Μόσχα, Σέργκιεβ Ποσάντ, Λάβρα, Ακαδημία

title image

В МДА прошел творческий вечер памяти святителя Филарета, митрополита Московского

2 декабря, в день памяти святителя Филарета, в Большом зале Московской духовной академии прошел Филаретовский вечер. Вниманию слушателей учащиеся регентского факультета и студенты Академии представили классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.

Традиция проведения Филаретовских вечеров зародилась в Московской духовной академии в дореволюционное время. Филаретовский вечер до канонизации святого проводился в день памяти святого Филарета Милостивого – небесного покровителя святителя. После прославления митрополита Филарета в 1994 году, мероприятие стали проводить в его день памяти — 2 декабря. На вечерах читались актовые речи, проходили концерты и награждения. Со временем на концерте Филаретовского вечера отличившиеся в учебе учащиеся тогда еще регентской школы стали сдавать экзамен по дирижированию. После того, как началась подготовка регентского факультета к государственной аккредитации, экзамен по дирижированию стал проводиться для всех выпускников традиционно, в весеннее время, а вечер приобрел форму своеобразного отчетного концерта регентского факультета, посвященного той или иной тематике.

В этом году Филаретовский вечер посвящен 25-летию со дня прославления святителя Филарета в лике святых.

Концерт открыл лауреат международных конкурсов, преподаватель регентского факультета Евгений Боровинский. Он исполнил произведение Фредерика Шопена «Фантазия-экспромт» до-диез минор.

С произведениями классиков выступили преподаватели и студенты регентского факультета:

  • Рапсодию № 2 соль минор Иоганнеса Брамса исполнила студентка 1 курса Светлана Пархоменко;
  • Каватину Нормы из одноименной оперы «Норма» Винченцо Беллини и ариозо воина из кантаты «Москва» Петра Ильича Чайковского исполнила лауреат международных конкурсов, преподаватель регентского факультета Екатерина Гайданская. Концертмейстером выступила студентка регентского факультета Диана Убайдуллоева.

На сцене выступил женский хор регентского факультета под руководством Ксении Алексеевой. Он исполнил:

  • «Се ныне благословите Господа» Михаила Ипполитова-Иванова;
  • «Господи, силою Твоею» Дмитрия Бортнянского;
  • «О тебе радуется» Василия Жданова.

Дуэт студенток регентского факультета в составе Софии Сабирьяновой (скрипка) и Анастасии Аврамовой (партия фортепиано) исполнил Сонату для скрипки и фортепиано Азата Монасыпова.

Хоровой класс первого курса регентского факультета под руководством Ксении Алексеевой исполнил два произведения:

  • «Ныне отпущаеши» Павла Чеснокова;
  • Стихиру Рождеству Христову (хоровой концерт анонимного автора XVII века).

Произведение Сергея Рахманинова «Русская песня» из цикла «Шесть пьес для фортепиано в четыре руки» исполнили преподаватель регентского факультета Дарья Касьянова и студентка второго курса Виктория Борисова.

В заключение вечера Объединенный смешанный хор Московской духовной академии под руководством преподавателя регентского факультета Михаила Шошина исполнил четыре хоровых произведения русских композиторов:

  • Михаил Константинов «Кто есть Сей Царь славы», на освящение храма;
  • Петр Чайковский «Блажени, яже избрал». Причастный стих на заупокойной Литургии;
  • Павел Чесноков «Нощь не светла неверным, Христе»;
  • Павел Чесноков «С нами Бог» (солист — студент Академии Серафим Мороз).

После концерта ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим поблагодарил организаторов и исполнителей творческого вечера. Он сказал слово о святителе Филарете:

Святитель Филарет был удивительным человеком. Он совмещал в себе как духовную опытность, так и интеллектуальную одаренность. Это редкое сочетание позволило ему очень долго управлять Московской епархией.

Влияние святителя Филарета на его современников было огромным, а современники были очень интересными людьми. Один из них — А.С. Пушкин, “наше всё”, как его стали называть с легкой подачи Аполлона Григорьева. Известна даже поэтическая дуэль святителя Филарета и Александра Пушкина. Когда Александр Сергеевич пребывал в очень тягостном состоянии духа, он написал строки, в которых выражалось состояние близкое к отчаянию: “Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?” Святитель Филарет отозвался на этот крик души поэта, поскольку он очень внимательно следил за многими процессами, которые происходили в культурной жизни России того времени. Он пишет Пушкину ответ: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана, не без воли Бога тайной и на казнь осуждена». Эти поэтические строки в том же размере, с теми же рифмами, которые мы встречаем у Пушкина, позволили поэту восстать от уныния.

Вскоре он пишет шедевральные строки, посвященные святителю Филарету. Есть два варианта, но сначала я процитирую второй: “Твоим огнем душа палима, отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе Серафима в священном ужасе поэт”. Этот вариант мне нравится меньше, чем первый, потому что в слове “палимый” есть отрицательный оттенок, но для поэзии, может быть, это наиболее выразительно. А вот первый вариант: “Твоим огнем душа согрета, отвергла мрак земных сует, и внемлет арфе Филарета в священном ужасе поэт”. Слово “согрета”, как мне кажется, наиболее точно передает смысл и яснее выражает наше православное миропонимание. В этом слове чувствуется любовь, а не мучение. Я хочу, чтобы после сегодняшнего вечера ваша душа тоже была согрета. Согрета удивительными произведениями и прекрасным исполнением. Желаю, чтобы это тепло вы сегодня пронесли в своих сердцах».

Γραφείο τύπου της Θεολογικής Σχολής της Μόσχας

ΦΩΤΟΑΛΜΠΟΥΜ