Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Archbishop Ambrose

Сложный дар свободы (ВИДЕО)

Непреклонный ветер времени перелистнул очередной лист в календаре нашей жизни, и мы с вами стоим на последнем пороге уходящего учебного года.

Сегодняшний торжественный акт — это не только радость преодоления пройденного пути и печаль расставания, но и суд совести, дисциплина разума и испытание веры. Ибо Божественная Справедливость призывает сегодня к ответу совесть каждого из нас за каждый день и каждый час прожитого в стенах Духовной академии года; призывает к ответу ваш, наши студенты и выпускники, разум, который ежедневно и ежечасно имел возможность соприкасаться с мудростью изучаемых дисциплин, с глубиной человеческих знаний и с высотой накопленного Церковью опыта; взывает, наконец, к вашей вере, поскольку все, что делалось и изучалось вами в этих стенах, имеет подлинное значение и ценность лишь через призму веры. 

 И прежде чем выйти на этот тройственный суд перед нелицеприятной Божественной Справедливостью, задумайтесь: в этих стенах вы были наделены Богом тем, чего лишено подавляющее большинство людей на нашей планете, ибо, согласно статистике, вы не принадлежали к тем 80 из каждых 100 человек, которые живут в крайней нищете, и к тем 70, что регулярно недоедают. Зато вы имели возможность принадлежать к той счастливой части человечества, которая имеет доступ к высшему образованию и выход на просторы интернета. 

Согласитесь, простые вроде бы цифры, но как кардинально они способны поменять наше отношение к самим себе и к проведенным в Академии годам. Они взывают к справедливости и требуют от каждого из нас глубокого и продуманного ответа на поставленные вопросы о сути выбранного вами пути и о серьезности ваших мотивов в служении Алтарю Истины. Но наипаче они требуют ответа от тех, кто в этом году оканчивает свое обучение в стенах нашей Духовной академии – от вас, дорогие выпускники. 

И поэтому главные слова мои сегодня обращены к вам — нынешним и будущим священнослужителям, регентам, иконописцам.

Вы прошли от начала и до конца сложный, долгий, насыщенный препятствиями путь учебы. Сложность этого пути во многом состояла в подчинении своей воли распорядку, множеству ежедневных мероприятий, воле начальников и учителей. Теперь вы свободны в этом смысле.

Свобода — самый прекрасный, но, одновременно, и самый сложный дар. Надеюсь, что тот внутренний стержень, который вы приобрели за прошедшие годы, поможет вам направить свою свободу к служению Богу и людям. 

Верю, что вы не забудете прошедших лет, не забудете своих друзей и наставников, свою родную Академию. Не забудете своего первого ректора — владыку Евгения, который на протяжении более чем 20 лет терпеливо нес невыносимое бремя, не забудете архиепископа Феогноста, слова которого проникали в самые глубины сердца и заставляли думать и действовать. Не забудете духовников и братию Лавры. Не забудете собственных слез и бессонных ночей, всего того труда, без которого не может выйти ничего стоящего. Никогда в жизни не забудете вашего главного учителя и воспитателя здесь  — Преподобного Сергия. 

Есть несколько главных вещей, о которых я считаю важным говорить студентам, которые, подобно птенцам, вылетают из отеческого гнезда, всякий раз при прощании. Считаю важным сказать об этом и сегодня. 

Сегодня для вас двери Академии открываются вовне. К новой жизни, отличной от студенческого быта. К новым перспективам. К новым открытиям. К новым встречам. Эта новая жизнь будет наполнена как прекрасными событиями, открытиями и людьми, так и человеческими страданиями, недопониманием, несправедливостью, часто ложью, предательством. Вы выходите в сложный, динамичный, технологически насыщенный мир. Выходите с целью нести Евангельский свет, врачевать, утешать, показывать дорогу ко Христу, прежде всего — примером личной жизни. Но не думайте, что, выйдя из этих стен, вы окажетесь способны делать то, что я только что сказал. 

Во время обучения и сразу после кажется, что полученные знания помогут вам на жизненном пути и в будущем служении. Скорее всего, я вас разочарую. Все, чему вы научились за эти годы, — лишь самое поверхностное представление о священническом пути, о христианстве, о духовной жизни. Это только старт к обучению длиною в жизнь. Надеюсь, что Академия смогла дать вам единственное, что действительно дать обязана, — способность находить необходимую информацию и обучаться, способность поддерживать хоть какое-то постоянство в духовной жизни. Все остальное теперь зависит от вас. Никогда не останавливайтесь в самообразовании. 

Лишь годы служения у Престола Божия или постоянного внутреннего молитвенного делания дадут крупицы духовного опыта. Десятилетия самостоятельного изучения какого-либо предмета дадут необходимые компетенции. Когда вы будете созерцать людскую радость или человеческое страдание, выводить из купели новую просвещенную душу или держать за руку уходящего из мира человека – эти мгновения будут лишь на несколько дюймов приподнимать завесу тайны. Тайны служения человека, призванного стоять у врат, которые отделяют время от вечности. 

Вы выходите, чтобы найти Бога. Чтобы искать Его каждый день. Чтобы находить и часто вновь терять из виду. Вся жизнь христианина — этот поиск. В стенах Академии, как в отцовском доме, возможно, вам казалось, что поиски уже привели к успеху. Выйдя из нее, вы все чаще будете обращать внимание на то, что далеко не всегда идете верной дорогой. 

Отныне вы начинаете творить свою жизнь самостоятельно, в соавторстве с Господом. Я уже говорил, но не в этой аудитории, слова, которые кажутся мне важными и сейчас. Подлинный отпечаток перста Божия не в высоких свершениях или в важных креслах. Глас Творца не в шуме площадей или в речах с трибун. Если однажды вам поистине захочется разглядеть присутствие Божественного и веяние бесконечности – просто вглядитесь в улыбку ваших детей, проживите радость встречи с дорогими людьми, ощутите себя счастливым человеком в обыденных мелочах повседневности: в душевной беседе, в утренней свежести, в игре солнечных лучей, в помощи проходящему старику или в прекрасной мелодии. Радуйтесь мгновениям, которые отведены на общение с людьми. 

Это значительно весомее и сильнее всего того, что создается на безжизненной почве имитации бытия и служения, имитации мысли и чувства, от которых с отеческой заботой желаю вам уберечься. Радуйтесь мелочам каждый день и час и за все благодарите Бога! 

Тем из вас, кто уже создал семью, а также тем, кто намерен совершить этот важный шаг, хочу сказать следующее. Когда вы связываете свою жизнь с человеком, которого любите, и который любит вас, вы связываете и себя и его важной клятвой, святой клятвой любви, которую нельзя нарушать никогда и ни по каким причинам. Такой причиной не может стать и церковное служение, которым так часто любят прикрываться те, кто не смог уберечь любви. Когда вы даете обещание, вы должны его неукоснительно выполнять. Это справедливо и для брака, и для монашеских обетов. Но в браке больше ответственности — поскольку обещаете вы не только за себя, но и за любимого человека, за будущих детей. 

Во всех ситуациях отдавайте предпочтение семье. Не предпочитайте ей ни послушание, ни церковное служение, ни что-либо вообще. Таинство брака — таинство малой Церкви, в которой собраны двое, посреди которых всегда Христос. Заботьтесь о семье. Защищайте ее неприкосновенность и берегите любовь. Старайтесь проводить больше времени друг с другом. Дарите как можно больше любви детям, тогда они вырастут счастливыми и полноценными людьми. Учитесь воспитанию, не думайте, что искусство воспитывать маленьких людей вшито в вашу природу. Этому нужно учиться, поэтому сделайте обучение родительству важной целью своей новой жизни. 

Никакие приходские проекты и даже само служение в храме не должны забирать у семьи отца. Найдите золотую середину между этими двумя главными полюсами вашей жизни – приходской общиной и собственной семьей – и служите им обоим мудро, честно и самоотверженно. Семья – ваша первая и главная ценность. Дарите своей супруге и детям, не жалея, доброту, нежность, ласку, заботьтесь о них. Не стесняйтесь этого. Это проявление внутренней силы, а не слабости. 

На дороге жизни вы встретите много сложностей и зла. Многое плохое будет ранить вас и  внутри церковной ограды, исходя от людей связанных с церковной жизнью. Будьте готовы к этому. Чтобы противостоять лицемерию, глупости, подлости, клевете и нападкам, есть только одно средство. Будьте честными и будьте самими собой. Будьте зависимы только от мнения Бога о вас. Больше ни от кого. 

Не играйте в священство, не играйте в духовничество, духовные дары и какую-то особую религиозность. Не играйте в духовную жизнь. Сохраняйте юношескую остроту восприятия через критическое отношение к самому себе и собственным качествам. Не верьте тому хорошему, что будут говорить о вас люди, а особенно, если вы священник — тому хорошему, что будут говорить о вас прихожане. Тем более если кто-то из вас станет архиереем. Чем выше ваш сан, тем меньше правды вы будете слышать о себе от окружения. Не забывайте об этом, будьте всегда начеку. 

Вам придется выполнять массу обязанностей, связанных и с руководством церковными организациями, и со строительством новых храмов и церковных зданий, и по связям с государственными служащими и политиками. И во всем этом будут требовать от вас хорошо преуспевать. Но хочу вас предостеречь: если вы приняли священный сан, то оставайтесь прежде всего священниками. Ни менеджерами, ни политиками, ни предпринимателями, ни прорабами, ни чиновниками. Сами по себе все эти должности и роли хороши. Но если вы священник — оставайтесь священником. 

Помните, что не люди для вас, а вы для людей. Не община для священника, но священник для нее. Относитесь к людям по-человечески. Я понимаю, что вы будете уставать, раздражаться, иногда гордиться собственными успехами, а иногда недоумевать и даже унывать. Каждому приходится пройти через все это. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши душевные колебания не были транслируемы на других. Особенно это касается усталости и раздраженности. Не позволяйте себе грубости в адрес пришедших в храм. Не позволяйте лицеприятного отношения. Любой человек — богатый или бедный, одетый в дорогой костюм или в обноски, верующий или неверующий, праведный или последний грешник – заслуживает с вашей стороны элементарного уважения, внимания, доброго слова. Не можете дать ему надежду на завтрашний день, утешение в горе или искреннее соучастие в радости – дайте то, что под силу каждому в цивилизованном обществе – уважение к личности. Дайте то, что так нетрудно дать – свою молитву. 

Сегодня медицина, образование, наставничество и все, что во все времена строилось на человеческих отношениях, уродуется коммерческим подходом, который превращает многие сферы жизни в индустрию, способную порождать нереальный мир чудовищных масштабов. Все чаще взаимоотношения и взаимопомощь людей при помощи технологий сводятся до «транзакций» – актов взаимного обмена, которые не могут быть бескорыстными. Кажется, с развитием технологий, призванных улучшить жизнь человека и сделать ее более комфортной, в этом мире становится все меньше человечности, с ее бескорыстием, жертвенностью, поступками любви по отношению к другим, даже малознакомым, людям. Это отчетливо видно в одних сферах и чуть менее – в других. 

Мы видим смену ориентира и в области искусства, архитектуры, книг. Искусство – всегда отражение жизни, жизненных устремлений и ценностей большинства. Отражение, глядясь в которое выстраивают свою жизнь тысячи и миллионы людей. 

Ведь во многом жизнь – это подражание искусству: мы все невольно перенимаем что-то яркое от персонажей книг и фильмов, стремимся собственную жизнь окружать сотворенной художниками красотой, и это нормально. 

В архитектуре, например, которая является самым заметным невооруженному взгляду видом искусства, изменения всегда очевиднее прочих. Если доминантой европейского города в предшествующие века были купола церквей, подчеркивая устремление человечества к высокому и небесному, сегодня доминанты городской среды – это торговые и деловые центры, моллы, офисы финансовых корпораций. 

Например, можно просто обратить внимание на размеры торговых центров мира – в Китае не так давно построен молл, площадью сравнимый с тремя размерами государства Ватикан. Чуть меньшие есть в каждой стране, во многих городах. 

Россия занимает одно из первых мест в Европе по количеству крупнейших моллов. 

Это квазирелигия, идолами которой являются успешность и короткие яркие удовольствия и эмоции. Ее расчет безупречен – он дает приятное и освобождает от мыслей о плохом. 

Именно поэтому она так увлекает человеческие души, призванные к райской жизни и ищущие ее везде, во всех деталях мира. 

Это мир иллюзий. Он закрывает от человека подлинный рай. И задача каждого из нас – говорить об этом и собственной жизнью являть пример того, о чем мы учим. Этот иллюзорный мир не сможет существовать, если Церковь будет нести людям подлинную жизнь, которая пусть сопровождает вас всегда и станет выходом из нашей повседневности навстречу потерянному Раю. 

К сожалению, храмы сейчас перестали быть главным местом города. Местом, где человека лечат от тяжелой жизни в миру. Местом, куда идет человек и в радости, и в горе. Местом, где человек ищет свой Рай. Потому что храм, церковная служба, молитвы и духовные упражнения – всегда сложнее развлечений. 

Отчасти в этом есть вина служителей храма, которые делают так, что храм, служба, таинства и требы тоже становятся одной из транзакций, которые встроены в ежедневный быт человека. Но задача нас с вами — священнослужителей и церковнослужителей — учить человека быть более сложным, глубоким, идущим против нравов и вкусов мира сего. 

Учить о том, что посещение храма не равно поездке на такси, походу к стоматологу или к психотерапевту. Наша задача в нынешнем мире – реабилитировать людей, ищущих во всем только выгоды и удовольствия, говоря им о Евангельской истине. Говоря о необычности, инаковости всего того, что происходит в храме. И прежде всего, конечно, реабилитировать себя. Стать подлинными и искренними, ведь только такие люди способны вести за собой других. 

Я надеюсь, что вы принимаете сердцем эти вещи. Потому что если это не так, то годы, проведенные в этом святом месте, не дали того главного плода, ради которого все мы здесь собраны, — твердой христианской веры и, как следствие, доброго христианского поведения.

Хочу несколько слов обратить к выпускницам Регентского отделения. Вам Бог вручил огромный дар стать глашатаями Его Слова как перед теми, кто будет изливать свою душу в молитве и утешать свое сердце в музыке, переданными ему надеждой, верой и молитвенным бальзамом, так и перед теми, сердце которых покрыто каменной коркой, а ум осуетился развлечениями и опустошающей суетой. Бог ждет от вас не только музыкального профессионализма, Он ожидает от вас намного большего — навыка в молитве и жизни, видя которую люди поверят всему, что вы будете говорить им на языке музыки. Пусть так и будет в вашей жизни! 

Замечательные иконописцы сегодня выходят из нашей школы и направляются в школу жизни. Скажу о своем и многих людей, не являющихся профессионалами в области искусства, восприятии иконы. Есть иконы, перед которыми хочется остановиться и молиться, не отрывая глаз. Когда потом узнаешь, кто написал такую икону, понимаешь, почему от нее не желаешь отойти. Ведь хочется молиться перед иконой, написанной человеком, который сам умеет молиться и в поступках своих в любых ситуациях являет пример смирения, терпения, простоты и преданности своему служению. Я от всей души хотел бы пожелать вам именно этого. 

И теперь, на исходе вашего обучения в стенах Духовной академии, после того, как я призвал вас встать перед судом вашей совести и проведенных здесь лет, настал и для меня момент встать перед судом собственной совести и попросить у вас прощения. Не во всем мы смогли явить вам идеал учебного заведения, которое не по названию, а по духу и содержанию призвано быть духовным. Простите за то, что, говоря о вечных евангельских истинах, я сам не всегда являл  их ярко личным примером; простите за то, что мы, старшие, могли бы, но не сделали для каждого из вас. Предстояние перед судом времени и совести заставляет меня пожелать вам лишь одного: будьте лучше нас! У вас все для этого есть! И наше поколение старалось следовать пути жизни, но ошибки являются неизбежными спутниками человека. Однако лишь от вас зависит: приумножить ли ошибки ваших предшественников, оправдывая свое бездействие примером других, или же избрать путь подлинного служения Церкви и Богу. Обратите внимание, что в Ветхом Завете и Евангелии столь мало внимания уделяется теме посмертного существования. Тем самым нам дается понять, что человек уже в этой жизни должен осуществлять свое призвание, а не бездеятельно ожидать загробной участи. Горизонт бессмертия лишь делает перспективу более широкой, а труд более осмысленным. 

Много и других наставлений и пожеланий хотелось бы дать сегодня вам, но жизнь сама все расставит на свои места.

В уповании, что недостаток мудрости, понимания и любви с моей стороны будет многократно компенсирован дыханием Святого Духа в вашей жизни, предаю вашу судьбу в руки Господа Иисуса Христа и остаюсь неизменно ваш в молитве и возможной поддержке. 

Я искренне желаю всем вам так же верить в себя, как верит в вас Господь, как верит в вас Церковь, как верит в вас Академия и как верю в вас я. 

Божие благословение да пребудет с вами неотступно в каждое мгновение предстоящего вам нелегкого и самоотверженного пути!

// слово ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия на выпускном акте в Большом актовом зале МДА 30 июня 2019 года