарха-победителя: он освободит иудеев от власти язычников и устроит на земле царство Божие, в котором евреи и, прежде всего, фарисеи, будут иметь господствующее положение.

Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью. Они считали необходимым соблюдение не только всех правил и постановлений закона Моисеева, но также и предание всех книжников или старцев, истолковывавших закон. Эти предания, по утверждению некоторых фарисеев, оказывались даже более обязательными, чем самый закон.

Религиозность многих фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души – смиренная молитва и искреннее раскаяние. Мелочность преданий заслоняла от них самые важные основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!», – такими словами обличал их впоследствии Спаситель (Мф. 23:24).

Но были и положительные черты у фарисеев. Лучшей стороной фарисейства была их ревность к распространению религии Иеговы, и в этом отношении они сделали очень много, подготовляя через своих прозелитов почву для распространения христианства среди языческих народов. Они были также пламенными патриотами своей родины, за что уважал их народ.

Саддукеи

Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока.

Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту секту можно было бы назвать партией либералов или космополитов. Они считали нелепым превозноситься преимуществами иудейского народа как избранного Богом. Саддукеи питали симпатию к греко-римской культуре и старались насаждать ее у себя дома. За это правоверные евреи не любили их.

В области религии они признавали только писаный закон и отвергали предания, отрицали существование ангелов и демонов, загробную жизнь и воскресение мертвых. Их больше устраивали земное благополучие и удовольствия жизни. Саддукеи верили в Мессию только как в великого учителя иудейского народа.

По своему составу партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники, занимающие высшие посты в Синедрионе, были саддукеями.

Ессеи

Совершенно особый мир составлял религиозный орден ессеев, которые, удалившись от суеты мира на западный берег Мертвого моря, вели полумонашеский образ жизни. В их общину, которая насчитывала до четырех тысяч человек, стекалось много разочарованных и уставших от жизни, а также тех, кто не мог мириться со злом и несправедливостью в мире.

Ессеи страстно верили в близость эры Мессии и, подобно фарисеям, не принимали всерьез Маккавейских царей и не раз включались в вооруженные восстания. Во время одного из этих восстаний по приказу первосвященника казнили вождя ессеев которого они почтительно называли учителем праведности.

Формализм ессеев был еще мелочнее и строже чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким кто не принадлежал к их секте[5].

Воскресение Христово: воины у гроба, величайшее из  чудес, мироносицы у  гроба, неожиданное явление Ангела и радостная весть, Петр и Иоанн у гроба,  смертельный испуг  воинов,  их  «благовестие» первосвященникам, реакция Синедриона. Явления Воскресшего Господа. Шествие на гору Елеонскую. Вознесение Господне.

 «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся… Твой Сын воскресе тридневен от гроба…»

 Воскресение Иисуса Христа

Лук. XXIV, 1-11. Мф. XXVIII, 1-15. Марк. XVI, 1-8. Иоан. XX, 1.

Суббота кончилась, наступил третий день после смерти Иисусовой. Поставленные первосвященниками воины продолжали стоять и стеречь божественного Мертвеца. Но вот, в глубокое утро, сделалось вдруг землетрясение; с неба сошел Ангел Господень и, отвалив от гроба камень, сел на нем. Лик небожителя блистал как молния; одеяние же его было бело как снег. Воины затрепетали и помертвели от страха; но, опомнясь, тотчас бросились бежать. Господь восстал от гроба.

Пришедши в город, воины рассказали первосвященникам обо всем, что случилось. Убийцы Христовы смутились и немедленно пригласили к себе старейшин. Посоветовавшись между собою, они призвали воинов и, дав им значительную сумму денег, сказали:

— Говорите всем, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда вы спали. Если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим.

Воины, получив деньги, поступили, как им было приказано, и распространили но Иудее нелепый слух о мнимом похищении учениками тела Иисусова.

Между тем, вовсе не зная о страже, поставленной у гроба Христова, Мария Магдалина, Мария Иосиева, Саломия и с ними некоторые другие с первыми лучами солнца отправились туда с купленными ароматами. На дороге, вспомнив о большом камне, которым завалена была гробовая пещера, они с беспокойством между собою рассуждали:

— Кто отвалит нам его?

Но, входя в сад, они с изумлением заметили, что камень уже был отвален. Страшная мысль мелькнула в душе Магдалины. Верно, подумала она, враги похитили тело Христово для большего поругания над Ним. В то же мгновение она устремилась с этой горестной вестью в Иерусалим. Прочие же жены остались в саду, подошли к самому гробу и, на правой стороне его, увидели сидевшего на камне благообразного юношу в блестящих одеждах. Женщины сильно испугались. Ангел сказал им:

— Не бойтесь; ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Нет Его здесь, Он воскрес; вот место, где Он положен был. Пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее, там Его увидите. Вот я сказал вам.

Женщины с трепетом поспешили удалиться от гроба и, возвратившись домой, в первые минуты, пока не опомнились от страха, никому не сказали о том, что видели и слышали.

Мария, Петр и Иоанн у Гроба Иисусова

Лук. XXIV, 12. Иоан. XX, 2-10.

Мария Магдалина, оставив своих спутниц при входе в сад Иосифа Аримафейского, вся в слезах пришла к Петру и Иоанну и сказала:

— Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

Как только услышали о том сии ученики, тотчас устремились ко гробу. Магдалина последовала за ними. Иоанн прибежал первый и, наклонясь ко гробу, ничего там не увидел, кроме пелен и других покровов, бывших на теле Иисусовом. Пораженный изумлением, он в размышлении остановился подле пещеры. Скоро явился Петр, и вошел в самую пещеру, вслед за ним туда же вошел и Иоанн. Рассматривая внимательно оставленные там погребальные покровы, они приметили, что пелены лежали в одном месте, а плат, покрывавший главу Иисусову, свернутый как следует, был положен совсем особо в другом месте. В душе Иоанна с быстротою молнии блеснула мысль о воскресении Господнем, и он с радостью поверил этому, хотя, подобно прочим Апостолам, и не понимал смысла пророчеств, по которым Христос должен был воскреснуть из мертвых. Но Петр оставил гроб в недоумении, удивляясь виденному.

Явление Воскресшего Господа Марии Магдалине

Иоан. XX, 11-18. Мф. XVI, 9-11.

Когда Петр с Иоанном, осмотрев гроб, пошли домой, один в недоумении, а другой с радостною надеждою, Мария Магдалина осталась подле гроба одна и изливала свою скорбь в горячих слезах. Когда она плакала, вдруг мелькнул в пещере свет. Мария наклонилась посмотреть и увидела там двух ангелов: один сидел в головах, а другой в ногах, где прежде лежало тело Иисусово.

— Что ты плачешь? — спросили они Марию. Она отвечала:

— Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

Сказав сие, она обратилась назад и увидела стоявшего Иисуса Христа, но сначала не узнала Его и приняла за садовника. Мнимый садовник спросил ее:

— Жено! Что плачешь?

Она, не обращая на Него должного внимания, в слезах сказала:

— Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его?

— Мария! — произнес Иисус Христос таким тоном и с таким выражением, с каким прежде всегда говорил ей.

Мария быстро и пристально взглянула на своего собеседника и — каковы были ее изумление и радость — она видела пред собою Господа.

— Учитель! — могла только проговорить она от избытка сердечного восторга и в ту же минуту припала к ногам Его.

Господь сказал ей:

— Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им, восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему, то есть, перестань обнимать колена Мои, ты Меня видишь не в последний раз, Я еще не совсем оставил вас; но поди извести скорее учеников Моих, что Я еще несколько времени буду с ними, но буду не долго.

С сею радостною вестью Мария тотчас же поспешила в Иерусалим. На пути встретилась она с другою Мариею. Когда же они шли вместе, вдруг явился пред ними Иисус Христос и сказал:

— Радуйтесь!

Жены, увидев Господа, тотчас же с благоговением поверглись пред Ним на землю и ухватились за ноги Его. Тогда Он продолжал:

— Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею и там они увидят Меня.

Между тем Апостолы находились в сильной печали. Мысль о поругании священных останков божественного Учителя раздирала их сердца и исторгала у них обильные слезы. В то время, как они плакали, являются Мария Магдалина с другою Мариею и возвещают, что они видели Господа и даже говорили с Ним. Печальные ученики так были поражены необычайностью и величием сего события, так боялись обмануть себя поспешною верою, что все виденное мироносицами сочли за мечту воображения и не поверили словам их.

Явление Господа ученикам на пути в Еммаус

Марк. XVI, 12-13; Лук. XXIV, 13-35.

В тот самый день, когда Иисус Христос воскрес, двое учеников шли в Еммаус, селение, отстоявшее стадий на шестьдесят (10 верст) от Иерусалима. Один из учеников был родственник Господень, по имени Клеопа, а другой, как думают, Евангелист Лука. С поникшею головой и сердцем, исполненным скорби, разговаривали они о своих погибших со смертью Учителя надеждах и слухах о Его воскресении. Во время разговора незаметно приблизился к ним Иисус Христос и поравнявшись спросил их:

— О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

Ученики так были погружены в самих себя, так заняты своим горем, что и не взглянули на своего нового собеседника. И Клеопа как бы с неудовольствием отвечал Ему:

— Неужели ты один в Иерусалиме не знаешь о происшедшем в нем в сии дни?

— О чем? — спросил Господь.

Ученики сказали:

— Что было с Иисусом Назарянином, который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его, а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиль; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были у гроба, и не нашли тела Его, и, пришедши сказывали, что видели явление ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Господь сказал им:

— О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу свою?

И, начав от Моисея, из всех Пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Сердца учеников трепетали от радости: они с наслаждением слушали утешительные речи своего спутника о великом их Наставнике. В разговорах они незаметно дошли до Еммауса. Господь показал вид, что хочет идти далее, но ученикам не хотелось расставаться с Ним и удерживали Его, говоря:

— Останься с нами, потому что уже день склонился к вечеру.

Иисус Христос согласился, и вошел с ними в дом. Возлегши с ними за стол, Он взял хлеб, и как делывал прежде, благословил, преломил и подал им. Тут только отверзлись очи учеников, и они узнали своего Господа; но в ту же минуту Он стал невидимым и скрылся от них. Тогда они сказали друг другу:

— Не горело ли в нас сердце, когда Он говорил нам на дороге и изъяснял нам Писания?

Встав из-за стола, они тотчас же возвратились в Иерусалим. Здесь нашли они всех Апостолов, исключая Фомы, и многих учеников, сошедших в одно место. Войдя в собрание, Клеопа и другой ученик с радостным восторгом воскликнули:

— Христос воскрес!

— Воистину воскрес Господь и явился Симону, — отвечали им прочие Апостолы.

Тогда пришедшие из Еммауса начали всем подробно рассказывать, что случилось с ними на пути, и как они узнали Господа во время преломления хлеба.

Явление Господа апостолам в Иерусалиме

Лук. XXIV, 35-47. Иоан. XX, 19-23.

В то время как Еммаусские ученики, возвратясь в Иерусалим, рассказывали о явлении Господа, а прочие Апостолы с величайшим вниманием слушали их рассказ, вдруг посреди их явился Тот, о Котором они беседовали, и произнес ко всем:

— Мир вам!

Явление Господа было так внезапно, так неожиданно и чудесно (ибо двери были заперты), что ученики, в смущении, сочли Его за призрак, но Он успокоил их, говоря:

— Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в ваши сердца? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

При сем показал им Свои руки и ноги. Апостолы от радости все еще не верили. Чтобы разогнать их сомнения и доказать, что Он вовсе не призрак, Иисус Христос потребовал пищи. Ему подали часть печеной рыбы и сотового меда. Когда же Он при всех вкусил поданной пищи, Апостолы уверились, и радость их была неописуемой.

Тогда Господь сказал им:

— Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

Оставляя Своих учеников, Он произнес:

— Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав сие, Он дунул и продолжал:

— Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Окончив сию речь, Господь стал невидимым в глазах Апостолов.

 Явление Господа в восьмой день по Воскресению

Марк. XVI, 14. Иоан. XX. 24-29.

При явлении Иисуса Христа десяти Апостолам, между ними не было одного только Фомы. Когда Он пришел, прочие Апостолы с живейшей радостью возвестили ему, что видели Господа. Фома не согласился поверить им.

— Если, — отвечал он, — не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в бок Его — не поверю.

Так говорил он не потому, что ему не хотелось совсем верить в воскресение Христово, но потому, что сильно желал убедиться в этом собственными чувствами.

Спустя восемь дней по воскресении Господа, когда все Апостолы, а также с ними и Фома собрались в одно место, вдруг посреди их, хотя двери были заперты, явился Иисус Христос и приветствовал словами:

— Мир вам!

Потом, обратясь к Фоме, Он сказал:

— Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои, и не будь неверующим, но верующим.

В сердечном восторге Фома воскликнул:

— Господь мой, и Бог мой!

Господь при этом кротко заметил ему:

— Ты поверил, когда увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.

Явление Господа при море Тивериадском

Иоан. XXI.

По окончании праздника Пасхи Апостолы отправились из Иерусалима в Галилею. Здесь однажды собрались Петр, Фома, Нафанаил, Иаков с Иоанном и еще двое учеников. Петр сказал им:

— Пойду ловить рыбу.

— Идем и мы с тобою, — сказали другие.

Они тотчас же сели в лодку и отправились на ловлю; но в ту ночь ничего не поймали. Когда стало рассветать, Иисус Христос явился на берегу, но ученики не узнали Его. Он спросил их:

— Дети! Есть ли у вас какая пища?

Ему отвечали:

— Нет.

Тогда он продолжал:

— Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете.

Они закинули, и так удачно, что не могли даже вытащить своих сетей от множества рыбы. При этом Иоанн тотчас же уразумел, кто такой должен быть на берегу, и сказал Симону:

— Это Господь.

Едва услышал это Петр, как в ту же минуту надел на себя верхнюю одежду и бросился в море, чтобы поскорее увидеть Учителя. Прочие же ученики подплыли на лодке, таща сеть с рыбою.

Выйдя на берег, они нашли разложенный огонь, пекущуюся на нем рыбу и хлеб. Петр пошел, и, вытащив сеть, вынул из нее сто пятьдесят три большие рыбы. Все подивились, что, при таком множестве огромных рыб сеть не порвалась. По приготовлению рыбы Господь пригласил учеников ко столу и Сам разделил им пищу. Во время стола, Он обратился к Петру и спросил:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Апостол, живо помня о своем падении, смиренно отвечал:

— Так, Господи! Ты знаешь, что люблю Тебя.

— Паси агнцев Моих, — сказал ему Господь.

После сего Он повторил свой прежний вопрос еще два раза. Петр понял к чему это клонилось; раскаяние зажгло его душу, и в третий раз он почти со слезами отвечал:

— Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Сим троекратным испытанием любви Господь дал Петру случай загладить свое троекратное отречение. И потому после каждого исповедания, Он всякий раз восстановлял Петра в прежних правах апостольских, поручая ему пасение овец Своего стада.

Явление Господа на горе Галилейской и Его последние повеления апостолам

Мф. XXVIII, 16-20. Марк. XVI, 15-18.

Однажды Апостолы по повелению самого Господа собрались на одной горе в Галилее. К ним присоединилось еще до пятисот других последователей Иисусовых. Господь явился. Ученики, видавшие Его прежде, поверглись пред Ним в благоговении; те же, которые видели Его теперь только в первый раз, смотрели на Него с безмолвным недоумением. Иисус Христос приблизился к ним и сказал:

— Дана Мне всякая власть на небеси и на земли. И так идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Кто уверует и будет крещен, тот спасется, а кто не уверует, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, говорить новыми языками, брать руками змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И се Я с вами во все дни до скончания века.

Вознесение Господне

Мф. XVI, 19-20. Лук. XXIV, 50-53. Деян. I, 1-11.

По воскресении Своем, Иисус Христос пробыл на земле сорок дней. Во все это время Он являлся ученикам Своим, беседовал с ними, уча и вразумляя их тайнам Царства Божия.

В сороковой день Апостолы, по случаю приближения Пятидесятницы, были в Иерусалиме. Здесь-то в последний раз явился им Господь. После различных наставлений Он сказал Апостолам:

— Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли.

Сказав сие, Он вывел Своих учеников вон из города до Вифании, на гору Елеонскую. Там, воздев руки, благословил их; благословляя же, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Апостолы с благоговением поклонились возносившемуся от них Господу. Наконец светлое облако сокрыло Его от очей их. Апостолы долго не сводили глаз с того места, где Он сокрылся из виду. И когда они все еще смотрели на небо, им предстали два мужа в белой одежде и сказали:

— Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Апостолы с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя и благословляя Бога.

Господь же вознесся и воссел одесную Бога Отца, восприняв славу и величие, которые имел Он еще до сложения мира[6].

Елеонская гора

Елеонская гора (гора маслин, масличная) (Зах. XIV, 4Лк. XIX, 37) – одна из Иудейских гор, лежащих к в. от Иерусалима, от которого отделяется долиной Кедронской (Ин. XVIII, 1). Несомненно, что она получила свое название от оливковых или масличных деревьев, в обилии росших около нее еще с глубокой древности и вековые экземпляры которых доселе еще можно видеть на западном склоне горы в саду Гефсиманском. (См. Гефсимания).

 Об Елеонской горе в первый раз упоминается в трогательном библейском повествовании о бегстве Давида из Иерусалима по случаю возмущения сына его Авессалома: Давид пошел на гору Елеонскую, говорит свящ. писатель, шел и плакал, голова у него была покрыта, он шел босой… (II Цар. XV, 30 и сл.). Кроме сего, она прямо называется горой Елеонской еще один раз в В. З., именно в книге пр. Захарии: и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку (Зах.XIV, 4).

Впрочем, есть и другие места в Свящ. Писании, в которых на нее указывается, то как на гору, которая пред Иерусалимом (III Цар. XI, 7), то она называется масличной горой (4Цар. XXIII, 13), то горой, которая на восток от города (Иез. XI, 23). Но особенно часто упоминается о горе Елеонской в свящ. книгах Нового Завета: и пришли в Вифанию, к горе Елеонской (Мф. XXI, 1и воспев пошли (Господь и апостолы) на гору Елеонскую (Мф.XXVI, 30), Иисус же пошел на гору Елеонскую (Ин. VIII, 1), тогда они (т. е. апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. I, 12) и др.

Настоящее название горы Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения. С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 200 футов, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток – иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к в. лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения, близ которых возвышается минарет с величественным видом на окрестности, как-то: на Иерусалим, на поток Кедронский, на Иордан, Мертвое море, за которым темной линией тянутся горы Моавские. Чрез Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни нашего Господа соединено с этою горой для каждого христианина! Ни одно наименование в Свящ. Писании не возбуждает в нас с ранних лет детства столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская.

 Эта гора так тесно связана с частной земной жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин. VIII:1, XVIII:2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе Его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и, наконец, о полном торжестве и победе Своих последователей (Мф. XXIV). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Мф. XXV). Сюда, в сад Гефсиманский, пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. XXVI, 39). И когда смерть и ад крестной смертью были побеждены, Он вывел их (т. е. учеников) из города до Вифании и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк. XXIV, 50, 51Деян. I, 12).

В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры[7].


[1] https://pravoslavie.ru/54178.html

[2] https://molitva-bogu.ru/pyataya-zapoved-zakona-bozh-ego/

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/zapovedi-bozhii/#0_8

[4] https://voskr.orthpatr.ru/sites/default/files/sites/default/files/image/hb12%204%20content.pdf

[5] https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-vethogo-zaveta/20

[6] https://azbyka.ru/svyashhennaya-istoriya-novogo-zaveta#a_z122

[7] https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/1385