Moscow region, Sergiev Posad, Lavra, Academy

title image

Archbishop Ambrose

The Keys to the Kingdom

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. Тебе дам ключи Царства: что свяжешь на земле — будет связано на небесах. Что разрешишь на земле — будет разрешено на небесах. 

Эти важные слова, сказанные Христом апостолу Петру, мы слышали сегодня, дорогие братья и сестры, в евангельском чтении. Слова эти легли в основу церковного сознания, они стали определяющими для существования Церкви Христовой в мире в течение двух тысяч лет. С тех пор мы знаем, что бы ни произошло, какие бы тяготы и беды ни случались с Церковью — она выстоит. Ее не одолеют, потому что так обещал ее Основатель — Господь и Бог наш Иисус Христос. Ничто не одолеет, даже врата ада. Тем более — временные нестроения, расцветы и упадки империй, гонения на саму Церковь или время ее внешнего благополучия, которое для самой Церкви почти всегда оказывается еще большим испытанием, чем гонения. 

С момента произнесения этих слов Господом мы верим, что ключи Царства — благодать связывать и разрешать — даны Церкви, даны христианам, твердо исповедующим веру во Христа, даны священнослужителям, даны полноте Церковной, как благодать и дар за стояние в истине и за крепость убеждений, которую продемонстрировал апостол Петр, засвидетельствовавший веру христиан: «Ты — Христос, Сын Бога Живого».

Сегодня мы совершаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и это очень хороший повод поразмышлять о том, как жила апостольская община, как жили первые христиане, как должны жить мы, их преемники.

Со страниц Нового Завета, из творений мужей апостольских, из житий святых мы можем увидеть, что христианская община — это живой организм, у которого свой особый этос, определенный способ существования. Это не община, в которой все решает сильный. И не община, в которой руководствуются мнением некоего меньшинства.

Исходя из истории апостольской общины, мы можем понять, что в поиске решения тех или иных проблем община всегда обращалась к Богу и при этом старалась находить некое решение, которое бы принесло благо всей Церкви, а не только бы успокоило отдельные ее части.

Конечно, и в апостольской общине было немало разногласий, споров, различий во мнениях. Но всегда при этом христиане находили некий компромисс, и такой, чтобы ни в коем случае не повредилась вера, переданная им от Господа. Например, когда апостол Павел начал свою проповедь перед язычниками, появились христиане, которые считали, что язычников нужно заставлять жить согласно закону Моисея: заставлять их обрезываться и исполнять иные заповеди Ветхого Завета. Но апостол Павел обращается к апостолам, и те разрешают этот вопрос иначе. Решают так, как лучше для всей Церкви.

Мы живем через двадцать столетий после тех грандиозных событий. Но христианская община — вселенская Церковь — остается по-прежнему живой. В ней продолжают возникать разногласия. В ней продолжают идти споры о различных мнениях по разным вопросам. И наша задача — следовать опыту апостолов. Находить такие решения, которые позволили бы принести благо всей общине.

Это непросто. Напротив, невероятно сложно найти такое решение, которое будет действительно благом, и будет с легким сердцем принято многими. Мы не защищены от ошибок, никто из нас не безгрешен в своих суждениях. Но с чистым сердцем, с искренностью, с упованием на помощь Божию, доверяя Его обещанию всегда быть с нами, всегда руководить Своей Церковью, мы можем найти выход из любой ситуации, из любого кризиса.

Сегодня в Евангелии мы слышали слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом апостолу Петру: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17). Эти слова не могут не вселять в нас надежду, они согревают сердце в самых трудных ситуациях. Церковь всегда в руках Христа. Что бы ни происходило, какие бы ошибки, чисто по-человечески, мы ни допустили — ничто не сможет поколебать эту твердыню, «столп и утверждение Истины» (1Тим. 3:15).

Желчь и отраву в тело Церкви, которое состоит из всех нас, всегда хочет впустить диавол. И когда он пытается нас поссорить, мы должны быть особенно бдительны и понимать, на чью сторону спровоцированные каким-либо поводом мы можем встать. Это либо сторона Бога, Который любит каждого из нас и призывает нас обнять друг друга любовью. Либо это сторона человеконенавистника, который находит поводы даже там, где поводов нет, для того, чтобы столкнуть лбами, разжечь ненависть, подсказать какие-то домыслы, для того, чтобы посеять непонимание, неприязнь, злобу.

Мы должны помнить о том, что Церковь не может перенимать способы общения, способы информационной борьбы или способы урегулирования взаимоотношений, присущие миру. У Церкви иные критерии, они не подчиняются логике мира сего, которая меняется из поколения в поколение. 

В 90-е годы архимандрит Иоанн Крестьянкин в одной из проповедей сказал: «Сейчас множество людей хлынуло в нашу Церковь. И, не успев переступить ее порог, некоторые из этих людей начинают судить, что им «так», а что «не так». Что правильно, а что не правильно. Диктовать свои условия, пытаться установить свои правила. Судить, что хорошо, а что плохо, совершенно забывая о том, куда они попали». А попали они не в какую-то мирскую организацию, где действуют обычные мирские законы и обычная мирская логика, а в тот организм, в котором пульсирует Кровь Христова. Можно сказать, в богочеловеческий организм, который свят святостью Христовой и немощен нашими человеческими немощами. Для того, чтобы этот организм был сильным, здоровым, выносливым, необходимо, чтобы мы жили этой святостью Христовой. А для этого нужно соблюдать правила духовной жизни, которые выстраданы, выкристаллизованны многими и многими поколениями. Прежде чем судить о чем-то, необходимо самим научиться жить в Церкви так, как жили в ней люди, многие из которых прославлены ныне в лике святых.

В этот святой апостольский день Церковь призывает всех нас — архиереев, священников, монахов и мирян  — жить святой жизнью, которая будет продолжением живоносного Слова Христова. Чтобы верующие и неверующие могли видеть в нас, христианах, отображение Господа нашего и  Спасителя. Особенно — в священниках и будущих священниках, призванных сеять Слово Божие, призванных не размениваться на неудобства мира сего, а всю жизнь свою без остатка отдавать за тех, за кого умер наш Господь.

Аминь.